«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый

«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый
Иллюстрация: предоставлено компанией

Почему цифровые «ежовые рукавицы» позволяют по-новому взглянуть на бизнес-процессы в традиционных отраслях экономики.

Для новых креативных отраслей, вроде IT, демократичность и свобода действий для сотрудников является ценностью, не подлежащей обсуждению. Но в традиционных сферах экономики – транспорте, торговле, добывающей и обрабатывающей промышленности, – в работе с персоналом наоборот необходимо жесткое планирование и контроль. Означает ли это, что в таких отраслях нет места новым технологиям? Эксперты уверены, что именно «цифровой» контролер в виде решений IoT как никогда нужен компаниям в условиях кризиса и жесткой конкуренции..

 
IoT (Интернет вещей) – технологии дистанционного сбора и передачи информации, а также управления объектами, которые не находятся в постоянном контакте с пользователем. Такие сервисы работают с помощью сетей сотовой связи и используются для мониторинга и управления техникой на расстоянии.
 

«Дары Малиновки»: как найти 2 миллиона в чистом поле

Когда мы говорим о применении высоких технологий, отрасль сельского хозяйства вряд ли придет на ум первой. А зря, уверен коммерческий директор ГК «Гугол» Александр Поляков, компания которого внедрила не один проект по автоматизации предприятий агропромышленного комплекса с использованием «Интернета вещей» на базе мобильной связи. Так, например, предприятие «Дары Малиновки» нашло 2 миллиона рублей экономии буквально у себя в поле, оптимизировав механизированную обработку сельхозугодий.

На посевные и уборочные кампании крупные агропредприятия, как правило, привлекают подрядчиков. Проконтролировать их работу не просто, когда речь идет о более чем 20-ти тысячах гектаров земли. За каждым трактористом наблюдателя не поставишь, а как еще проверить, не слил ли он солярку, не поехал ли пахать чужое поле?

Мы установили на автопарк предприятия систему мониторинга, которая контролирует десяток различных параметров: перемещения техники по геозонам, простои, остановки машин, включение двигателя, скорость, – отметил эксперт. – Даже сливы и заливы горючего видны на компьютере с помощью датчика уровня топлива, а значит, безошибочно можно определить, когда техника была заправлена, где она в это время находилась, были ли потери горючего».

Все это помогло предприятию за 1,5 года сэкономить 2 млн руб. только на одном ГСМ. Дополнительно «Дары Малиновки» стали использовать онлайн-контроль плотности обработки поля удобрениями и семенами, что дало +15% к урожайности.

«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый 1

– Еще одно преимущество внедрения «Интернета вещей» – существенная экономия на оплате персонала: автоматизация учета полевых работ позволила агрокомпании обойтись минимальным количеством учетчиков и повысить эффективность сотрудников на 20%. К тому же, при расчете заработной платы механизаторам система 1С автоматически получала данные о фактически обработанной площади c системы датчиков на технике, которые обмануть нельзя», – рассказывает Александр Поляков.

Но данные с техники мало просто собрать, их нужно еще и мгновенно передать в центр мониторинга. Это происходит по сетям мобильного оператора, с помощью SIM-карт, установленных в оборудовании. Поэтому требования к связи в сфере IoT предъявляются самые высокие – она должна быть везде, где бизнес ведет свою работу. Одним из основных партнёров компании «Гугол» стал «МегаФон», который, согласно данным Роскомнадзора по итогам 2017 года, устойчиво удерживает лидерство среди всех операторов России в общем числе действующих базовых станций, а также базовых станций поколений 3G и 4G. А значит, обеспечивает максимально возможное покрытие, в том числе на удалённых территориях – в лесах, на дорогах и т. д.

«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый 2– И в Красноярском крае, и в целом по стране у нас очень хорошее покрытие, поэтому проблем с передачей данных у наших корпоративных клиентов не возникает. Даже если предприятию нужна связь, что называется «в чистом поле», вдали от населенных пунктов, мы решаем и такие кейсы. Если проект экономически целесообразен – строим новые базовые станции под нужды конкретного бизнеса. Среди клиентов «МегаФона» есть сельскохозяйственные, лесоперерабатывающие, добывающие предприятия, для которых мы с нуля создавали инфраструктуру в таких отдаленных местах, где связи до этого не было в принципе», – отмечает директор Красноярского регионального отделения «МегаФона» Виталий Молотков.

