Евгений Андреев: «Мы вывели бизнес из таежной глуши. В буквальном смысле»
Иногда, чтобы создать успешный бизнес, нужно вспомнить историю. Так и сделали в красноярской компании «Кедр-Арт».
Иногда, чтобы создать успешный бизнес, нужно вспомнить историю. Так и сделали в красноярской компании «Кедр-Арт», занимающейся возрождением традиций русского деревянного зодчества. О незаслуженно забытых форматах, поиске оптимального канала продвижения и главных бизнес-правилах рассказал директор по продажам компании Евгений Андреев.
Долгая история
Эта история началась в 90-е: пока одни учились делать деньги из воздуха, другие искали душевную гармонию и уходили за ней в тайгу, где буквально начинали все с нуля. Эти люди селились общинами в Саянских отрогах (предгорьях) и учились строительству у местных охотников и староверов, сохранивших русские традиции деревянного зодчества. Со временем там сложилась артель свободных зодчих мастеров, которая потом и превратилась в «Кедр-Арт». Название говорит само за себя: кедр – материал, из которого мы строим, одна из лучших пород дерева, арт – перманентное состояние души художника и основополагающий подход к работе.
В нашей команде люди с совершенно разным жизненным опытом и по-разному пришедшие в профессию. Я в свое время торговал серебром, недвижимостью, один из мастеров начинал с продажи аквариумных рыбок на рынке, а другой бросил институт ради мечты строить дома в старорусском стиле – у всех своя история. И именно это помогает нам всесторонне рассматривать проекты и предлагать интересные решения, о которых заказчик иногда даже не догадывается.
Например, недавно нам заказали дом на 180 кв. м., «в чисто русском стиле». Выбрали нас, потому что на нашем сайте зацепили… виды канадских домов.
Начинаю «копать» - вижу, заказчику нравятся современные тенденции домостроения с обширным остеклением, видовыми столбами и балками из толстого “живого” бревна, колонны под самый конек. И предлагаю: давайте откажемся от определения стиля - просто сделаем дом вашей мечты.
Ну и что же? Сейчас заканчиваем проект в “неоклассическом канадском стиле” на 320 кв.м. Заказчик и его семья в полном восторге! И пусть для них это будет Арт Русских Кедровых Мастеров.
Другой случай: заказ из Северной столицы, современный роскошный дом, в разработке участвовали немецкие специалисты. Клиент сам большой знаток деревообработки: многое видел, хорошо разбирается.
Увидев свой дом на площадке, он был настолько поражен увиденными колоннами, гнутыми балками над входом, что 40 мин «эмоционировал» (одни радостные междометия) - пока не переобнимал все бревна дома! Для нас такие моменты - бальзам на душу, только ради этого стоит продолжать работать.
Как правило, наши клиенты – это люди, чьи смелые желания совпадают с финансовыми возможностями, для них важно, чтобы их проект был удивительным.
Границы определяет заказчик
Мы можем построить все, что угодно, – от маленькой часовни до ансамбля деревянных особняков площадью несколько тысяч квадратных метров, но отдаем предпочтение «сильным» проектам, в которых видим стиль и художественность. Обычно мы строим 6-10 объектов в год, все зависит от масштаба заказов. Работы ведутся на площадке параллельно. Для строительства среднего дома достаточно бригады из 3-4 рубщиков и нескольких подсобных рабочих. Небольшую баню или веранду можно изготовить за 10-20 дней.
Самый большой срок в нашей практике – 14 месяцев - постройка частной бани 800 кв.м. под Москвой.
Само производство располагается в Красноярском крае, но мы доставляем и возводим срубы в любом регионе. Клиенты есть везде, но в основном заказы приходят из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода и др. городов миллионников. Вообще раньше мы сами никогда не искали покупателей – они выходят на нас по чьей-нибудь рекомендации. Не все они в итоге делают заказ, некоторых смущает стоимость: за счет большого диаметра бревна, сложной крыши, отделки, дверей и окон ручной работы, высококачественной кедровой вагонки и других элементов и материалов набирается приличная, но совершенно адекватная такому уровню сумма. Вообще нами подмечено, что чем дальше клиенты живут от Красноярска, тем меньше они пытаются влезать в нашу работу, но готовы щедрее ее вознаграждать.
Рады, что попали в сети
К идее о том, что компании требуется реклама, мы пришли далеко не сразу. Недостатка в желающих нет, но заказы заказам рознь, и мы решили попробовать “искать счастья” в интернете. В итоге вышла почти хрестоматийная история про то, как мы прошлись по всем граблям.
Сначала, без четкого технического задания и, в принципе, понимания того, что хотим, мы обратились к фрилансеру. За год существования “его” сайта к нам не пришел ни один клиент. Поняв, что надо срочно что-то менять, мы обратились в агентство.
Нам задавали много умных вопросов, еще больше пообещали и в итоге выставили не поддающийся логике счет, в итоге сотрудничество не состоялось.
Мы решили стать самостоятельными, взяли штурвал на себя и запустили сайт на платформе для создания сайтов Wix. На основе одного из готовых шаблонов сделали нашу страничку, и так началась вторая, наконец, успешная попытка создать сайт и найти заказчиков в сети. Сейчас мы уже не те «неандертальцы» из дремучей тайги, которые еще несколько лет назад не догадывались о возможностях интернет-продвижения. Мы стараемся использовать их по максимуму: у нас отличные показатели по контекстной рекламе, мы есть в соцсетях, регулярно проводим e-mail рассылки и постоянно развиваем интернет-общение со своей целевой аудиторией. За прошедший год мы потратили на маркетинг и рекламу примерно 1 млн рублей, большая часть ушла на выставки.
Конкурент не значит враг
Мы работаем в древесном регионе, понятно, что «мы не единственная компания, оказывающая строительные услуги. Многие мастера знают друг друга лично, потому, что проходили одну и ту же профессиональную школу. Нам не хочется считать их конкурентами и пытаться как-то от них отстроиться – мы делаем то, что выбрали делать, то, что умеем и любим больше всего. Мы не гонимся за бешеной прибылью, нам важно создавать качественный продукт, который понравится клиенту, и пусть уже он определяет лучших.
Бизнес по правилам
Главное, что мы поняли за эти годы, – никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Поверить в то, что ты уже состоявшаяся компания, которая может работать по накатанной схеме, значит завязнуть в болоте. А еще надо не бояться перемен – они всегда интереснее подпрыгиваний на месте, сохранять чувство юмора и быть в моменте – это поможет найти выход из любой ситуации.
На воротах своего дома я однажды вырежу девиз: «Быть, а не казаться». По-моему, это тоже отличный совет для бизнеса и жизни.
Фото предоставлено компанией «Кедр-Арт».