Какими бывают бизнесмены и как стать эффективнее. — Алексей Молчанов, «Вusiness&Вusiness»
Многие привыкли называть людей, занимающихся бизнесом, бизнесменами. При этом среди бизнесменов есть разные категории людей. Какими бывают эти категории и от чего зависят?
Итак, ремесленник — это мастер своего дела. С наработанным именем и репутацией. Сформированной клиентской базой. Который в определённый момент принимает решение работать на себя. Самостоятельно ведёт дела. Как правило он и есть основное «средство производства» у себя в компании. Случись что-то с мастером — отпуск, болезнь и такой «бизнес» значительно снижает обороты, а то и стоит. При этом у ремесленника может быть большое количество подмастерьев, однако ключевой сотрудник — он. Управление как правило непрофессиональное, собственник «с головой» погружён в операционную деятельность. Масштаб деятельности ограничен работоспособностью и амбициями собственника. Стратегическое управление, как правило, отсутствует. Большинство юристов, бизнес-тренеров, дизайнеров строят бизнес по этому принципу.
Основные проблемы: безболезненная передача всей операционной деятельности, усталость и нересурсное состояние собственника, «ловушка масштаба» — чем эффективнее ремесленник строит своё предприятие с собой во главе, тем сложнее остановиться и болезненнее «выходить на следующий уровень».
Делец — это собственник одного или нескольких (как правило до трёх) предприятий, который в своё время на росте рынка зашёл в определённую сферу деятельности и построил там компанию. Рост рынка и наличие времени позволили разобраться в эффективном функционировании бизнеса и, как правило, это компании крепко «стоящие на ногах». Управление зачастую непрофессиональное и собственник очень сильно погружён в оперативное управление. Обычно сам занимает позицию директора. Чётко понимает все «подводные камни» этого бизнеса и является экспертом в этом виде деятельности на рынке. При этом с трудом представляет, как функционируют другие бизнесы — в основном «судит по себе». При «схлопывании рынка», как правило, остаётся только со светлыми воспоминаниями и активами, которые удалось заработать в своё время. Тяжело перенастраивается на другие рынки и виды деятельности. В подчинении может быть большое количество сотрудников. Бизнес может небольшое время функционировать без собственника, однако именно собственник является «центром принятия основных решений». Поэтому бизнес без внимания собственника значительно снижает свой объём и масштаб. Стратегическое управление, как правило, отсутствует, или значительно ограниченно рамками ниши. Большое количество агентств недвижимости, рекламных агентств, медицинских центров построено по этому принципу.
Основные проблемы: передача управления, делегирование, усталость и нересурсное состояние собственника.
Предприниматель, или серфингист — это «генератор идей» по зарабатыванию денег. Он же и основной их реализатор. Постоянно в поиске тем для бизнесов, для более эффективной деятельности. Всегда ищет варианты поинтереснее. Достаточно свободно переходит с темы на тему. Его предприятия могут в короткий срок кардинально менять виды своей деятельности. Как правило, одномоментно в управлении не более трёх бизнесов. Активно погружён в оперативное управление, но в силу постоянного поиска «горячих тем» на рынке вынужден развивать маркетинговое видение и мышление, и в силу этого заниматься стратегическим управлением на элементарном уровне. Так как зачастую непоследователен в своих видах деятельности часто из-за этого теряет масштаб и профит от экспертности на рынке. Увлекающийся и очень быстрый в плане принятия решений. Часто является основным «центром принятия решений» и «точкой сборки» для всех своих проектов. У него в силу «калейдоскопа проектов» более высокий профессиональный уровень управления.
Основные проблемы: неумение строить постоянные команды и передавать управление, делегирование, усталость и нересурсное состояние собственника.
Серийный предприниматель или жонглёр — это собственник четырёх и более предприятий. В силу количества предприятий, как правило, он не может уделять внимание операционной деятельности и оперативному управлению. Поэтому основной компетенцией становится стратегическое управление, грамотный подбор и эффективное развитие управленческих команд. Более высокие требования к организации собственного времени. Многие серийные предприниматели управляют своими проектами по «принципу гарема»: есть любимые и не любимые проекты. Часто это приводит к ревностному отношению между управленческими командами и они начинают внутренние войны за внимание собственника. Из-за большого количества предприятий сложнее наводить фокус и выделять главное, поэтому серийный предприниматели часто распыляют ресурс, за счёт одних предприятий строят другие. Постоянно находятся в поиске членов управленческих команд, зачастую формируют их «на вырост».
Основные проблемы: наведение фокуса в бизнесах, определение стратегических приоритетов, организация и распределение времени, развитие управленческих команд и построение взаимодействия между ними, усталость и нересурсное состояние собственника.
Бизнесмен или владелец бизнесов — это собственник нескольких бизнесов, который не занимается оперативным управлением. Его основная компетенция — это умение грамотно сформировать «портфель бизнесов». Для этого он оценивает потенциал бизнеса, покупает его и выгодно продает. Строит стратегию развития «портфеля бизнесов». Некоторые бизнесмены снижая риски покупают и продают бизнесы частями, участвуя в акционерном капитале. Часто на рынке подобных бизнесменов называют инвесторы и это не всегда верно. Бизнесмен относится к проекту как к ликвидному товару. И в первую очередь стремиться выгоднее его купить для того, чтобы выгоднее его продать. Для этой деятельности нужен хороший стартовый капитал.
