Контент-провайдеры ищут замену традиционным сервисам

эксперты Иван Иоаниди начальник отдела развития бизнеса компании «ЕТК» Андрей Камоцкий директор компании «МобилФон» Владимир Костюков директор по общественным связям компании «ИнтраЛайн

Рост рынка мобильного контента за счет продаж картинок и мелодий прекратился. Наигравшиеся простыми услугами потребители хотят более качественных и сложных сервисов. Эксперты уверены: в дальнейшем рынок будет прирастать благодаря новым сегментам — мобильному маркетингу, сервисам мобильного позиционирования (LBS), видеоконтенту.

эксперты

Иван Иоаниди
начальник отдела развития бизнеса компании «ЕТК»
Андрей Камоцкий
директор компании «МобилФон»
Владимир Костюков
директор по общественным связям компании «ИнтраЛайн», главный редактор портала Yarsk.ru
Виктор Ленер
генеральный директор ООО «Линс-Интек»
Оксана Панкратова
старший консультант аналитического агентства iKS-Consulting
Кирилл Шрамко
генеральный директор компании INFON
Василий Юзенчук
медиаменеджер компании «Связной Загрузка»

По словам начальника отдела развития бизнеса компании «ЕТК» Ивана Иоаниди, практически ежедневно в офис регионального сотового оператора приходят люди, интересующиеся условиями вхождения на рынок мобильного контента. «Бывает, что в неделю к нам обращаются до пяти человек за консультациями по поводу начала работы на рынке контент-услуг. Большая часть идет с представлением, что это легкий бизнес», — говорит г-н Иоаниди.
Идеалистические представления, по мнению старшего консультанта агентства iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, базируются не на пустом месте. В период с 2001 г. по 2004 г. среднегодовые темпы роста рынка дополнительных услуг, или VAS-услуг , составляли более 150%. А сегмент мобильного контента увеличивался в среднем в 2,5 раза ежегодно. «В целом за всю историю мобильной связи в России абоненты потратили на приобретение только мобильного контента до $790 млн», — подсчитала г-жа Панкратова.
Около года назад аналитики зафиксировали серьезное замедление темпов роста рынка дополнительных услуг. Во многом на ситуацию повлиял спад спроса именно на мобильный контент, в частности, на самый емкий его сегмент — кастомизацию. В 2004 г. доходы операторов и провайдеров от контента составляли $240 млн. К концу 2005 г. контент-услуги должны были, по прогнозам аналитиков, принести участникам рынка $600 млн. На деле же цифра оказалась намного ниже — около $315 млн. Прогноз темпов роста на текущий год сравнительно скромный — около 40-50%. Ожидается, что объем рынка мобильного контента составит в 2006 г. $470 млн.

