Компании инвестируют в обучение менеджеров среднего звена
эксперты Руслан Жамилов бизнес-тренер, руководитель компании «Бзст Бизнес Консалтинг+» Ольга Мурзина начальник отдела по управлению персоналом и юридическому обеспечению компании «СибТрансТ
эксперты
Руслан Жамилов
бизнес-тренер, руководитель компании «Бзст Бизнес Консалтинг+»
Ольга Мурзина
начальник отдела по управлению персоналом и юридическому обеспечению компании «СибТрансТелеКом»
Людмила Ружилова
директор по персоналу компании «Формула Холдинг»
Татьяна Суетова
директор НОУ РЦ МИМ «ЛИНК»
Маргарита Суходолова
директор консалтинг-центра «Резон»
Анна Фоломеева
начальник отдела по работе с персоналом компании «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт»
Ефим Чеботарев
бизнес-тренер, директор холдинга системного развития (SDH) (проект «ТренингХолл»)
Сегодня компании активно инвестируют в образование своих менеджеров среднего звена, выделяя на это значительные средства из бюджета. По словам начальника отдела по управлению персоналом и юридическому обеспечению компании «СибТрансТелеКом» (СТТК) ОЛЬГИ МУРЗИНОЙ, в этом году организация запланировала на обучение менеджеров среднего звена более 200 тыс. руб. «Это без учета проезда и командировочных расходов на тот случай, если обучение будет проходить в других городах. Тогда объем расходов увеличится в разы», — говорит г-жа Мурзина. Начальник отдела по работе с персоналом предприятия «Сибнефть-Красноярскнефтепродукт» АННА ФОЛОМЕЕВА добавляет: «Расходы на образование среднего руководящего звена составляют 35-40% в общем бюджете обучения персонала нашей компании».
Как рассказал «ДК» бизнес-тренер, руководитель компании «Бэст Бизнес Консалтинг+» РУСЛАН ЖАМИЛОВ, еще два-три года назад тренинги для менеджеров среднего звена составляли не более 10-20% в объеме заказов местных провайдеров бизнес-обучения. «На сегодня их доля приблизилась уже к 50%», — утверждает г-н Жамилов.
По словам эксперта, ярче всего эта тенденция проявилась с развитием филиальных сетей. «Пока сети были небольшими и не выходили за пределы Красноярска, «топы» или собственники управляли ими самостоятельно. Однако с открытием филиалов в других городах это становилось делать труднее. Появилась необходимость в помощниках: управляющих филиалами, специалистах по логистике и финансовым вопросам и т.д.», — рассказал Руслан Жамилов.
В то же время специалисты отмечают, что в низкоконкурентных отраслях бизнеса компании инертны в вопросе обучения своих менеджеров. Так происходит, например, в строительной отрасли, где на данный момент на местном рынке спрос опережает предложение. Руководителям строительных компаний, считают эксперты, проще нанять нового менеджера, чем тратить время и деньги на обучение нынешнего. Однако практика показывает, что люди не хотят идти в строительные компании, потому что их там не ценят и не умеют с ними работать. В итоге у строителей не прекращается кадровая текучка.
Управление изменениями — самая популярная тема у менеджеров среднего звена
Другая традиционно востребованная тематика обучения — управление персоналом. Здесь отрабатываются ключевые для менеджера среднего звена навыки: мотивация персонала, постановка задач и умение добиться их исполнения и т.д.
Ефим Чеботарев добавляет, что в целом при выборе провайдера бизнес-образования заказчики сегодня руководствуются тремя основными принципами: портфолио (опыт работы с другими компаниями), возможность адаптировать свою систему обучения под конкретную отрасль и, что самое главное, личность бизнес-тренера. «Компании все больше интересует не методико-теоретическая база, которой обладает тренер, а наличие у него практического опыта руководства бизнесом», — сказал Ефим Чеботарев.
