Красноярск охватил ноутбум
эксперты Евгений Агапов учредитель компании «Интек» Максим Багаев руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» Роман Дроздов исполнительный директор компании «Старком»
По оценкам экспертов, за последний год продажи ноутбуков в Красноярске увеличились вдвое и сравнялись с продажами стационарных компьютеров. Одним из следствий нового тренда стало появление на местном компьютерном рынке специализированных ноутбучных компаний. Аналитики прогнозируют: в ближайшие год-два продажи ноутбуков будут только расти.
Учредитель компании «Интек» ЕВГЕНИЙ АГАПОВ также добавляет, что мобильные ПК не пользовались спросом, и их поставляли мизерными партиями, что называется, «для ассортимента».
Продажи мобильных и стационарных компьютеров сравнялись
Однако настоящий бум на ноутбуки начался в Красноярске около года назад. Исполнительный директор компании «Старком» РОМАН ДРОЗДОВ: «В августе мы отметили более чем двукратное увеличение продаж ноутбуков по сравнению с началом текущего года. Это привело к тому, что доли продаж мобильных и стационарных компьютеров в нашей компании сравнялись».
Подобную тенденцию отметили и в «Аверсе». «Если год назад на 10 проданных десктопов приходился один ноутбук, то сегодня на полтора стационарных компьютера приходится один мобильный», — утверждает г-н Багаев. Кроме того, по его словам, доля реализации ноутбуков в «Аверсе» сегодня достигла 15% от общего товарооборота и превысила долю десктопов.
Директор цифрового торгового центра «Ноутбум» АЛЕКСЕЙ ЯКИМЧИК рассказал, что доля ноутбуков в товарообороте его компании и того больше — около 40%.
Увеличение спроса на мобильные компьютеры подвигло красноярские компании к активному развитию ноутбучного направления. «Сегодня мы постоянно держим на складе порядка 120 моделей ноутбуков 6 различных брендов», — делится г-н Багаев.
По мнению г-на Якимчика, рынок ноутбуков в Красноярске сейчас только начал формироваться. «Основной показатель этого — появление специализированных компаний и расширение ассортимента ноутбуков компьютерными фирмами. В Новосибирске или Томске, например, период насыщения рынка наступил еще полтора-два года назад», — утверждает Алексей Якимчик.
Одной из первых красноярских компаний, уловивших новую тенденцию, стал «Красноут». «Первые ноутбуки мы привезли еще три года назад, когда увеличение спроса на мобильные компьютеры стало очевидным рыночным трендом», — рассказал «ДК» директор компании «Красноут» ДМИТРИЙ ЖУКОВ.
Совсем недавно о своем полном переходе в сегмент продаж мобильных ПК заявила компьютерная компания «Интек». «Мы отказались от продаж стационарных компьютеров, поскольку не видим большого будущего за этим направлением. Рынок перенасыщен. Сегмент ноутбуков, напротив, только начинает развиваться», — поясняет Евгений Агапов.
Основную долю продаж (60-70%), по данным экспертов, сегодня занимают ноутбуки средней ценовой категории — от 20 до 30 тыс. руб. Доля дешевых машин стоимостью 15-20 тыс. руб. относительно невелика — порядка 15%. Примерно столько же приходится на дорогие модели с ценником от 30 тыс. руб. Долю топовых моделей (от 50 тыс. руб.) эксперты назвать затруднились. «Они находятся в сегменте разовых приобретений, поэтому их долю продаж подсчитать трудно», — сказал г-н Дроздов.
Дмитрий Жуков сообщил, что в «Красноуте» объем ноутбуков премиум-класса составляет не более 3-5%. По словам Михаила Леонтьева, продажи «топ-моделей» могут быть невелики в количественном выражении, однако при этом способны занимать значительную долю в товарообороте. «У нас продажи ноутбуков премиум-класса составляют 20-25% от всего товарооборота», — поделился деталями эксперт.
