«Фестиваль «Айседора» — это ребенок, который растет и развивается»

Хореограф Елена Слободчикова, которая на протяжении двух десятков лет «двигает» это довольно сложное для понимания обычного человека искусство «в массы», о фестивале и хореографии в современном мире.

С 16 по 21 октября в Красноярске вот уже в 19 раз пройдет международный фестиваль современной хореографии «Айседора». Это единственный фестиваль современного искусства в области танца на территории Сибири и Дальнего Востока. Буквально на неделю лучшие педагоги из разных уголков мира соберутся в центре Сибири, чтобы поделиться своими профессиональными знаниями с теми, кто любит современную хореографию. И на протяжении двух десятков лет хореограф Елена Слободчикова, несмотря ни на что, «двигает» это довольно сложное для понимания обычного человека искусство «в массы».
 — Елена, зачем тебе это надо? Ведь образовательная миссия — совершенно не благодарный процесс, который не просто отнимает время и деньги, но и, наверное, не дает того эффекта, на который ты рассчитываешь…
Елена Слободчикова — Для меня фестиваль — действительно миссия, так как прежде всего люблю создавать и созидать. Всю жизнь занимаюсь современной хореографией и уверена, что за этим будущее. Мир меняется, и мы должны поспевать за ним.
Я вообще с детства была упертой и настырной. Если ставлю цель, то обычно ее достигаю. Наверное, спорт взрастил и усилил во мне это качества. И за почти 20 лет прошла через разные стадии фестиваля: когда хотелось все забыть, потому что приходилось тратить свои личные деньги, чтобы рассчитаться за все расходы. Потом наступил этап, когда нас стали поддерживать, в том числе финансово. Первым был фонд Форда. А сейчас у фестиваля вот уже несколько лет есть генеральный партнер — Фонд Михаила Прохорова. И это действительно вывело «Айседору» на новый уровень. Программа стала такой обширной, что мы можем позволить каждый день презентовать новые спектакли. Для меня «Айседора» — это как ребенок, который растет и развивается, взрослеет. Мне интересно не только наблюдать за этим, но и участвовать в процессе творения фестиваля, с которым сама творчески расту.
«Фестиваль «Айседора» — это ребенок, который растет и развивается» 1
 
Как все начиналось 20 лет назад?
Помню, как в 1999 году я пришла на один краевой хореографический фестиваль, где под номинацией «современная хореография» чуть ли не стриптиз со стулом на сцене танцевали, меня от этого так передернуло. И тогда осознала, что мало кто у нас догадывается, что современная хореография — это нечто другое. И при поддержке своего мужа сделала «Айседору» в Красноярске. В то время современная хореография уже проникла на европейскую и уральскую территорию России: существовали театры, которые начали исследовать это направление. Так, на первый фестиваль мы пригласили театр «Провинциальные танцы», которые показали два спектакля: «Свадебка» и «Кленовый сад». Это была целая революция в сознании красноярской публики. Помню немые паузы в антрактах, когда каждый из присутствующих проникался увиденным. Я искренне радовалась этому, потому что изначально очень боялась — зайдет ли, поймут ли. Но после реакции публики поняла — цель достигнута.
«Фестиваль «Айседора» — это ребенок, который растет и развивается» 2
 
Фестиваль сегодня — это еще и образовательный процесс. Я знаю, что проходит много мастер-классов, лабораторий по современной хореографии…
— Да, вторая сторона фестиваля — это конечно мощный образовательный взрыв для хореографов и танцовщиков. Недельные мастер-классы и лекции от самых продвинутых педагогов, которые приезжают из разных стран — это практически единственный шанс, не выезжая, увидеть, услышать, поработать, потанцевать, набраться опыта и вдохновения. К нам приезжают участники от Владивостока до Москвы. Они не только смотрят спектакли, но и могут поучаствовать в конкурсе хореографов, представить свои работы и получить обратную связь от танцовщиков с мировым именем.
— Как изменился фестиваль за эти годы? Может быть, есть те, кто все 19 лет ездят?
— Конечно фестиваль менялся, в жизни нет ничего постоянного. Если на первом фестивале у нас было 3 спектакля, 3 педагога по мастер-классам и всего 15 коллективов-участников конкурса, то сейчас эти цифры значительно изменились. За 20 лет и изменилась современная хореография, поэтому всегда важно быть в тренде. Есть театр танца «Данс Миссия» из Читы под руководством Дианы Шульц, которые впервые приехали на фестиваль в 2001 году. Она рассказывала, как получили шок в хорошем смысле слова от увиденного, и именно этот первый фестиваль их толкнул в сторону современной хореографии. И сейчас театр не пропускает ни одного фестиваля. Сын Дианы — Антон Шульц — выучился в знаменитом танцевальном колледже в Германии и танцует в профессиональной компании в Европе.
 