Основные проблемы: сложности с точной оценкой потенциала бизнеса, оперативный контроль состояния дел в бизнесе, умение вести переговоры по покупке и продаже бизнеса, усталость и нересурсное состояние собственника.
Бизнес-инвестор или бизнес-ангел — это собственник нескольких бизнесов, который занимается стратегическим управлением проектами. Основная компетенция — выращивание бизнес-проектов и создание команд под это, затем стабилизация бизнеса и развитие, масштабирование его потенциала. Для этого нужен первоначальный капитал и зачастую он бывает заработан в роли серийного предпринимателя или бизнесмена.
Основные проблемы: оценка потенциала команды, понимание архитектуры проекта и инструментов вывода проектов на рынок, стабилизация деятельности, тиражирование и масштабирование проектов.
Изредка можно встретить смешанные типы ведения бизнеса. Некоторым людям удаётся совмещать в себе несколько ролей. Большинство принадлежит к какому-то одному типу. Соответственно есть несколько первоочерёдных задач для бизнесмена, находящегося в конкретной роли, для того чтобы он и его проекты чувствовали себя устойчиво на рынке и системно могли развиваться.
Ремесленнику:
Сделать основной производственной единицей сотрудников, сместить фокус производства, продаж с себя.
Научиться делегировать задачи.
Построить систему передачи знаний, умений, навыков в компании.
Собрать команду, которая хочет расти рядом с собственником. Обеспечить высокую лояльность членов команды.
Бренд компании сделать равновесным бренду собственника.
Описать основные бизнес-процессы. Стандартизировать основную значимую часть работы.
«Вырастить» сотрудника способного эффективно принимать управленческие решения. Подготовить заместителя.
Проработать стратегию развития предприятия. Сделать ее рабочим инструментов для всех сотрудников предприятия.
Дельцу:
Описать основные бизнес-процессы. Стандартизировать основную значимую часть работы. И создать систему регулярной, постоянной оптимизации бизнес-процессов. Чтобы какие-то маленькие изменения происходили постоянно.
Научиться измерять эффективность работы каждого сотрудника, каждой структурной единицы. Привязать систему мотивации к основным показателям эффективности работы.
Избавиться от зависимости от ключевых сотрудников. Сделать отчуждаемыми технологии, клиентскую базу и так далее.
Постоянно и системно ставить эксперименты в продвижении, продажах, производстве… Искать более удачные конфигурации в технологиях, продуктах, структуре подразделений и прочем.
Нарастить и удерживать на конкурентоспособном уровне скорость принятия ключевых решений.
Нарастить скорость внедрения изменений. Создать фильтр, позволяющий выводить за периметр предприятия сотрудников саботирующих изменения. Здесь важно чётко отличать их от сотрудников дающих конструктивную обратную связь.
Сделать стратегию развития предприятия рабочим инструментом. Наглядным и с легким доступом, чтобы использовать ее при принятии текущих решений.
Предпринимателю- серфингисту:
Создать универсальную управленческую команду, способную создавать и развивать бизнес-проект в любом направлении. Тот самый «костяк». Обеспечить высокую лояльность членов команды.
Оцифровать, упростить и делегировать процесс поиска новых тем для проектов, мониторинг и анализ рынков.
Создать стратегию развития предприятия и себя в роли предпринимателя. Помимо краткосрочных и среднесрочных целей, сделать акцент на долгосрочные цели (Большие Цели).
Оцифровать и создать понятную прозрачную процедуру принятия решения «о смене курса».
Ставить долгосрочные цели по проектам. Ориентироваться на лидирующие позиции в отрасли в своём масштабе. Сместить фокус с «временного проекта» на «качественный проект».
Создать самодостаточную систему управления проектами, где собственник при принятии решений не является ключевой фигурой.
Научиться заботиться о командах проектов. Удерживать сотрудников и управлять их мотивацией.
Серийному предпринимателю:
В управлении чётко провести границу между стратегическим и оперативным. Распределить функции в своей команде.
Научиться подбирать и стабилизировать команды в бизнес-проектах, в том числе в момент покупки проекта.
Оцифровать и сделать прозрачной систему распределения внимания между проектами.
Оцифровать и сделать прозрачной систему распределения ресурсов между проектами и систему расстановки приоритетов в делах
Создать и сделать рабочим инструментом общую стратегию развития себя в роли серийного предпринимателя.
Бизнесмену:
Создать общую стратегию развития портфеля активов. Ответить на вопрос: диверсифицируемся или специализируемся.
Создать систему оценки бизнеса во времени, позволяющую эффективно принимать решения о покупке и/или продаже
Создать систему поиска команды/команд для управления существующими активами. Научиться работать с текущими командами проектов.
Создать эффективную систему работы капитала в «межсезонье».
Создать систему расстановки приоритетов в перераспределении капитала.
Создать систему покупки и продажи проектов, не завязанную на собственника
Бизнес-ангелу:
Создать свои независимые каналы привлечения и испытания команд и идей проектов. А также общую систему партнёрства с теми, кто может поставлять команды и идеи проектов.
Научиться сокращать время до получения профита от проекта не «съедая» его качества/цены
Исключить возможность возникновения кассовых разрывов.
Найти и создать механизмы ускоряющие рост проектов.
Создать систему генерации и отбора предложений о покупке и продаже проектов.
Создать общую стратегию развития себя как бизнес-ангела.
Создать над-проектную команду.