Специалисты говорят, что продажи ноутбуков растут как в сегменте физических лиц, так и в корпоративном. Максим Багаев: «Объем корпоративных продаж нашей компании сегодня равняется 15-20%». По словам эксперта, организации сейчас покупают ноутбуки не только своим управленцам, но и рядовому персоналу, в частности, менеджерам среднего звена и выездным сотрудникам, для которых важна мобильность. «Ноутбуки сегодня покупают все, начиная от частных предпринимателей и заканчивая гигантами масштабов «Русала», где мобильными ПК оснащаются целые отделы», — утверждает г-н Багаев.
Мобильные компьютеры перешли в сегмент массовых товаров
Михаил Леонтьев считает, что снижение цен на ноутбуки началось еще в 2004 году. «Тогда на рынке появилось много локальных игроков, самые крупные из которых — Rover и NCA-Group (производитель ноутбуков iRU). Они начали активно развивать сектор low-end (низкий ценовой сегмент). Однако настоящий обвал цен начался с приходом в эту нишу мировых производителей, в первую очередь, Asus и Acer», — пояснил г-н Леонтьев. «Сегодня расширить свое присутствие в низком ценовом сегменте стремятся даже западные производители, в частности, Hewlett-Packard», — говорит Роман Дроздов.
Сильное снижение цен, по словам аналитиков, позволило ноутбукам перейти в категорию массовых товаров. Роман Дроздов: «Если раньше наличие ноутбука как такового было показателем некоего статуса его обладателя, то сегодня ноутбуки целенаправленно сегментируются по потребителям». Максим Багаев также рассказал, что в настоящее время в линейке ноутбуков любого производителя выпускается как минимум 4 класса машин: эконом, бизнес, функционал и имидж.
Аналитики отмечают, что такая сегментация позволяет максимально расширить аудиторию потребителей мобильных ПК. Роман Дроздов: «Например, дешевые ноутбуки сегодня могут позволить себе школьники и студенты. По сути, это переносные рабочие станции, производительности которых хватает для работы с пакетом офисных программ. В то же время дорогостоящие имиджевые модели стоимостью от $2 тыс. приобретают бизнесмены и руководители предприятий, поскольку сегодня ноутбук уже стал неотъемлемым атрибутом делового стиля».
Эксперты едины во мнении, что по цене ноутбуки сегодня значительно приблизились к стационарным компьютерам. Михаил Леонтьев: «Естественно, если брать одинаковые по конфигурации десктоп и ноутбук, то мобильная система будет стоить дороже. Но не в два-три раза, как было, например, два года назад. Сейчас максимальная разница может составлять 35-50%».
Г-н Багаев констатирует, что большая разница в цене сегодня характерна только для одной области применения компьютеров — использования в качестве игровой станции. По его словам, мощному игровому десктопу стоимостью 25 тыс. руб. будет соответствовать ноутбук стоимостью 55-60 тыс. руб. «В остальных областях применения компьютеров цены на ноутбуки и десктопы практически сравнялись. Например, если офисный компьютер с монитором и всей периферией на сегодня стоит около 15 тыс. руб., то его ноутбучный вариант аналогичной конфигурации обойдется в 17 тыс. руб.», — утверждает г-н Багаев.
Директор компании «Сибирские компьютеры» АНДРЕЙ ИВАНЧЕНКО придерживается аналогичного мнения: «Если сложить сумму комплектующих компьютера — монитор, операционная система и батарея питания, — то сегодня в большинстве областей применения этот комплекс в ноутбучном исполнении будет даже дешевле, чем в стационарном. Единственный сегмент, где десктоп сохраняет ценовое преимущество, — игровой».