Какой будет программа этого фестиваля? На что стоит обратить внимание «непосвященному» зрителю? Куда сходить?
— Фестиваль начнется 16 октября с мастер-классов на территории ДК Комбайностроителей. Участники из 20 городов примут участие в обучение по различным техникам современной хореографии. Тиффани Милс (США), Татьяна Баганова (Россия), Абилаш Нингапа (Индия), Арина Тростянецкая (Дания) поделятся своими знаниями. Я впервые решила также поделиться накопленным опытом — также стану педагогом на площадке фестиваля. Обычно я этого не делала на «Айседоре», все больше учила в рамках фестивалей в других странах, но в этом году для меня будет дебют на красноярском фестивале.
В тот же день — 16 октября уже в Красноярском музыкальном театре мы откроем фестиваль спектаклем «Имаго-ловушка», хореограф Татьяна Баганова, театр «Провинциальные танцы». Я очень горжусь, что мы смогли привезти и вклиниться в плотный график этого театра. Я просто всем рекомендую посмотреть этот спектакль. Он является лауреатом профессиональной театральной премии «Золотая маска».
А в целом в течение недели каждый день на малой сцене музыкального театра мы представим 7 спектаклей, среди которых работы российских, французских, индийских хореографов. Это танцевальные компании из Красноярска, Екатеринбурга, Кирова, Литвы, Индии. За программой можно следить на сайте www.muztk.ru или www.isadoradance.ru. Билеты купить там же
20 октября в концертном зале «Афонтово» пройдет конкурс хореографов. Там будут представлены работы в номинациях «спектакль», «миниатюры» и «малые формы». К нам приезжает более 40 коллективов.
Также в течение фестиваля вместе с танцевальным критиком Светланой Улановской будут проходить лаборатории, дискуссии и обсуждения со зрителями. И 20 октября в Красноярском музыкальном театре пройдет лекция «Contemporary dance: больше чем танец». Я думаю это многим поможет найти ответы на вопросы, которые должны обязательно возникнуть у зрителей после увиденного.
Ну и 21 октября мы закроем фестиваль танцевальной компанией Тиффани Миллс из США- «Голубая комната». В заключительной программе также примут участие лауреаты конкурса хореографов. То есть этот вечер соберет самое лучшее на одной сцене.
«Фестиваль «Айседора» — это ребенок, который растет и развивается» 3
 
За современной хореографией будущее? Что она дает?
— Жизнь течет, и все вокруг развивается. Также и современная хореография меняется, и она и есть отражение нашей жизни. Если посмотреть и вспомнить Айседору Дункан, которая сделала революцию в танце в начале 20 века и сравнить с тем, что происходит сейчас, это совершенно другой танец. Современная хореография — это внутренняя свобода, в ней нет строгих законов как в балете, поэтому я считаю, что это прогрессивное направление хореографии, за которым будущее. Контемпорари было и все больше становится частью театральных постановок. Драматические, оперные, музыкальные театры смело внедряют это направление. В Красноярске, конечно, сложно сказать, что театры повсеместно это внедряют, мы немного далеки от европейских тенденций, но некоторые все-таки имеют постановки, где современная хореография главенствующая.
Европа, США в систему обучения артистов уже давно ввели это направление, так как оно помогает осознать свое тело, уметь им управлять. Как сказала великая танцовщица Пина Бауш, «мне не интересно, как люди двигаются, мне интересно, что ими движет». Контемпорари открывает сознание людей, заставляет задуматься. Посмотрев спектакль, не нужно говорить: а про что это было? Можно просто создавать свою историю, фантазировать и размышлять.
Приходите на Фестиваль «Айседора», который проходит при генеральной поддержке Фонда Михаила Прохорова, вы непременно много нового для себя откроете.
 

СПРАВКА

 
Елена Слободчикова - директор Фестиваля «Айседора», хореограф, исследователь в области современной хореографии.
 

 

 

 

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Правительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставкиПравительство и Госдума публично поддержали Набиуллину в вопросе ключевой ставки
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • Обновленную ядерную доктрину РФ утвердил ПутинОбновленную ядерную доктрину РФ утвердил Путин
  • «Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза«Путина неудачная». Производство красной икры в России сократилось в три раза
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.