Потребители наигрались простыми сервисами
Как рассказал директор компании «Мобил­Фон» Андрей Камоцкий, еще год назад львиная доля красноярского рынка мобильного контента — около 80% — приходилась на сегмент мелодий и картинок. Сегодня же кастомизация, по оценке эксперта, составляет не более 40-50%. «Непритязательная услуга — закачка картинок и мелодий — одна из первых вышла на рынок. Вполне логично, что потребитель ею пресытился. Скачать мелодию было все равно что поиграть модной игрушкой. Каждый хотел посмотреть, как услуга работает, проверить ее на себе, независимо от того, требовалась ему новая мелодия и картинка или нет. Абонент реагировал почти на каждое новое предложение», — вспоминает г-н Камоцкий. Сейчас же потребитель, по его словам, стал более консервативен, он уже наигрался и закачивает не все подряд, а только единичные образцы.
Иван Иоаниди связывает падение спроса на услугу кастомизации и с подросшими техническими возможностями самих мобильных телефонов. «Молодежь, основной потребитель мобильного контента, чутко реагирует на новые предложения вендоров, которые постоянно совершенствуют модели телефонов. Новые трубки, имеющие радио, MP3, дали возможность пользователю записывать мелодии самостоятельно, не платя дополнительно за эту услугу», — говорит г-н Иоаниди. Кроме того, в последнее время на рынке появились бесплатные предложения по кастомизации. Некоторые сайты в Интернете в качестве бонуса за их посещение предлагают бесплатную закачку мобильного контента.
Тормозит спрос и вечная проблема этого рынка — оплаченная, но не полученная услуга. Андрей Камоцкий: «Часто абоненты пытаются скачать на свой телефон мелодию или картинку, не настроив WAP-сервис или GPRS. Они просто не знают, что это необходимо сделать для получения услуги. А деньги снимаются независимо от того, состоялся процесс закачки контента или нет».
Около половины абонентов, получивших подобный негативный опыт «общения» с мобильным контентом, по оценке экспертов, больше не обращаются к этой услуге. В «МобилФоне» решение проблемы видят в создании справочной службы. «В условиях растущей конкуренции разбрасываться потребителями глупо, гораздо разумнее заниматься их образованием. Мы это делаем через справочную «горячую линию», — поделился опытом директор «МобилФона».
Местные контент-проекты набирают обороты
По мнению генерального директора компании «Линс-Интек» Виктора Ленера, говорить о тенденции падения спроса на весь мобильный контент в Красноярске неверно. Потребитель, как утверждают участники рынка, пресытился низкокачественными и примитивными предложениями, а это значит, что пришло время для более серьезных технически и содержательно услуг.
Андрей Камоцкий отмечает рост за последний год примерно на 100% сразу нескольких сегментов местного рынка: медиапроектов (голосование на телевидении, на радио и т. д.), информационно-справочных услуг и java-игр.
По данным iKS-Consulting, в 2005 г. абоненты сотовых сетей потратили на скачивание java-игр $56,7 млн. Аналитики iKS-Consulting называют java-игры одним из самых перспективных направлений деятельности компаний-провайдеров. Они полагают, что до конца года объем этого сегмента увеличится как минимум на 50%. Андрей Камоцкий солидарен с мнением федеральных экспертов: «За год этому направлению удалось занять около 20% от объема всего продаваемого контента нашей компании. С расширением технических возможностей операторов и мобильных терминалов java-игры, я уверен, займут лидирующие позиции в развлекательном сегменте».
Наибольший рост в медиа- и информационно-справочных нишах, по мнению участников рынка, демонстрируют местные проекты. Владимир Костюков, директор по общественным связям компании «Интра­Лайн», специализирующейся на текстовых информационно-развлекательных сервисах: «Очень важно следить за конъюнктурой. Рынок мобильного контента так устроен, что здесь надо быть очень гибким. Если одна услуга перестанет интересовать потребителя, мы предложим другую». «ИнтраЛайн» идет по пути создания собственных проектов. В арсенале компании sms-версия электронной справочной системы «Абонент Красноярск», проект «Универсальная карта оплаты», обеспечивающий оплату услуг сотовой и проводной связи, Интернета, спутникового телевидения через sms-сообщения.
Компания «Линс-Интек» весной этого года также вывела на рынок собственную торговую марку — «MOBBYWOOD. Парк мобильных развлечений», которая объединила 7 голосовых информационно-развлекательных сервисов и 4 сервиса по on-line консультированию профессиональными специалистами: юристами, психологами, ветеринарами...
Силу местных проектов признают и федеральные игроки. Василий Юзенчук, медиаменеджер компании «Связной Загрузка»: «У местных контент-провайдеров есть безусловное преимущество — они хорошо знают рынок и своего клиента».
Участники рынка также акцентируют внимание на возрастающем интересе к узконишевым проектам. В качестве примера они приводят информационную рассылку с проходящего сейчас в Германии чемпионата мира по футболу. «Подобные проекты локальны, но потребительский спрос на них довольно высок», — отметил г-н Камоцкий.
Заметный рост за последнее полугодие, по словам Владимира Костюкова, продемонстрировала услуга мобильного маркетинга. Василий Юзенчук главным достоинством такого канала коммуникации с потребителем считает персонификацию: «Способ продвижения через мобильную рекламу позволяет работать не с безликим потребителем, а с вполне конкретным человеком, у которого сотовый телефон всегда под рукой. И такой аппарат есть сейчас почти у каждого, в отличие от компьютера с электронной почтой».
Мобильный маркетинг выгоден и потребителю. Вместе с рассылками он получает бонусы. Например, «ИнтраЛайн», реализующая совместно с МТС проект в нише мобильного маркетинга, за каждое отправленное абоненту рекламное сообщение кладет на его счет 1 руб.
Как отмечают участники рынка, доля мобильного маркетинга в Красноярске пока невелика. Эксперты оценили ее примерно в 3-4% от общей емкости рынка мобильного контента, но, по их мнению, уже к концу 2006 г. этот канал продвижения будет оценен рекламодателями. По информации Ивана Иоаниди, крупные европейские компании отводят сейчас на мобильное продвижение около 5% рекламных бюджетов.
Будущее рынка в сетях третьего поколения
Продавцы мобильного контента уверены: будущее за высокотехнологичными услугами. «На подходе внедрение сотовыми операторами сервисов мобильного позиционирования, так называемой технологии LBS. Она позволит абоненту определять местонахождение своего собеседника, конечно, в случае, если он нам дал на это разрешение», — поясняет г-н Камоцкий. Задача контент-провайдера — предложить на базе новой технологии интересные и понятные услуги. Например, развлекательную, по принципу поиска клада в реальном времени, или информационную — оповещать путешествующего абонента об окружающей его местности, подсказывать ее инфраструктуру и т. д.
Более долгосрочные перспективы эксперты связывают с видеоконтентом. По их мнению, появление у мобильного терминала тех же возможностей, что и у персонального компьютера, гарантирует рынку стабильный рост на долгие годы. Как скоро это случится, прогнозировать местные игроки не решились.
Московский аналитик Татьяна Панкратова: «Для этого сотовые операторы должны построить сети третьего поколения. Как скоро это произойдет, неясно. Очень бы хотелось, чтобы в этом году нашим операторам выдали соответствующие лицензии, поскольку уже пора, рынок готов к такому предложению».
Самое читаемое
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.Минобрнауки заявило об изменениях в процедуре сдачи ЕГЭ с 2025 г.
  • Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»Федор Федоров, МИРБИС: «Внешние факторы делают бизнес-образование более востребованным»
  • Арбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерамАрбитражный суд Москвы удовлетворил претензии «УДР–Екатеринбург» к итальянским партнерам
  • «Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах«Ваша Татьяна Ким». Глава Wildberries вернула девичью фамилию и рассказала о своих планах
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.