Спрос на мобильные компьютеры стимулирует развитие беспроводных технологий
По мнению Романа Дроздова, популярность ноутбуков объясняется в том числе стремительным развитием беспроводных технологий, благодаря чему у пользователя сейчас появилась возможность синхронизации и интеграции различных мобильных устройств и управления ими в едином комплексе. «Например, если мобильный телефон пользователя оснащен системой Bluetooth и находится вблизи ноутбука, оба устройства автоматически синхронизируются. Это означает, что пользователь может, например, выходить в интернет, используя телефон в качестве модема, или принимать и отправлять SMS при помощи ноутбука», — пояснил г-н Дроздов.
Высокая технологичность и увеличение производительности ноутбуков обеспечили им проникновение в узкоспециализированные сегменты, в частности, сферы профессиональной обработки звука и изображения — традиционные «вотчины» мощных стационарных компьютеров. «В числе наших клиентов есть профессиональные художники, фотографы, режиссеры, которые ранее использовали ноутбуки лишь в качестве «походного» варианта, предпочитая им десктопы как более производительные машины. С появлением мощных видеокарт и процессоров для ноутбуков их приоритеты начали меняться. Сейчас все больше профессионалов используют мобильные компьютеры в качестве основного инструмента «производства», — констатирует Михаил Леонтьев.
Ноутбуки не смогут вытеснить десктопы
Максим Багаев считает, что уже в следующем году продажи ноутбуков в Красноярске превысят продажи десктопов. «Тенденция такова, что уже к новому году мы рассчитываем продавать примерно 1,5 ноутбука на один стационарный компьютер. Но это будет сезонный всплеск. Однако, думаю, что уже к лету продажи ноутбуков будут стабильно превышать продажи десктопов».
Специалисты сомневаются в дальнейшем падении стоимости мобильных компьютеров. Михаил Леонтьев: «Сегодня цена ноутбуков уже на грани себестоимости. Если попытаться опустить ее ниже $500, то это скажется на качестве товара. Кроме того, наверняка будут ущемлены интересы либо производителя (так как резко снизится рентабельность производства), либо дистрибьютора и дилера, что может привести к сокращению поставок».
Роман Дроздов добавляет, что будет происходить ценовое смещение, традиционное для компьютерного рынка: «Иначе говоря, устаревшие модели ноутбуков будут смещаться в более низкие ценовые сегменты, уступая место новым моделям».
Участники рынка подчеркивают, что, несмотря на постоянное увеличение продаж, мобильные ПК в ближайшие несколько лет не смогут окончательно вытеснить десктопы. В первую очередь, вследствие технологических ограничений, где главный тормозящий фактор — основное преимущество ноутбуков — компактность. «До сих пор нет ни одного ноутбука, который можно было бы назвать полноценной игровой машиной. Технологически это пока невозможно. Опять же есть ниша серверов, где ноутбук также сложно представить», — поясняет Андрей Иванченко.
Роман Дроздов согласен с этим мнением. «Главные проблемы ноутбука — энергопотребление и тепловыделение. Безусловно, можно в него «воткнуть» мощную видеокарту, но ее энергопотребление будет настолько велико, что работы аккумулятора хватит минут на 15, не больше. Поэтому пока что произвести мощную видеокарту или процессор проще и целесообразнее для обычного компьютера», — резюмирует г-н Дроздов.
эксперты
Евгений Агапов учредитель компании «Интек»
Максим Багаев руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск»
Роман Дроздов исполнительный директор компании «Старком»
Дмитрий Жуков директор компании «Красноут»
Андрей Иванченко директор компании «Сибирские компьютеры»
Михаил Леонтьев директор компании «Борлас-СБ»
Алексей Якимчик директор цифрового торгового центра «Ноутбум»
Первой специализированной компанией по продаже ноутбуков в Красноярске стала «Борлас-СБ», появившаяся на местном рынке в 2001 году. Директор «Борлас-СБ» МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ вспоминает, что в то время мобильные компьютеры в городе были настоящей экзотикой: «Сначала мы продавали не более 30 ноутбуков в месяц». По оценке участников рынка, в то время этот показатель считался солидным. Руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» МАКСИМ БАГАЕВ: «Пять лет назад мы продавали один ноутбук примерно в полтора-два месяца, а привозили их исключительно под заказ».
