Дмитрий Савицкий: Радио боится «цифры»

Московскому радийному рынку Дмитрий Савицкий отдал 18 лет. В столичных кругах он считается если не личностью легендарной, то по меньшей мере точно известной. В 1995 году г-н Савицкий запустил в э

Российские радийщики ждут перехода на цифровое вещание как судного дня, гадая, кто после этого выживет на рынке. Генеральный директор радио «Серебряный дождь» Дмитрий Савицкий рассказал «ДК» о том, что может спасти отрасль от обрушения и почему радийные холдинги не жалеют денег на покупку новых частот в регионах.

Радио боится «цифры»

Дмитрий Савицкий
Генеральный директор радио «Серебряный дождь»
Родился 16 марта 1971 г. в Москве.
Образование: Ленинградский Институт Киноинженеров в Москве, факультет звукорежиссуры.
Карьера: 1991-1992 гг. — звукооператор советско-британской производственной телекомпании «Актив ЛТД». 1992-1993 гг. — исполнительный директор советско-французской Международной ассоциации деятелей культуры «Новое время». С 1993 года является генеральным директором и учредителем радио «Серебряный дождь».
Семейное положение: холост.
Хобби: французский язык.

Московскому радийному рынку Дмитрий Савицкий отдал 18 лет. В столичных кругах он считается если не личностью легендарной, то по меньшей мере точно известной. В 1995 году г-н Савицкий запустил в эфир радиостанцию «Серебряный дождь» и с тех пор прочно укрепился в этом бизнесе. По заверениям коллег, он обладает способностью сочетать в себе рационального руководителя и ведущего креативщика «Серебряного дождя». Сам Дмитрий Савицкий одной из составляющих успеха считает креатив. И это выражается не только в промо-мероприятиях и контенте радио, но и в повседневной работе офиса. Так, вместо пункта ресепшена на радиостанции стоит адаптированный под стол сверлильный станок, в кабинете у г-на Савицкого находится японский гонг, с помощью которого он собирает сотрудников на ежемесячное собрание, а сам генеральный директор радио иногда предпочитает добираться на работу на мопеде Vespa. О себе г-н Савицкий говорит скромно, избегает называть себя «бизнесменом», меняет это слово на «трудоголик» и утверждает, если понадобится, он готов «всю жизнь положить на радио».
«Серебряный дождь» входит в число московских компаний, которые делят рекламный «пирог», и считается одной из наиболее успешных столичных радиостанций. Но, по словам Дмитрия Савицкого, такое положение дел сохранится недолго. Согласно федеральному закону о цифровизации в области радио все игроки этого рынка до 2015 года должны перейти с аналогового вещания на «цифру». По замыслу федеральной власти, которая выступила инициатором этого закона, цифровое радиовещание, в разы превосходящее аналоговое по качеству и возможностям, сделает радийный рынок высокотехнологичным, откроет новые возможности. Г-н Савицкий считает, что эта «эпопея» может обернуться для радиостанций большими проблемами.

