Елена Сычева: от хобби к бизнесу
Владелица сети магазинов «Ив Роше» и «Гулливер» Елена Сычева мечтала о женском деле, которое будет приносить ей удовольствие и свободу. За семь лет она нарастила сеть и новое направление в бизнесе.
Елена Сычева представляла себя хозяйкой собственной компании, будучи еще студенткой. Но прежде, чем мечта стала реальностью, она успела сделать карьеру в банковской сфере и уйти в декрет. Рождение ребенка заставило г-жу Сычеву вспомнить о том, чем она действительно хочет заниматься.
— У меня была хорошая работа, перспектива карьерного роста. Но когда встал вопрос, возвращаться ли в банк после декрета, я решила не делать этого. Пока сидела с ребенком, работала с мужем в его компании и в полной мере ощутила главное преимущество собственного дела — это, прежде всего, свобода. Моральная, физическая, практическая. Не сидеть с утра до ночи в чужой компании, а вкладывать силы в то, что тебе нравится, самому выстраивать процесс работы. Я всерьез задумалась о своем деле. Причем мне хотелось заняться самостоятельно красивым женским бизнесом.
Это было семь лет назад. В то время я пользовалась косметикой «Ив Роше». И в какой-то момент в голову пришла мысль: а почему не заняться продажей косметики этого бренда? На тот момент в городе был всего один магазин «Ив Роше» — на пр. Мира.
Я нашла в интернете контакты московского офиса «Ив Роше». Сначала написала письма, потом уже созванивалась с руководством. Мы сразу нашли общий язык с партнерами, компания заинтересовалась дальнейшим развитием в Красноярске.
Со всеми руководителями «Ив Роше» общалась дистанционно и так же заключила соглашение о сотрудничестве. Бизнес начинала и на собственные сбережения, и на кредитные средства. Партнеры во многом пошли мне навстречу. До сих пор благодарна им за это, иностранные компании обычно выставляют очень жесткие условия франчайзи, но для меня сделали исключение.
Конечно, вначале было трудно, ритейлом я никогда не занималась. Все было в новинку. Многому пришлось научиться. Повезло, что я начала работать с маркой, которая имеет мировую известность и понятную структуру бизнеса. На все мои вопросы «Как?» у партнеров были ответы.
Подготовка к открытию первого магазина длилась около года. Долго искали помещение. Конечно, каждый вариант обсуждали с «Ив Роше». Я приглядывалась к «Планете», она только-только достраивалась, но французы сориентировали нас на правый берег, и в итоге первый магазин открылся в ТЦ «Красноярье». Потом, конечно, пожалела, что не дождалась «Планеты». Но это было позже.
Запуск первого магазина прошел довольно легко. Гораздо больше готовились, делали ремонт, набирали персонал, расставляли ассортимент. Для первой точки приняла в штат пять человек, многие уже имели опыт в розничных продажах. Девчонки с большой самоотдачей взялись за дело. Помню, на первых порах я нередко сама работала в торговом зале. Мне нравилось общаться с покупателями, рассказывать им о косметике, водить по магазину, для этого специально выучила весь ассортимент от и до. Если один день не была в магазине, уже скучала. Могла долго ходить по нему, наслаждаться красотой прилавков и ароматами косметики. Работать приходилось много, до поздней ночи и в выходные. Но я получала от этого удовольствие.
Первый год я про свой магазин говорила: «Это не бизнес, это хобби». Как такового дохода не было, все уходило на заработную плату, аренду, долговые обязательства. Считала каждую копейку, чтобы уйти в ноль. В финансовом плане было тяжело. Только спустя год почувствовала первую денежную отдачу.
Примерно тогда и пришло понимание, что одного магазина «Ив Роше» мало, нужна сеть. Вперед, только вперед! Доход стал стабильным, когда мы открыли второй магазин в ТРЦ «Июнь». Я хотела зайти в «Планету», но к тому моменту все подходящие площадки были уже заняты. «Июнь» же только открылся, но успел заключить договоры с якорными арендаторами. Был разгар кризиса 2008 года. Размещаться в новом ТРЦ было рискованно, никто не давал гарантий, что он будет успешным и не закроется через пару месяцев, но я решила рискнуть. И не прогадала. Постепенно «Июнь» набрал обороты.
Место в «Планете» я получила значительно позже. Все время делала туда запросы по поиску площадей под еще один магазин. Конечно, нам предлагали разные варианты, но это были помещения, не подходящие либо по квадратуре, либо по расположению. Ждали четыре года и, наконец, дождались. Даже не верилось, что это случилось. Я очень довольна, что третья торговая точка находится именно в этом ТРЦ.
Однажды, возвращаясь из зарубежной командировки, полная сил, поняла, что хочу открыть новое направление в бизнесе, но не знала, какое именно. Я остановилась в Москве у подруги, у которой был маленький ребенок. Она мне пожаловалась, что в Красноярске (по сравнению со столицей) практически негде купить хорошую детскую одежду по адекватной цене. Я начала мониторить рынок детской одежды, отобрала двух потенциальных поставщиков. С первым партнером переговоры шли напряженно, а со вторым — компанией «Гулливер» — наоборот. Мне очень понравились яркие и сильные коллекции последнего бренда, и я остановилась на этой компании. К запуску магазина готовились полгода. Все шло как по накатанной. Открыли «Гулливер» в «Планете» и ТК «Изумрудный город», сейчас магазинам три года.
Бизнес отнимает много сил и времени. Но если любишь то, чем занимаешься, — все вложенное тобой возвращается в виде финансовых и моральных дивидендов. Я получаю безумное удовольствие, когда вижу результаты своего труда — пять работающих магазинов, по-настоящему дружный коллектив, довольных покупателей. За семь лет я научилась доверять сотрудникам, делегировать полномочия. Хотя долго и тяжело к этому шла. Директора, несмотря на самостоятельность, все равно по многим вопросам со мной советуются. Я в курсе всего происходящего. И считаю, что это правильно. Нужно появляться в магазинах, общаться с сотрудниками, показывать, что тебе не все равно, как у них идут дела. Работа с персоналом — самое сложное в бизнесе. Можно раз и навсегда отстроить структуру продаж, отгрузку, доставку, но с кадрами ты работаешь постоянно. Сейчас найти хорошего сотрудника нелегко. Соискателей мало, а желающих работать качественно еще меньше. Поэтому «хорошая погода» в моем коллективе — одна из ключевых задач.