Электронная коммерция – миф или реальность?

эксперты Анатолий Аульченко руководитель проекта «Платежка» Татьяна Виноградова координатор проекта Sibrabota.ru Андрей Волков генеральный директор компании «МегаБай-Т» Андрей Сидоров коммерческ

Электронная коммерция , вопреки ожиданиям тех, кто ею занимается, пока не находит в Красноярске большого спроса. Проблемы и перспективы бизнеса в сети обсуждали эксперты и гости дискуссионного клуба «Делового квартала», очередная встреча которого была организована совместно с компанией «ЯрСофт».

эксперты
Анатолий Аульченко руководитель проекта «Платежка»
Татьяна Виноградова координатор проекта Sibrabota.ru
Андрей Волков генеральный директор компании «МегаБай-Т»
Андрей Сидоров коммерческий директор компании «Респект»
Евгений Симонов представитель «Системы электронных торгов»

Нередко компании приходят в электронный бизнес, просто поддаваясь первичному ощущению — «это слишком удобно для потребителей, чтобы они могли от этого отказаться». На практике создатели, скажем, интернет-ресурса, насладившись его прогрессивностью, сталкиваются с массой проблем. Так, им не приходится рассчитывать на быструю окупаемость вложенных денег. ТАТЬЯНА ВИНОГРАДОВА, координатор проекта Sibrabota.ru: «Я знаю три очень хороших интернет-проекта, которые закрылись, потому что руководство к ним охладело. Они не принесли прибыли в этом году, не принесли через год. Но они могут принести гораздо больше через 3-4 года. И уже не будет требоваться глобальных инвестиций. К таким проектам нужно относиться как к вложениям в будущее бизнеса».
Г-жа Виноградова обозначила порядок доходов от размещения рекламы для местных компаний, работающих в сегменте «электронного трудоустройства»: «Наш московский партнер получает от рекламы на своем портале $60000 в месяц. А в Красноярске получить хотя бы шесть тысяч ежемесячно в портале по трудоустройству удается далеко не всем. Мы пока только вышли на ноль. Ни прибыли, ни убытков».