 

Недобросовестные водители уходят сами

Пассажирские и грузоперевозки – те сферы, в которых автомониторинг – это как вовремя поменянное масло для машины. Датчики позволяют отслеживать местоположение и скорость. С установкой IoT-оборудования расход ГСМ снижается на 30%, а «левые» выезды сходят на «нет». Сокращаются затраты на «расходники» – резина и масла реже требуют замены.

Сливы топлива, рейсы «по личным нуждам», несоблюдение скоростных режимов – не единственные проблемы, с которыми сталкиваются грузоперевозчики. Пытаясь сэкономить топливо, водители рефрижераторов попросту отключают холодильную установку на время рейса и включают ее только на подъезде к пункту выгрузки. Не трудно представить, что произойдет с товаром –- молоком или мясом, который едет из Абакана в Красноярск. Он поступает в торговую точку, казалось бы, в нормальном виде, а позже оказывается, что товар испорчен. Установленный в рефрижераторе датчик температуры передает данные в режиме реального времени и позволяет контролировать водителей», – рассказывает генеральный директор компании «Нави-Сервис» Александр Рожков.

Он добавляет, что с установкой систем мониторинга водительский коллектив в компаниях-грузоперевозчиках обычно обновляется на 100% – те, кто раньше «нагревал руки» на работодателе, уходят сами.

В случае межрегиональных грузоперевозок, надежность каналов передачи данных – требование №1: иначе установка дорогостоящего оборудования потеряет смысл. «Нави-Сервис» своих клиентов также доверяет «МегаФону»: по такому параметру как покрытие федеральных трасс мобильной связью оператор занимает первое место. По данным Роскомнадзора, по итогам II квартала 2017 года покрытие дорог федерального значения услугами мобильной связи «МегаФона» составило 94,5% от общей протяженности дорог.

IoT в разрезе: опыт «Васильевского рудника»

Эффект от IoT тем выше, чем больше и сложнее автопарк предприятий, – рассказывает Александр Поляков. – Лучшим доказательством этого является опыт компании «Васильевский рудник», где работает свыше 120 единиц техники. Ее перемещение, а также уровень топлива в каждой из машин отслеживают соответствующие системы мониторинга. Они же контролируют и простои. Система с максимальной точностью определяет, где находится техника: например, если она стоит на заправке, это время засчитывается как рабочее».

Если в случае с сельхозпроизводителем экономия на ГСМ благодаря IoT составила 2 млн. рублей, то для «Васильевского рудника» – уже 10 млн., и это, не считая предотвращенных потерь от непланового ремонта и простоя машин.

В сложной карьерной технике необходимо уделять большое внимание давлению в шинах. На глаз водитель этот параметр определить не может, и повреждение покрышки часто замечают, когда уже поздно. Стоимость ремонта шины и ходовой части спецтехники может достигать миллиона рублей и выше, а предотвратить его может всего лишь небольшой датчик давления в шинах», – приводит пример коммерческий директор ГК «Гугол».

«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый 3Помимо предотвращения нештатных ситуаций, у «Интернета вещей» на добывающем предприятии много и другой, повседневной «работы». Автоматизирован учет главного ресурса предприятия – горной руды. Данные с датчиков поступают в режиме реального времени в единый диспетчерский центр, где горный мастер определяет, насколько хорошо работали техника и водители в конкретный период. Интеграция систем мониторинга в 1С, позволяет компании даже путевые листы выгружать в автоматическом режиме.

При этом эксперты утверждают, что экономический эффект от внедрения IoT заметен в работе любых компаний, независимо от масштаба бизнеса. Типовое решение для небольшой курьерской службы – установка датчиков движения и контроля топлива – стоит не более 10 тыс руб. Объём мобильного трафика в таких случаях тоже минимальный – в среднем стоимость услуги в «МегаФоне» составляет 100 руб. в месяц на одну SIM-карту. Эти вложения окупают себя уже в первые месяцы работы, а самое главное, позволяют по-новому взглянуть на свой бизнес и наконец-то понять, куда же утекало топливо и деньги.

 

«Интернет вещей»: жесткий, неподкупный и жизненно необходимый 4

Самое читаемое
  • Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?Штурм головного офиса Wildberries с перестрелкой и убитыми. Что известно?
  • Владиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часовВладиславу Бакальчуку предъявили обвинение в убийстве и задержали на 48 часов
  • Татьяна Бакальчук стала беднее почти в два разаТатьяна Бакальчук стала беднее почти в два раза
  • Все банки Турции хотят прекратить работу с РоссиейВсе банки Турции хотят прекратить работу с Россией
  • Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?Обман на собеседовании: почему кандидаты и работодатели скрывают правду?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.