Илья Кангун: «Расходы уже сократили. Будем искать новые рынки сбыта»
ГК «Крепость» не только продает иностранные авто, в нее входит компания Arctic Trucks Russia, выпускающая машины в том числе из импортных запчастей. DK.RU узнал, как кризис сказался на этих бизнесах.
Илья Кангун, председатель совета директоров ArcticTrucks Russia, управляющий директор ГК "Крепость":
- Прямого влияния на нашу компанию санкции не оказали. К счастью. Ввоз товаров нашей номенклатуры из Норвегии не попал под санкции. Изначально в контракте с Arctic Trucks были прописаны эксклюзивные условия, что мы будем делать в России локализацию продукта. То есть, мы сразу хотели самостоятельно производить запчасти и автомобили. Сейчас уровень локализации запчастей для автомобиля Arctic Trucks Russia составляет 74%, или 60% в денежном выражении.
И все же косвенное влияние санкций мы ощутили. Это выражалось в обеспокоенности партнеров, к нам начали поступать от них вопросы о том, что происходит в стране, как санкции сказываются на нашей компании, как ведут себя поставщики, все ли у нас хорошо. Никто не требовал от нас дополнительных гарантий, но каждый из партнеров хотел убедиться в нашей благонадежности и стабильности. Это желание понятно, Arctic Trucks Russia ведет прямую внешнеэкономическую деятельность с норвежской и исландской компаниями. К тому же, ни в одной стране мира не продается столько автомобилей Arctic Trucks , сколько продается в России. Мы стали абсолютными лидерами продаж по итогам 2013 и 2014 гг.
Сейчас все несут убытки, начиная от дистрибьюторов, заканчивая производителями. По оценкам ассоциации автодилеров России, дистрибьюторы за последние три месяца прошлого года потерпели убытки до 1 млрд $. Курсы доллара и евро выросли более чем на 50%, а цены машин – значительно меньше. В декабре 2014 г. автодилеры ощутили колоссальный спрос на машины, но с точки зрения ГК «Крепость» мы весь год держали продажи в плюсе (+3% по отношению к объемам продаж в 2013 г.), в отличие от рынка в целом, который упал на 20% по отношению к объемам продаж 2013 г.
Конечно, год «Крепость» закрыла положительно, и мы попытались подготовиться к 2015 г., который обещает быть очень непростым. А именно -сохранили склад автомобилей, купленных до резкого роста мировых валют. Это позволяет нам сейчас удерживать цены на адекватном уровне. Наступает тяжелый экономический период. Никто не знает, что будет дальше. Что компании делают в кризис? Первое - сокращают издержки, второе - ищут дополнительные каналы сбыта. Буквально на днях провели внутреннюю встречу совета директоров ArcticTrucks Russia, первую часть работы по сокращению расходов уже сделали, сейчас сконцентрировались на поиске рынков сбыта. Таковыми для нас являются страны СНГ. Сейчас анализируем перспективы этих стран. На это уйдет несколько месяцев. Думаю, к апрелю-маю 2015 г. начать импортировать комплекты автомобилей новым партнерам.
Мы два года успешно работаем с Казахстаном, надеюсь, такие же отношения выстроить с компаниями в Азербайджане, Армении и, возможно, в Монголии. Потенциал этих стран бездонный. По моим подсчетам, на третий год работы в странах СНГ мы сможем продавать по 500 автомобилей в год в каждую страну.
Многие правила игры сейчас диктует курс рубля по отношению к евро и доллару, он постоянно меняется, предугадать, что будет завтра, невозможно. Поэтому, скорее всего, придется фиксировать цену на наши комплекты в евро. Что касается импортозамещения, мы чувствуем себя комфортно. Компания Nokian эксклюзивно производит для Arctic Trucks Russia шины. Ценник на них в связи с курсом мировых валют вырос, но мы успели выкупить большую партию по старой цене, этого запаса хватит на полтора сезона. А через год ситуация может как резко ухудшиться, так и улучшиться. Но мы будет делать все, чтобы быть менее зависимыми от импорта. Например, разрабатываем проект собственного производства запчастей из пластика. Планируем производить этот товар не только для себя, но и для рынка в целом. В Красноярске в принципе нет такой компании, которая бы производила мелкие детали из АБС-пластика. Есть производства, которые производят пластик, пригодный для отделки внутренней части автомобиля, но для внешних деталей он не годится, поскольку не выдерживает особо низкие температуры, при «минус» 50 ломается. Собственный завод пластика позволит нам достигнуть 90% локализации производства машин ArcticTrucks Russia, сократит расходы на покупку деталей и откроет новое для компании направление бизнеса. Сейчас просчитываем варианты покупки оборудования, обучения персонала, если все получится, думаю, в начале 2016 г. уже запустим производство.
Загадывать и планировать до мелочей стратегию развития любого бизнеса сейчас невозможно. То, что происходит сейчас, напоминает игру в теннис. Ты каждый день должен отбивать летящий мяч, чтобы продолжать игру. Ты не знаешь, в какую сторону полетит мяч, но точно знаешь, что должен его отбить. Так и автодилеры ежедневно должны адаптироваться к новым условиям. Например, завтра курс доллара улетит снова на двадцать рублей вверх, и нас снова накроет волна ажиотажного спроса. А затем снова спад. И ничего не поделать, нам остается только бегать и отбивать мяч, двигаясь дальше.
автор - Юлия Спирина