Учредитель компании «Интек» ЕВГЕНИЙ АГАПОВ также добавляет, что мобильные ПК не пользовались спросом, и их поставляли мизерными партиями, что называется, «для ассортимента».
Эксперты говорят, что повышение спроса на ноутбуки на местном рынке впервые началось три года назад. Максим Багаев: «В 2004 году мы вышли на объем продаж в 30 ноутбуков ежемесячно. С тех пор этот показатель каждый год удваивается». По оценке Михаила Леонтьева, в последние три года средний ежегодный прирост продаж «Борлас-СБ» составлял примерно 25%: «Сегодня мы продаем в 5-6 раз больше ноутбуков, чем в начале своей деятельности».
Однако настоящий бум на ноутбуки начался в Красноярске около года назад. Исполнительный директор компании «Старком» РОМАН ДРОЗДОВ: «В августе мы отметили более чем двукратное увеличение продаж ноутбуков по сравнению с началом текущего года. Это привело к тому, что доли продаж мобильных и стационарных компьютеров в нашей компании сравнялись».
Подобную тенденцию отметили и в «Аверсе». «Если год назад на 10 проданных десктопов приходился один ноутбук, то сегодня на полтора стационарных компьютера приходится один мобильный», — утверждает г-н Багаев. Кроме того, по его словам, доля реализации ноутбуков в «Аверсе» сегодня достигла 15% от общего товарооборота и превысила долю десктопов.
Директор цифрового торгового центра «Ноутбум» АЛЕКСЕЙ ЯКИМЧИК рассказал, что доля ноутбуков в товарообороте его компании и того больше — около 40%.
Увеличение спроса на мобильные компьютеры подвигло красноярские компании к активному развитию ноутбучного направления. «Сегодня мы постоянно держим на складе порядка 120 моделей ноутбуков 6 различных брендов», — делится г-н Багаев.
По мнению г-на Якимчика, рынок ноутбуков в Красноярске сейчас только начал формироваться. «Основной показатель этого — появление специализированных компаний и расширение ассортимента ноутбуков компьютерными фирмами. В Новосибирске или Томске, например, период насыщения рынка наступил еще полтора-два года назад», — утверждает Алексей Якимчик.
Одной из первых красноярских компаний, уловивших новую тенденцию, стал «Красноут». «Первые ноутбуки мы привезли еще три года назад, когда увеличение спроса на мобильные компьютеры стало очевидным рыночным трендом», — рассказал «ДК» директор компании «Красноут» ДМИТРИЙ ЖУКОВ.
Совсем недавно о своем полном переходе в сегмент продаж мобильных ПК заявила компьютерная компания «Интек». «Мы отказались от продаж стационарных компьютеров, поскольку не видим большого будущего за этим направлением. Рынок перенасыщен. Сегмент ноутбуков, напротив, только начинает развиваться», — поясняет Евгений Агапов.
Основную долю продаж (60-70%), по данным экспертов, сегодня занимают ноутбуки средней ценовой категории — от 20 до 30 тыс. руб. Доля дешевых машин стоимостью 15-20 тыс. руб. относительно невелика — порядка 15%. Примерно столько же приходится на дорогие модели с ценником от 30 тыс. руб. Долю топовых моделей (от 50 тыс. руб.) эксперты назвать затруднились. «Они находятся в сегменте разовых приобретений, поэтому их долю продаж подсчитать трудно», — сказал г-н Дроздов.
Дмитрий Жуков сообщил, что в «Красноуте» объем ноутбуков премиум-класса составляет не более 3-5%. По словам Михаила Леонтьева, продажи «топ-моделей» могут быть невелики в количественном выражении, однако при этом способны занимать значительную долю в товарообороте. «У нас продажи ноутбуков премиум-класса составляют 20-25% от всего товарооборота», — поделился деталями эксперт.
