Город на перепутье
Проект программы развития Красноярска до 2020 г. сейчас проходит окончательное согласование в Правительстве края. В ближайшее время этот план будет утвержден и начнет воплощаться в жизнь. Направле
Проект программы развития Красноярска до 2020 г. сейчас проходит окончательное согласование в Правительстве края. В ближайшее время этот план будет утвержден и начнет воплощаться в жизнь.
Направлений, в русле которых краевой центр будет двигаться дальше, выбрано несколько. Задача номер один — модернизация экономики, ее переход с ресурсно-сырьевого на инновационный вектор развития. Это подразумевает кардинальные изменения — например, вынос крупных предприятий (в том числе производств, которые располагаются в промышленных зонах) за черту города.
Также приоритетными направлениями названы развитие городской среды и социального потенциала города. За этим стоит строительство жилья, коммунальных объектов, медицинских и образовательных учреждений, создание сетей спортивных клубов и дошкольных центров.
«В городе будут реализованы действительно глобальные, долгосрочные проекты, такие как четвертый мост через Енисей, развитие Сибирского федерального университета, создание на его базе научного центра. Они имеют свой график и последовательность», — пояснила «ДК» руководитель департамента экономики администрации Красноярка ТАТЬЯНА ЗЕЛЕНСКАЯ.
Среди всех грядущих в городе изменений инновациям отводится одно из первых мест. Это вполне логично. Сейчас Красноярск оценивается экспертами как город с большим потенциалом, с крупными промышленными площадками, но с устаревшей технологической базой и низким уровнем активности современных производств. Чтобы переломить ситуацию, будут созданы красноярский технопарк, инновационные кластеры и бизнес-инкубаторы. Благодаря этим проектам инновации будут «взращиваться» комплексно, в связке с главными предприятиями, работающими в регионе.
В Правительстве края считают присутствие крупных финансово-промышленных групп конкурентным преимуществом в развитии новых инновационных производств по сравнению с другими регионами. «Мы понимаем, что выходить на «Норильский Никель», «СУЭК» или «РУСАЛ» с «сырыми» продуктами нельзя, — рассказал «ДК» заместитель Губернатора Красноярского края АНДРЕЙ ГНЕЗДИЛОВ. — Нужно сначала наладить производство, отрегулировать все процессы и только потом выходить на крупные предприятия. Для этой цели и создается технопарк. На площадях парка будут располагаться производственные инновационные компании, которые уже «проинкубировались» и развились до собственного производства».
Точками роста реального сектора экономики также станут пищевая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов и металлургический комплекс. По прогнозам властей, объем строительства к 2020 г. по сравнению с 2009 г. вырастет в 3 раза. Оборот торговли через 10 лет увеличится в 2 раза, а объем платных услуг — в 1,5 раза. Отрасль машиностроения будет развиваться, главным образом, за счет «Красноярского машиностроительного завода», «ЭВРЗ», «Радиосвязи» и «Варианта 999» (производство мебели, холодильного и торгового оборудования).
Сами представители инновационного бизнеса отнеслись к программе осторожно. Главный их тезис не нов: сказать об экономическом развитии города там, «наверху», — это одно, а сделать на месте — совершенно другое. «Работу по превращению Красноярска из того, чем он является сейчас, в инновационный центр, направленный на развитие науки и образования, можно назвать искусством, — говорит генеральный директор компании «Региональный инновационный центр» АЛЕКСАНДР ГЕЛЬМАНОВ. — Все, что нужно для инновационной экономики, — дать ей возможность развиваться. Власть должна стать главным «толкающим» звеном в этом направлении. У Красноярска невероятно большой потенциал, но для его реализации нужно движение, а не слова и планы. Если то, что говорится с трибун, реализуется в делах, можно достичь всего. Но мне, если честно, хочется посмотреть на тех людей, кто сможет это сделать. Это должны быть очень сильные команды».
Представители краевой власти как раз такими людьми себя и видят. «Сценарий ухода Красноярска от ресурсно-сырьевого развития к инновационному развитию не только реализуем, но и уже начал воплощаться. Чтобы реализовать этот сценарий в соответствии с задумками, нужно увязать между собой инвестиционные проекты, подготовить соответствующие предложения для их финансирования на федеральном уровне», — комментирует Андрей Гнездилов.
Краевые чиновники отмечают, что в Красноярске появилась целая плеяда компаний, которым интересно заниматься инновационным бизнесом. Все, что требуется им для развития, — создание условий: состыковать промышленность, науку и инновации в один совместно работающий комплекс отраслей. Преследуя эту цель, в Правительстве края было принято решение о создании министерства инноваций и инвестиций. Новое ведомство начнет работу осенью 2011 года.