Как говорит Ольга Мурзина, СТТК в первую очередь старается подобрать образовательное учреждение в Красноярске, что намного дешевле и удобнее. «Однако это не всегда возможно, учитывая специфику нашей деятельности. Поэтому зачастую приходится направлять менеджеров на обучение в Псков, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москву. Это, разумеется, требует дополнительных расходов», — сказала г-жа Мурзина.
Наиболее распространенным на сегодня методом в обучении менеджеров среднего звена эксперты называют корпоративные тренинги. «Мы активно используем его в последние два года. Во-первых, такие занятия позволяют всем руководителям получить единое понимание вопроса, во-вторых, дают им возможность общения в неформальной обстановке, что способствует налаживанию взаимоотношений. Наконец, это наиболее экономичный сегодня подход», — говорит Анна Фоломеева. Кроме того, добавляет эксперт, компания периодически проводит для среднего руководящего состава совместные тренинги с топ-менеджментом. На них отрабатываются навыки стратегического управления.
Однако не все предприятия считают тренинги наиболее эффективным методом обучения среднего управляющего состава. Ольга Мурзина: «Такое обучение «тянет», скорее, на уровень рядового сотрудника. Для руководителей, даже среднего звена, необходимо долгосрочное системное обучение, по окончании которого они получают удостоверения о повышении квалификации от государственных учреждений. Поэтому мы обучаем своих менеджеров в СФУ или в Иркутском государственном университете путей сообщения, либо в вузах других городов, а также на учебных базах компаний-производителей телекоммуникационного оборудования». Специалисты соглашаются с тем, что отдельные тренинги не дают системного обучения. Директор Международного института менеджмента «ЛИНК» ТАТЬЯНА СУЕТОВА: «Я называю тренинги «точечными инъекциями»: с их помощью можно решить на короткое время какую-либо конкретную проблему, и то при условии, что тренинг будет вести опытный бизнес-тренер. Но эффекта системного подхода тренинги не дают». Однако, по мнению Руслана Жамилова, на основе тренингового подхода можно выстроить полноценное системное обучение. Он сообщил, что «Бэст Бизнес Консалтинг+» разработал авторскую программу работы с менеджерами «Генетический код вашего бизнеса». Она включает в себя пакет из 7-12 тренингов и рассчитана на сопровождение бизнеса в течение 1-1,5 лет. «Суть нашего подхода заключается в том, что в процессе обучения менеджер не только повышает свою профессиональную квалификацию, но и развивает управленческие навыки, а также навыки работы в команде. Это особенно актуально для современных компаний, которым требуются не просто квалифицированные специалисты, а полноценные команды управленцев», — говорит г-н Жамилов. По его словам, «Бэст Бизнес Консалтинг+» уже внедряет свою программу на практике. «Мы работаем по ней, например, в золотодобывающей компании «Полюс», где перед менеджерами среднего звена поставлена задача стабилизировать персонал и сократить текучесть кадров. Предварительный срез уже показал эффективность программы: динамика текучести снизилась до допустимой нормы», — утверждает эксперт.
Специалисты полагают, что в перспективе обучение менеджеров среднего звена станет более системным, «точечных инъекций» будет все меньше и меньше. Более того, по мнению Татьяны Суетовой, начнет расти спрос на обучение по международным стандартам. «В Красноярске открывается все больше представительств столичных и международных компаний, где требуется диплом международного образца. Чтобы получить в них работу, менеджеру будет необходимо соответствующее образование», — поясняет эксперт.
Татьяна Суетова прогнозирует, что компании начнут открывать свои корпоративные университеты. «Однако не исключено и совершенно иное развитие событий: возможно, в ближайшие годы менеджеры среднего звена начнут сами инвестировать в свое образование. Им придется это делать, чтобы найти достойную работу и рассчитывать на карьерный рост. Дело в том, что крупные компании, которые в свое время сами обучали менеджеров, теперь стараются найти готового специалиста на рынке труда. Так они экономят деньги и время на обучение менеджера. Эта тенденция уже началась и будет нарастать», — уверена Татьяна Суетова.