Специалисты говорят, что продажи ноутбуков растут как в сегменте физических лиц, так и в корпоративном. Максим Багаев: «Объем корпоративных продаж нашей компании сегодня равняется 15-20%». По словам эксперта, организации сейчас покупают ноутбуки не только своим управленцам, но и рядовому персоналу, в частности, менеджерам среднего звена и выездным сотрудникам, для которых важна мобильность. «Ноутбуки сегодня покупают все, начиная от частных предпринимателей и заканчивая гигантами масштабов «Русала», где мобильными ПК оснащаются целые отделы», — утверждает г-н Багаев.
Основной причиной резкого повышения спроса на ноутбуки аналитики называют существенное снижение цен на них. Дмитрий Жуков: «За последний год цены в среднем упали на 30%. Если в прошлом году минимальная стоимость нового ноутбука составляла 20-22 тыс. руб., то сегодня порядка 15 тыс. руб.»
Михаил Леонтьев считает, что снижение цен на ноутбуки началось еще в 2004 году. «Тогда на рынке появилось много локальных игроков, самые крупные из которых — Rover и NCA-Group (производитель ноутбуков iRU). Они начали активно развивать сектор low-end (низкий ценовой сегмент). Однако настоящий обвал цен начался с приходом в эту нишу мировых производителей, в первую очередь, Asus и Acer», — пояснил г-н Леонтьев. «Сегодня расширить свое присутствие в низком ценовом сегменте стремятся даже западные производители, в частности, Hewlett-Packard», — говорит Роман Дроздов.
Сильное снижение цен, по словам аналитиков, позволило ноутбукам перейти в категорию массовых товаров. Роман Дроздов: «Если раньше наличие ноутбука как такового было показателем некоего статуса его обладателя, то сегодня ноутбуки целенаправленно сегментируются по потребителям». Максим Багаев также рассказал, что в настоящее время в линейке ноутбуков любого производителя выпускается как минимум 4 класса машин: эконом, бизнес, функционал и имидж.
Аналитики отмечают, что такая сегментация позволяет максимально расширить аудиторию потребителей мобильных ПК. Роман Дроздов: «Например, дешевые ноутбуки сегодня могут позволить себе школьники и студенты. По сути, это переносные рабочие станции, производительности которых хватает для работы с пакетом офисных программ. В то же время дорогостоящие имиджевые модели стоимостью от $2 тыс. приобретают бизнесмены и руководители предприятий, поскольку сегодня ноутбук уже стал неотъемлемым атрибутом делового стиля».
Эксперты едины во мнении, что по цене ноутбуки сегодня значительно приблизились к стационарным компьютерам. Михаил Леонтьев: «Естественно, если брать одинаковые по конфигурации десктоп и ноутбук, то мобильная система будет стоить дороже. Но не в два-три раза, как было, например, два года назад. Сейчас максимальная разница может составлять 35-50%».
Г-н Багаев констатирует, что большая разница в цене сегодня характерна только для одной области применения компьютеров — использования в качестве игровой станции. По его словам, мощному игровому десктопу стоимостью 25 тыс. руб. будет соответствовать ноутбук стоимостью 55-60 тыс. руб. «В остальных областях применения компьютеров цены на ноутбуки и десктопы практически сравнялись. Например, если офисный компьютер с монитором и всей периферией на сегодня стоит около 15 тыс. руб., то его ноутбучный вариант аналогичной конфигурации обойдется в 17 тыс. руб.», — утверждает г-н Багаев.
Директор компании «Сибирские компьютеры» АНДРЕЙ ИВАНЧЕНКО придерживается аналогичного мнения: «Если сложить сумму комплектующих компьютера — монитор, операционная система и батарея питания, — то сегодня в большинстве областей применения этот комплекс в ноутбучном исполнении будет даже дешевле, чем в стационарном. Единственный сегмент, где десктоп сохраняет ценовое преимущество, — игровой».
