ЧП на Ачинском НПЗ может вызвать бензиновый кризис
Взрыв на Ачинском НПЗ серьезно изменит цены на топливо в крае. Продавцы нефтепродуктов уже закупают бензин и «дизель» по новым ценам. Дефицит топлива может привести к закрытию частных АЗС.
Взрыв на Ачинском НПЗ случилось в ночь на 16 июня. По версии следствия, на территории завода произошел взрыв углеводородного газа, вызвавший пожар на площади 400 кв. м. По последним данным, погибло восемь человек.
Как сообщили в пресс‑службе «НК «Роснефть», компания приложит все усилия для восстановления производства в сжатые сроки. Сейчас разработан план ликвидации последствий ЧС и полного восстановления с выводом производственных объектов на мощность, соответствующую доаварийным показателям завода. Ситуацию лично курирует президент компании ИГОРЬ СЕЧИН. На момент аварии Ачинский НПЗ находился на плановом профилактическом ремонте.
«Перед началом ремонта был сформирован необходимый запас нефтепродуктов. Поставки нефтепродуктов в Красноярский край осуществлялись в том числе с других заводов компании. В связи с аварией приняты дополнительные меры по бесперебойному обеспечению потребителей топливом», — сообщили в «Роснефти».
Врио Губернатора Красноярского края ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ заявил, что на восстановление предприятия понадобится несколько месяцев, и дал поручение министру промышленности и торговли края АЛЕКСАНДРУ КЛИМИНУ не допустить срыва поставок нефтепродуктов в рамках северного завоза. При этом г‑н Толоконский рассчитывает, что авария на Ачинском НПЗ не должна отразиться на стоимости бензина в крае.
«Мы не должны допустить роста цен на ГСМ, а также ситуации с нехваткой топлива в регионе», — сообщил журналистам г‑н Толоконский.
Однако спустя несколько дней рост цен на топливо начался. По словам генерального директора холдинга «Сангилен+» РОМАНА ГОЛЬДМАНА, за последние несколько дней на Санкт‑Петербургской международной товарно‑сырьевой бирже бензин 98‑АИ подорожал на 800 руб. за т.
«Топлива по новым ценам у нас еще нет, оно находится в дороге. Соответственно, в ближайшие несколько дней стоит ожидать, что цены на АЗС скорректируются в сторону повышения. Пока не готов сказать, насколько в итоге поднимется розничная цена, но она точно не вырастет резко, это будет плавное, но неотвратимое повышение. Других вариантов нет», — заявил г‑н Гольдман.
Руководитель «Союза владельцев независимых АЗС Красноярского края», соучредитель компании «Олмал» (владеет сетью АЗС в Красноярском крае) МИХАИЛ КИЧАЙКИН сообщил «ДК», что оптовые цены выросли значительно:
«Еще на прошлой неделе мы закупали бензин АИ‑92 по цене 36 тыс. руб. за т, а сейчас самое дешевое предложение, которое можно найти, — это 39 тыс. руб. за т. Продукция Омского НПЗ, если покупать ее с биржи на Красноярский край, в цене АИ‑92 со всеми транспортными расходами составит около 40 тыс. за т. С такими ценами розница должна составлять не менее 32 руб. за литр».
Ситуацию усугубляет и то, что возможность купить ГСМ даже по выросшим ценам у АЗС сократилась. По мнению участников рынка, в регионе уже ощущается дефицит топлива. Возможность закупать бензин в соседних регионах ограничена. По словам Михаила Кичайкина, Сургутский ЗСК в ближайшее время закроется на плановый ремонт. «Роснефть» отгружает имеющиеся запасы с нефтебаз, но это несущественный объем, в масштабах края этого запаса хватит максимум на две недели. Компании вынуждены заказывать ГСМ из более далеких регионов — например, у уфимской группы предприятий.
Негативную роль сыграл и тот факт, что продавцы бензина не делали запасов.
«К середине июня появилось ощущение, что цены вот‑вот должны снизиться. Заводы должны были выходить из плановых ремонтов, к тому же основная закупка зимнего топлива уже прошла. Традиционно в это время на рынке происходил легкий спад по спросу, — объясняет Роман Гольдман. — Соответственно, многие оптовики никаких запасов не делали, ждали новых цен от производителей. В этот момент происходит ЧП на Ачинском НПЗ. Оптовые цены выросли, а запасов топлива по старым ценам нет».
Михаил Кичайкин считает, что бензиновый кризис может привести к закрытию частных АЗС в городе и крае: «В незавидной ситуации окажутся как мелкие игроки, так и крупные сети АЗС, у которых нет больших запасов. Для таких компаний, как «Газпром», «Роснефть» и «КНП», ситуация пройдет менее болезненно. Остальным придется либо продавать ГСМ по высоким ценам, либо закрывать заправки».