Красноярску не хватает электронных денег
Обозначив ситуацию далеко не ажиотажного спроса, в которой работают местные пионеры электронной коммерции, эксперты попытались определить причины такого положения дел. Первым тормозом развития обозначили малое количество пользователей Интернета в Красноярске. По разным оценкам экспертов и гостей, оно составляет лишь 3-6% городского населения.
АНДРЕЙ ВОЛКОВ, генеральный директор компании «МегаБай-Т», напомнил аудитории, что Интернет — не та территория, которая может ограничиваться одним городом. Одна из основных бизнес-возможностей сети — привлечение клиентов из других регионов. «Да, в Красноярске не так много активных пользователей Интернета. Но тот же портал «Озон» находится не здесь, а красноярцы пользуются его услугами. Электронная коммерция — это продажи по всей стране», — заключил г-н Волков.
Татьяна Виноградова несколько «приземлила» идею универсальности сети как коммерческой площадки. Есть немало интернет-проектов, ориентированных прежде всего на локальный рынок, на местных потребителей: «Люди из Москвы не будут искать на нашем портале работников-красноярцев, разве что очень квалифицированных. В процентном отношении посетителей из Красноярска у нас — больше 75%».
Коммерческий директор компании «Респект» АНДРЕЙ СИДОРОВ сформулировал вторую масштабную проблему электронной коммерции: она невозможна без доступных электронных денег. Их отсутствие подрывает платежеспособность и без того небольшого спроса. В Красноярске, по словам экспертов, практически неразвиты такие платежные системы, как Yandex-money, Web-money. И это реально мешает продажам в Интернете. Андрей Волков: «Покупатель должен иметь возможность ткнуть в кнопку и сразу приобрести товар. Потому что, как только он пойдет куда-то покупать карточку, он уже, скорее всего, не вернется на этот сайт».
Один из гостей встречи тут же поделился своим опытом: «Сейчас даже элект­ронный кошелек пополнить — столько мороки. Недавно я пытался через банки положить на него деньги. Банки не знают ничего. Никто не может дать толковую консультацию».
Руководитель проекта «Платежка» АНАТОЛИЙ АУЛЬЧЕНКО рассказал, что его компания начинает принимать через свои терминалы пополнение кошельков Yandex-money, Web-money. При этом г-н Аульченко заявил, что результаты работы компании показывают: сбор наличных денег более актуален, чем оплата с помощью электронных средств: «У нас еще даже в полной мере не привыкли к кредитным карточкам. Люди подходят к банкомату, снимают деньги и разворачиваются к «Платежке». А ведь и с помощью самого банкомата уже очень давно можно оплатить услуги связи. Год назад мы сравнивали наши данные с банком «Уралсиб», у них 20 банкоматов собирали платежей за месяц столько, сколько один наш терминал за день».
Интернет позволяет делать бизнес на идеях
Сомодератор встречи, директор компании «ЯрСофт» НИКОЛАЙ ПЕРОВ попытался вернуть дискуссию к тем перспективам, которые открывает предпринимателям электронная коммерция: «Я вернулся с Томского инновационного форума. Там студенты представляли различные проекты. Один из них предложил своеобразную сетевую поисковую систему, которая по­зволяет работать с изображениями. Это — для дизайнерских фирм, которым нужны картинки рабочих параметров. Автор разработки оценил мировой рынок в 35000 компаний, занимающихся дизайном. Его емкость — около $200 млн. В ходе обсуждения под этот проект уже привлекли $50000. Может, мы сами себя ограничиваем Красноярском и не умеем мыслить масштабами всемирной сети?»
Андрей Волков согласился с тем, что нестандартные подходы к бизнесу в Интернете реализуются порой проще, чем в других сферах. А отдача от смелых идей может превзойти все ожидания: «Сейчас в сети модно говорить о Web2.0. Люди, совершенно не думая о прибыли, сплачиваются вокруг идеи. Вкладывают свои деньги или не вкладывают. Или инвестиции происходят просто в виде оплаты трафика. Энтузиасты делают интересный проект с массой посетителей, с интересными темами, с изюминкой, которая отличает их от других. А потом приходят капиталисты и просто покупают этот проект за бешеные деньги. Либо сами люди подрастают и начинают «стричь купоны». Действительно, такое имеет место, и это — одна из возможностей для дальнейшего развития. Тем более для тех, у кого нет стартовых капиталов. Все можно. Интернет пока позволяет».
Компании отсекают клиентов, снижая риск мошенничества
Электронная коммерция дает облегченный доступ к информации. Но так же просто обмануть того, кто будет ею пользоваться. Чем легче получить, тем легче обмануться. Эксперты подняли вопросы безопасности в электронной коммерции. Николай Перов обратился к аудитории с вопросом: «Кто-нибудь из вас пользуется электронной цифровой подписью?» Руку подняли четыре человека, из них трое — эксперты, люди «с той стороны баррикад». Сомодератор отметил, что он ожидал подобного результата — многие в бизнес-среде до сих пор воспринимают такие новшества, как нечто неведомое и слегка опасное. Евгений Симонов представлял на дискуссионном клубе «Систему электронных торгов», которая осуществляет сделки в Интернете. Подтверждают их электронные цифровые подписи. Г-на Симонова немедленно спросили, как часто вы сталкиваетесь с мошенниками? «Есть черный список компаний, которые при совершении сделки сказали: да, мы сможем, да, мы сделаем, а потом по каким-то причинам не выполняли условия. С ними разрывается контракт, и они попадают в этот список. Там не 10 и не 20 компаний, побольше будет», — рассказал эксперт.
Обязательность цифровой подписи для того, чтобы пользоваться услугами «Системы электронных торгов», вызвала реплику одного из участников встречи: «Это сужает круг пользователей. Приходится выбирать между риском быть обманутым, но иметь больше людей в своих сервисах, и минимизацией риска, но с меньшим количеством клиентов».
Анатолий Аульченко заявил, что основа безопасности компаний, работающих в области электронной коммерции, — в квалификации соответствующих специалистов. «Один из наших технических руководителей постоянно читает лекции по безопасности информации в академии «IT». Безопасность данных — это не какой-то результат, это процесс. Постоянная активность людей, которые не только работают над системой передачи данных, но и над собой».
В финале дискуссии эксперты обсудили перспективы электронной коммерции в сегменте b2b. Андрей Сидоров рассказал, что его компания видит в Интернете стратегическую посредническую площадку: «Мы организовали своеобразный элект­ронный бизнес-союз, куда хотим подключить ряд предприятий Красноярска. Мы бы хотели, чтобы люди, войдя на эту площадку, имели возможность общаться между собой, размещать информацию. А мы можем являться неким гарантом. Вплоть до того, чтобы гарантировать сделки между предприятиями. Гарантировать, что покупатель и продавец являются законопослушными и реальными». На вопрос, как вы будете это выяснять, г-н Сидоров ответил лаконично: «У нас есть некоторые административные лица, через которых мы можем выяснять».
Отметив удобство таких союзов и объединений в Интернете — «Не нужно никуда приезжать. Не нужно никому звонить. Даже столы со стульями для заседаний не нужны», — эксперты сошлись на том, что технические возможности для активного проникновения электронной коммерции в b2b в Красноярске уже есть. Анатолий Аульченко резюмировал: «И сам бизнес сейчас понимает, для чего ему нужен Интернет и как им пользоваться. Теперь дело за теми, кто создаст сервисы, которые соответствуют уровню запросов бизнеса. Вот здесь, мне кажется, непаханая целина, и кто сумеет ее освоить, будет долго на коне.
Самое читаемое
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.
  • Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»
  • Арбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерамАрбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерам
  • «Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах«Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.