Специалисты уверены, что падение цен послужило лишь толчком к росту спроса на мобильные компьютеры. Андрей Иванченко: «Ноутбуки обладают рядом очевидных потребительских преимуществ, в первую очередь, мобильностью и компактностью. Люди давно уже оценили эти плюсы и готовы были и раньше платить за них. Снижение цен послужило лишь дополнительным стимулом для увеличения спроса на ноутбуки».
По мнению Романа Дроздова, популярность ноутбуков объясняется в том числе стремительным развитием беспроводных технологий, благодаря чему у пользователя сейчас появилась возможность синхронизации и интеграции различных мобильных устройств и управления ими в едином комплексе. «Например, если мобильный телефон пользователя оснащен системой Bluetooth и находится вблизи ноутбука, оба устройства автоматически синхронизируются. Это означает, что пользователь может, например, выходить в интернет, используя телефон в качестве модема, или принимать и отправлять SMS при помощи ноутбука», — пояснил г-н Дроздов.
Высокая технологичность и увеличение производительности ноутбуков обеспечили им проникновение в узкоспециализированные сегменты, в частности, сферы профессиональной обработки звука и изображения — традиционные «вотчины» мощных стационарных компьютеров. «В числе наших клиентов есть профессиональные художники, фотографы, режиссеры, которые ранее использовали ноутбуки лишь в качестве «походного» варианта, предпочитая им десктопы как более производительные машины. С появлением мощных видеокарт и процессоров для ноутбуков их приоритеты начали меняться. Сейчас все больше профессионалов используют мобильные компьютеры в качестве основного инструмента «производства», — констатирует Михаил Леонтьев.
Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение продаж мобильных компьютеров. Андрей Иванченко: «Тенденция увеличения спроса пришла к нам с западных рынков. Сегодня в Москве продажи ноутбуков занимают примерно 60-70% продаж компьютерных магазинов. Покупка стационарного компьютера там скорее редкость, чем постоянный тренд. Думаю, у нас это будет через два года».
Максим Багаев считает, что уже в следующем году продажи ноутбуков в Красноярске превысят продажи десктопов. «Тенденция такова, что уже к новому году мы рассчитываем продавать примерно 1,5 ноутбука на один стационарный компьютер. Но это будет сезонный всплеск. Однако, думаю, что уже к лету продажи ноутбуков будут стабильно превышать продажи десктопов».
Специалисты сомневаются в дальнейшем падении стоимости мобильных компьютеров. Михаил Леонтьев: «Сегодня цена ноутбуков уже на грани себестоимости. Если попытаться опустить ее ниже $500, то это скажется на качестве товара. Кроме того, наверняка будут ущемлены интересы либо производителя (так как резко снизится рентабельность производства), либо дистрибьютора и дилера, что может привести к сокращению поставок».
Роман Дроздов добавляет, что будет происходить ценовое смещение, традиционное для компьютерного рынка: «Иначе говоря, устаревшие модели ноутбуков будут смещаться в более низкие ценовые сегменты, уступая место новым моделям».
Участники рынка подчеркивают, что, несмотря на постоянное увеличение продаж, мобильные ПК в ближайшие несколько лет не смогут окончательно вытеснить десктопы. В первую очередь, вследствие технологических ограничений, где главный тормозящий фактор — основное преимущество ноутбуков — компактность. «До сих пор нет ни одного ноутбука, который можно было бы назвать полноценной игровой машиной. Технологически это пока невозможно. Опять же есть ниша серверов, где ноутбук также сложно представить», — поясняет Андрей Иванченко.
Роман Дроздов согласен с этим мнением. «Главные проблемы ноутбука — энергопотребление и тепловыделение. Безусловно, можно в него «воткнуть» мощную видеокарту, но ее энергопотребление будет настолько велико, что работы аккумулятора хватит минут на 15, не больше. Поэтому пока что произвести мощную видеокарту или процессор проще и целесообразнее для обычного компьютера», — резюмирует г-н Дроздов.