Борис Деменков: Бежать из маршрутного бизнеса надо!»
Еще летом администрация г. Красноярска подписала постановление «Об утверждении маршрутной сети». Согласно этой реформе общее число маршрутов сократится на треть. А парк маршруток почти полностью до
Еще летом администрация г. Красноярска подписала постановление «Об утверждении маршрутной сети». Согласно этой реформе общее число маршрутов сократится на треть. А парк маршруток почти полностью должен будет перейти на автобусы большой вместимости.
Директор компании «Сирена» (маршруты № 29 и № 81) БОРИС ДЕМЕНКОВ уверен, что при любом раскладе нововведения «перетрясут» рынок пассажирских перевозок. Будущее многих красноярских маршрутников видится ему весьма туманным. Сам он уже готов оставить свой бизнес.
— Конечно, с одной стороны, текущие нововведения влекут за собой позитивные изменения: уйдут ненужные буквенные обозначения маршрутов, часть рейсов будет сокращена в соответствии с федеральным законодательством до 30 км — это приведет к улучшению условий труда водителей. С другой — спорных моментов в этой реформе гораздо больше.
Что вас больше всего не устраивает в нововведениях?
— Начнем с того, что изначально администрация Красноярска выбрала, на мой взгляд, неправильный подход. По заказу чиновников в Политехническом институте СФУ схему разработали в соответствии с концепцией больших автобусов. Для расчетов задали следующий параметр — «максимальное количество машин большого класса на дорогах Красноярска». А это в корне неверно. Мировой опыт показывает, что полностью отказаться от автобусов малого и среднего классов невозможно. В реформу внесли поправки, поэтому около четверти автобусного парка города составят автобусы малого и среднего классов. Но в идеале, по моим оценкам, 80% автобусов должны быть в Красноярске среднего класса, и по 10% — малого и большого классов.
Получается, что каждый перевозчик должен почти полностью обновить автопарк?
— Да, перейти на большие автобусы. А сегодня около 60% парка Красноярска — это машины малого класса. Не скажу, что это требование удивило нас. Несколько лет назад в департаменте транспорта администрации Красноярска нас предупреждали: переходите на автобусы большого класса. На тот момент мы одними из первых закупили партию больших машин — «НефАЗов». Как сегодня сменить парк, когда те большие автобусы, на которых мы уже работаем, до сих пор не окупили себя? Мы все еще рассчитываемся по кредитам. Стоимость машины большого класса в три раза выше, чем новый средний автобус, а их эксплуатация обходится в 5-6 раз дороже. К тому же в межпиковое время их наполняемость катастрофически низкая. Иногда платы за проезд не хватает даже для покрытия топливных расходов.
По новым поправкам треть сегодняшних маршрутов исчезнет. В том числе под сокращение попадает и один из ваших маршрутов. Как вы будете поступать в этой ситуации?
— Это непростой вопрос. Действительно, в соответствии с реформой к 20 сентября будут убраны 29-й маршрут, по которому ездим мы, и 46-й, близкий к нему по направленности и почти равный по протяженности. Вместо них появится 76-й маршрут, который совместит схемы движения 29-го и 46-го. Этот новый маршрут нам не достался, мы не у дел. Сейчас 23 автобуса малого и среднего классов работают на 29-м маршруте. Возможно, часть их будет направлена на предложенный нам новый 17-й маршрут («Завод медпрепаратов — ж/д вокзал»). Однако даже при таком раскладе как минимум десять машин у нас будут простаивать. Часть из них явно придется сдать на металлолом, еще часть — продать. Все эти факторы наталкивают на мысль: бежать из маршрутного бизнеса надо! В нашей компании помимо этого вида деятельности есть еще два направления — грузовые и корпоративные перевозки — мы перераспределяем собственные ресурсы. Пока я выбрал такую тактику: постепенно мы будем сворачивать направление городских пассажирских перевозок. Но не все компании способны найти альтернативы.
По вашим прогнозам, многие ли компании уйдут с рынка?
— Безусловно. Я знаю, что некоторые игроки уже сворачивают бизнес. Хотя его не так просто бросить. Ведь большинство компаний платят кредиты за новые автобусы большого класса.
Есть перевозчики, которые только подумывают о том, чтобы продать свой бизнес. Однако из-за низкой рентабельности покупателей не находится.
Как вы видите этот рынок в будущем?
— Количество перевозчиков однозначно сократится. Из более чем 80 компаний останется несколько крупных игроков. Снизится конкуренция, возможность манипулировать проездными тарифами увеличится. Немногочисленные перевозчики начнут «продавливать» более высокие цены за проезд.