Радио не готово быть «цифровым»
Главным тормозящим звеном в тотальной цифровизации российского радио г-н Савицкий считает общество. Оно, по его словам, не готово к этим переменам как технически, так и психологически.
— Переход от аналога к «цифре» будет мучительным и долгим. И быстрота этого процесса будет зависеть главным образом от потребителя. Потому что, если уже завтра будут решены все технические проблемы по цифровизации в области радио, это совершенно не означает, что все радиостанции выключат аналоговые передатчики и начнут вещать в «цифре». Их просто слушать никто не будет, цифровых приемников у потребителей еще нет. В «цифре» у нас будет шесть слушателей, из них три человека будут работать у нас на радио и трое сидеть на передатчике.
Что или кто в этом вопросе будет играть ведущую роль?
— Очень многое зависит от производителей техники. В свое время у нас был в стране УКВ-диапазон, и, когда мы все перешли на ФМ, УКВ–диапазон быстро умер, потому что в России был колоссальный рынок ФМ-приемников, которые производились у нас в стране в огромном количестве. Сейчас ситуация сложилась другая. Производители техники ждут, когда рынок перейдет на «цифру», чтобы начать продавать приемники, а мы ждем, когда производители начнут продавать приемники, чтобы у людей они были. И вопрос: «Что первичней — яйцо или курица?» весьма актуален.
Каким образом эта проблема будет решаться со стороны радиостанций?
— Пока ясно одно — ничего хорошего для радиостанций этот переход не несет, на нас лягут новые дополнительные расходы, конкуренция обострится до предела. Скорее всего, чтобы сохранить аудиторию и рекламодателей, нам придется вещать параллельно и в «цифре», и в аналоговых частотах. Миллионы старых приемников у пенсионеров в одночасье не заменятся на новые, они будут продолжать слушать радио в ФМ-диапазоне. И если раньше мы платили только за пользование аналоговым передатчиком, то в новой ситуации нам придется еще платить и за второй, цифровой. Это огромные расходы, их потянут только крупные организации.
Как сильно последствия цифровизации могут изменить рынок?
— Переход на цифру радийный рынок не изменит, он его обрушит. Абсолютно точно, всем радиостанциям придется очень нелегко. И положа руку на сердце мы, конечно, против этого ужасного технического прогресса. Мировые звезды немого кино стали никому не нужны после прихода в кино звука. Так и здесь, мы очень боимся этого перехода. На одной частоте в цифровом диапазоне может работать сразу до 300 радиостанций. В этой ситуации нас ждет колоссальная конкуренция контента. Радио — это последнее бесплатное удовольствие. Вы включаете его в машине, слушаете и, собственно, своим слушанием вы оплачиваете работу тех, кто трудится на радио. Как только станций становится слишком много, у потребителя появляется выбор, он начинает переключаться с одной на другую. И самым востребованным каналом будет самый интересный.
Как вы считаете, много ли радиостанций переживет эту конкурентную борьбу?
— К сожалению, будущее видится мне исключительно в негативном свете. Я допускаю, что в связи с повышением затрат на технику и пользование цифровым передатчиком радийный бизнес перестанет быть экономически привлекательным, что поведет за собой закрытие многих радиостанций. Поэтому существует большая вероятность, что с приходом «цифры» слушатели не будут иметь того богатого выбора, какой имеют в настоящее время, только в Москве, например, сейчас работает 56 радиостанций. Думаю, после всех перемен в России вообще будет работать только 4 радиостанции. Из них половина государственных, остальные закроются за нерентабельностью.
Существует способ сделать переход на «цифру» для радиостанций менее болезненным?
— Сейчас государство делает все, чтобы усложнить радиовещание, цены государственного монополиста РТС (российская радиотрансляционная сеть) все время растут. И некоторые станции закрываются сейчас только потому, что не могут оплатить передатчик — он очень дорогой. Государство пока не понимает, что оно делает, не понимает, что оно нас давит. К сожалению, может случиться так, что, когда произойдет переход в «цифру», власть и спохватится: «Стоп-стоп-стоп, нам нужно что-то делать, иначе мы вообще можем без радио остаться!»
Я считаю, чтобы спасти радио, его нужно дотировать, так же как дотируют развитие культуры. Должен быть принят закон, который подразумевает введение налога на радио. Например, каждый житель страны должен заплатить, скажем, 6 рублей за возможность слушать радио. И эти деньги будут идти на радиовещание. На радио уже может и не быть рекламы вовсе, но работать радиостанции точно будут. Потому что правительство обеспечило им жизнь.
Движение назад
Несмотря на грядущую эру цифровизации, радийный рынок продолжает развиваться. По сравнению с кризисными годами рекламные бюджеты вновь начали расти и вслед за рекламодателями — крупными федеральными компаниями, которые развернули экспансию в российские регионы, в глубь страны устремились и радийщики. Дмитрий Савицкий, запустивший в Красноярске радио «Серебряный дождь», считает, что главным движущим фактором в этом вопросе стало сокращение числа свободных частот.
— Все крупные игроки разом поняли, что ресурс частот исчерпывается, а городов, в которых можно принять участие в конкурсе на новые частоты, становится меньше и меньше. Поэтому, если частота выпадает на конкурс, за нее все бьются. Сейчас большинству радийных холдингов все равно, за какие деньги купить себе место на рынке, экономику никто не считает, самое главное — купить. Потому что потом может случиться так, что покупать уже будет нечего. Так, крупные радийные московские холдинги пошли в регионы, а региональные компании начали выходить на западные рынки страны. Частотный ресурс не резиновый. Он когда-нибудь закончится. Это все понимают.
