Истории успеха красноярского бизнеса: Построить бизнес на хобби
Основатель сети магазинов экипировки и снаряжения «Лавина» Александр Пешкин рассказал DK.RU о том, как из хобби вырастить бизнес.
Основатель сети магазинов экипировки и снаряжения « Лавина » Александр Пешкин рассказал DK.RU о том, как из хобби вырастить бизнес.
С чего начинался ваш бизнес?
Все началось с того, что мы с друзьями, как и многие красноярцы, каждые выходные ходили на Столбы и не только. Было горячее стремление ходить в горы, лазить, познавать мир. А еще хотелось получать удовольствие и испытывать от путешествий комфорт: не мокнуть под дождем, не мерзнуть на вершинах, быть уверенным в снаряжении... На дворе был 2007 год и в Красноярске найти хорошую экипировку было почти невозможно. Поэтому решили: надо, чтобы в Красноярске можно было купить все то, что красноярцы для активного отдыха и туризма покупают в Москве или заказывают на специализированных сайтах.
Первые шаги
В ноябре 2007 года мы сделали первые продажи. «Бобовый лог» предоставил нам место для магазина. Позиционировались как магазинчик при горнолыжном курорте. На запуск проекта потребовалось около 2,5 миллионов рублей. На тот момент вкладывали личные сбережения. С займами столкнулись позже… В свое время сильно выручило Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса: помогли получить кредит тогда, когда банки предпочитали отказывать молодой компании, либо предлагали очень не выгодные условия.
Какие сложности, препятствия возникали на первых этапах?
Самые большие сложности заключались в отсутствии опыта и знаний для ведения проекта. Потребитель не был готов к массовому потреблению нашего товара. Как бы мы не хотели оглядываться на европейскую часть континента, консерватизм в нас есть. И первое время мы занимались тем, что убеждали. Убеждали, что так можно: выйти под дождь и не намокнуть, потому что у тебя продуманная экипировка: мембранные ботинки, специальные куртки...
При этом, на рентабельность мы вышли практически в первый же месяц. Вообще же, наш бизнес, магазин, который сейчас в Красноярске есть, не приносит сверхприбыли. С самого начала у нас была политика возить качественное, хорошее снаряжение. Но не у всех она пользуется популярностью. Это не повседневная одежда, так покупатель привык считать.
Фото предоставлено Александром Пешкиным.
Наращивали опыт в общении с нашими посетителями: то, что чего-то в магазине не хватало, узнавали от них. Посетители вообще – двигатели нашего прогресса. Посещали специализированные российские, европейские выставки по отдыху, экстремальным и зимним видам спорта. Общались с производителями, дистрибьюторами.
Реклама… Много хлопот с нею было. Если изначально давали рекламу баннерную и на радио, то вскоре от этого ушли. Слишком затратно и малоэффективно. Стали плотно работать с клубами – спортивными, альпинистскими, спелеологическими, туристическими. Участвовать как спонсоры в их мероприятиях. Переориентировались на точечную рекламу. В дальнейших планах расширение торговых площадей: тех, что имеются, компании уже мало. Хочется ведь постоянно наращивать ассортимент.
Насколько сейчас велики риски вхождения в эту нишу?
Сложно что-то предугадать, но зависит от человека. Мы набивали себе шишки, но мы очень хотели. И если человек хочет, добьется. Нам пришлось чем-то пожертвовать, в первую очередь – собственными путешествиями. Мы перестали активно ходить в горы.
Риски велики. Кризис, который сейчас есть, закрывает магазины. Общаемся с коллегами из соседних регионов: некоторые магазины закрылись, некоторые планируют. Везде закрываются магазины. Небольшие, в основном. Сейчас порог вхождения составляет не менее 3 млн, а то и больше.
«И тогда понимаешь: все правильно делаешь».
Восхождение на Аконкагуа - Высота 6962 м. Является высшей точкой Американского континента, Южной Америки, западного и южного полушарий. Фото предоставлено Александром Пешкиным.
Считаю, что на данный момент бизнес успешен. Нет, дело не в огромных прибылях: мы изначально понимали, что супер-прибыли не будет. Глядя на тот ассортимент, что находится в магазине, понимаю, что мы хорошо выросли. И – самое главное – каждый день мы видим довольные лица покупателей, которые приходят после походов и просто носки одежды. Это самая большая благодарность: покупатели, которые приходят из похода и часами (я не преувеличиваю!) рассказывают, как они съездили, что видели. Рассказывают, что снаряжение не подвело, под дождем не промокли, в походе не замерзли. И тогда понимаешь: все правильно делаешь.