Штрихи будущего
«Уже к 2014 году Красноярск должен, наконец, получить статус «миллионника», — рассказала «ДК» Татьяна Зеленская. Приоритетными отраслями бюджетных инвестиций в городе с миллионным населением определены образование и дорожное строительство, за счет внебюджетных средств будет развиваться сфера строительства жилья и коммунальных объектов.
Наибольшая нагрузка по возведению жилых домов в ближайшие 10 лет ляжет на Советский, Октябрьский, Центральный и Свердловский районы. Ключевые «очаги» застройки — Николаевский, Пашенный, Северный, Южный берег.
Согласно генеральному плану для комплексного освоения под «малоэтажку» отдан район станции «Плодово-ягодная». Здесь будет сконцентрирована основная часть малоэтажной застройки.
Вместе с введением жилья будет развиваться дорожно-транспортная инфраструктура. На строительство первоочередных объектов до 2020 г. будет потрачено более 5 млрд руб., на реконструкцию существующих дорог планируется направить 550 млн руб. Кроме того, до 2015 г. в городе должен появиться скоростной трамвай. Но пока этот вид транспорта — только на словах, нет ясности ни с маршрутами, ни с затратами.
Изменится схема дорожного движения в Красноярске. В программе развития города предложено выделить для общественного транспорта пр. Мира, запретив движение личных и служебных автомобилей.
Предусмотрено расширение городских магистралей с организацией парковочных карманов, строительство многоуровневых дорожных развязок, пешеходных переходов.
Для решения вечной проблемы центра Красноярска — дефицита парковочных мест — власти подготовили проект планировки исторической части города. Этот документ предполагает строительство подземных и наземных автостоянок большой вместимости. Для этих целей городская администрация уже выделила пять участков в Центральном районе.
Инвесторы на многие названные выше проекты пока не найдены, однако разработчики программы полны оптимизма. По их прогнозам, инвестиции в основной капитал в Красноярске за 10 лет увеличатся в 2,2 раза. Представители бизнеса, наоборот, предупреждают, что конкуренция по привлечению крупных инвесторов между регионами обостряется, поэтому поиском тех, кто способен вложиться в развитие города, нужно было озаботиться «еще вчера». «Если Красноярск будет сидеть, ничего не делая, то мы можем оказаться далеко позади, а крупные иностранные инвесторы уйдут в другие регионы», — отметил Александр Гельманов.
Несмотря на то, что программа развития Красноярска формально готова, в мэрии не исключают, что она будет в дальнейшем дорабатываться, а значит, будущее города станет иным. «Актуализация программы — это постоянный процесс. Наша задача — просмотреть и оценить все возможные условия развития и учесть это в сценариях. Может быть сценарий неблагоприятный, а может быть оптимистичный. Но, несмотря на то, что конъюнктура постоянно меняется, нам необходимо строить генеральную линию развития», — подчеркнула Татьяна Зеленская.
Если город не будет развиваться, он начнет умирать
Александр Гельманов генеральный директор компании «Региональный инновационный центр»
Будущее Красноярска трудно угадать. Я вижу два сценария развития: оптимистичный и пессимистичный. Оптимистичный — город станет инновационным не только в плане экономики, а во всем. Для этого нужно внедрять системный подход по изменению экономики города, новый подход к бизнесу, принимать серьезные, взрослые решения. Для этого надо «пахать», и «пахать» уже сейчас. Всем предстоит колоссальная работа.
Пессимистичный сценарий заключается в том, что, если город не будет развиваться, не будут открываться новые производства, он начнет умирать. И даже неизбежные изменения — наверняка за 10 лет снесут старые дома, застроят пустыри, возведут четвертый мост, построят пару гостиниц, несколько жилых комплексов — не станут прорывными переменами.
Андрей Гнездилов заместитель Губернатора Красноярского края
Меня можно назвать фантазером. Но я в перспективе вижу Красноярск самым удобным, современным, комфортным для проживания городом в СФО. Для этого есть все необходимые условия, и для этого нам придется серьезно потрудиться. Под «комфортным проживанием» я имею в виду не только наличие объектов социальной, культурной инфраструктуры, спортивных комплексов, но и развитую сферу услуг. В городе через 10 лет будет работать множество видов предприятий, в том числе IT-предприятия, у которых будет не только достойный продукт, но и достойный уровень заработной платы. Сейчас мы находимся на пороге принятия решений, которые приведут нас к новому Красноярску — современному, экологически чистому городу, отвечающему самым высоким требованиям и стандартам. И думаю, что эту задачу в ближайшее десятилетие можно выполнить.