Затраты на покупку частот в регионах компании рассчитывают окупать за счет рекламы?
Безусловно. Покупать частоты в регионах имеет смысл только на волне экономического подъема. Сейчас многие московские компании, которых раньше интересовало только размещение рекламы в столице, открыли свои представительства в регионах. Вполне логично, что сейчас эти компании интересует в первую очередь сетевое размещение рекламы. Продажи региональной рекламы выросли, но по-прежнему самый большой кусок этого «пирога» собирают лидеры рынка. Крупным рекламодателям легче прийти в радийный холдинг, имеющий большую сеть присутствия, и заказать размещение сразу в 50 городах. А так как сетевые рекламные бюджеты — это значительные деньги, то почти все радиостанции в погоне за ними устремились в регионы. И мы исключением не стали.
В связи с этим отношение к радио как к рекламному носителю изменилось?
— Нет. Все ужасно, как и раньше. Радио как рекламный носитель до сих пор должным образом не оценено. Говорить о каких-то положительных сдвигах не приходится. Для нас кризис не закончился, мы просто прошли его «дно» и сейчас возвращаемся назад очень маленькими шажками. Радиостанции зарабатывают только рекламой, никакие фестивали и имиджевые проекты не приносят прибыли. Это не шоколадный бизнес, как казино или нефть, — это ежедневная пахота. В этом бизнесе существует одно простое правило: «Если ты хочешь оставаться на месте, ты должен идти, если ты хочешь идти вперед, тебе надо бежать». Вот все и бегут. Конкуренция на радийном рынке обострена до предела. И усилия в борьбе за рекламу, за место на рынке, которые предпринимают московские радиостанции и радиостанции в регионах, соизмеримы и одинаковы. Ситуация может отличаться только количеством нулей в договорах.
В этой конкурентной борьбе победит тот, кто крупнее?
Нет. Победит тот, кто креативней. Чем креативней контент, тем больше слушателей радиостанция привлечет, а значит, больше рекламы продаст.
Радио должно дать слушателям что-то, что они до этого не имели. Ну и также очень важен грамотный, сильный промоушен, который будет сопровождать работу станции, он тоже не должен быть стандартным. Надо придумывать рекламные носители там, где их нет, и такие, какие до этого не существовали. И здесь большое поле для творчества, иногда можно очень дешевыми средствами добиться потрясающих эффектов. Например, можно развесить по городу тысячу плакатов 6 на 3 м, и это даст меньший эффект, чем, скажем, засаженная тюльпанами клумба в виде вашего логотипа. Сколько стоят луковицы тюльпанов? Ерунду! А если вы эту идею вкусно преподнесете администрации города, то и городские власти включат свои инструменты, чтобы этот проект раскрутить, и вы получите массу приятных бонусов. Более всего для таких акций подходят небольшие города, нам безумно трудно раскачать 13-миллионный город. Я не знаю, что нужно сделать для этого, как вариант, наверное, ракету с Красной площади запустить.
Каким вы видите радийное будущее, если не брать в счет переход в «цифру»?
— Будущее туманно. Думаю, в ближайшее время процесс укрупнения радийных холдингов будет окончен. В укрупнении нет смысла — это плохая практика. В каждом холдинге есть одна или две радиостанции, которые тащат на себе все остальные станции, которые тоже входят в компанию, но они, к сожалению, убыточны. Есть радиостанции, которые делят рекламный пирог, но их немного. И до сих пор остается открытым вопрос: «Кто выживет?» Все по этому поводу переживают, каждый разрабатывает свой план действий.
Мы планируем более активную экспансию в раскрученные электронные носители: айфоны, айпады, Интернет, социальные сети. Есть планы по региональному развитию, нас нет еще в нескольких городах-миллионниках, в том числе и в Санкт-Петербурге. Так что покой нам только снится. Нужно искать характеры, персоналии, новую музыку. Так что, думаю, в прямом смысле слова радио не умрет, поскольку пробки пока еще никто не отменял. Ну а конкуренция — это второй вопрос, чем она выше, тем лучше для слушателей.
Видно, что вы очень любите свою работу
— Я не бизнесмен в истинном понимании этого слова. Мне не надо завоевывать все медиапространство, выбиваться лидеры, создавать холдинги, укрупняться, капитализироваться. Бизнесмен — это человек, которому совершенно фиолетово на свои активы, он сегодня купил, завтра выгодно продал. Я предприниматель, который делает радио, и ему это интересно, а то, что это еще и деньги приносит, это вообще очень круто и классно. Работа для меня это творческий процесс, она отнимает огромное количество сил и времени, но взамен дарит необыкновенное удовлетворение.
Самое читаемое
  • Водоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХВодоканал и взятки: в Свердловской области огласили два громких приговора в сфере ЖКХ
  • Путин возразил Грефу, который увидел признаки «технической стагнации» в экономике РоссииПутин возразил Грефу, который увидел признаки «технической стагнации» в экономике России
  • Проголосовать за своего кандидата в губернаторы Свердловской области можно будет в МосквеПроголосовать за своего кандидата в губернаторы Свердловской области можно будет в Москве
  • Выставка работ уральских художников открылась в старинном саду, о котором мало кто знаетВыставка работ уральских художников открылась в старинном саду, о котором мало кто знает
  • В Екатеринбурге появится еще один новый микрорайонВ Екатеринбурге появится еще один новый микрорайон
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.