Красноярские компании заводят штатных бизнес-тренеров

эксперты Полина Вяжевич директор по персоналу сети супермаркетов «Командор» Наталья Дьячук директор центра бизнес-мастерства «Харизма» в Красноярске, учредитель компании «КАД Рекрутинг» Елена Ес

Несколько лет назад число компаний, содержащих штатных специалистов по обучению, можно было пересчитать по пальцам. Сегодня, говорят эксперты, местные фирмы одна за другой вводят в штат бизнес-тренеров. Чаще всего им поручают обучение линейных работников компании узкоспециализированным знаниям. Аналитики прогнозируют: штатные тренеры будут усиливать свои позиции.
эксперты
Полина Вяжевич
директор по персоналу сети супермаркетов «Командор»
Наталья Дьячук
директор центра бизнес-мастерства «Харизма» в Красноярске, учредитель компании «КАД Рекрутинг»
Елена Есенина
начальник отдела кадров ЗАО СО «Надежда»
Сергей Лазарев
тренинг-менеджер ГК «Ле Рой»
Ольга Лазарева
директор «Агентства кадровых решений»
Наталья Прохорко
начальник службы по управлению персоналом компании «Unimilk-Красноярск»
Иван Степанов
начальник отдела развития и подготовки персонала компании «РУСАЛ-Красноярск» («КРАЗ»)
 
Эволюция в отношении красноярских компаний к обучению сотрудников налицо. Еще четыре года назад большинство местных бизнесменов об образовании сотрудников не задумывались, два года назад — обучали работников точечно и нерегулярно, а сегодня, говорят эксперты, компании все чаще делают шаги в сторону системности обучения персонала и заводят штатных бизнес-тренеров. По смелым оценкам аналитиков, около четверти красноярских компаний уже имеют собственных специалистов по обучению.

Рост бизнеса диктует необходимость в штатных тренерах
Эксперты говорят, что тенденция ввода в штат бизнес-тренеров «назревала» не один год. Основная причина — рост масштабов местного бизнеса. «Штат некоторых компаний постоянно увеличивается. Передавать знания от сотрудника к сотруднику уже не представляется возможным. Кроме того, ряд местных фирм вышли в регионы и развивают собственные сети. Обучать такую «армию» при помощи специализированных компаний очень затратно», — отмечает директор центра бизнес-мастерства «Харизма» в Красноярске, учредитель компании «КАД Рекрутинг» НАТАЛЬЯ ДЬЯЧУК. Этот тренд подтвердила директор по персоналу сети универсамов «Командор» ПОЛИНА ВЯЖЕВИЧ: «Всего в нашей компании, учитывая продритейловое и мебельное направления, сегодня работают около 4,5 тысячи человек. Три года назад, когда сеть «Командор» активно начала разрастаться, было принято решение обучать сотрудников внутри компании». Тренинг-менеджер ГК «Ле Рой» СЕРГЕЙ ЛАЗАРЕВ привел пример с рынка одежной розницы: «В активе ГК «Ле Рой» сегодня 21 магазин, число торговых точек постоянно растет. Обучать всех специалистов посредством внешнего провайдера дорого».

Наталья Дьячук считает, что штатного бизнес-тренера нужно нанимать, когда количество сотрудников в компании достигло 300-400. Сергей Лазарев уверен, что специалист по обучению персонала нужен предприятию с момента, когда число его работников вырастает до 80-100 человек.

По словам аналитиков, еще одна причина, заставляющая компании заниматься постоянным обучением персонала, — конкуренция. Полина Вяжевич: «На местном рынке продритейла конкуренция постоянно усиливается. За последний год на него зашло несколько федеральных компаний — с отработанной логистикой, стабильным менеджментом, высоким качеством обслуживания. Не учиться в такой рыночной ситуации — значит быть вытесненным с рынка. Мы осознали необходимость в системном обучении, поэтому взяли в штат трех бизнес-тренеров».

Свой специалист по обучению экономит до 60% «образовательного» бюджета
Аналитики говорят, что собственный специалист по обучению дает фирме ряд преимуществ. Главное из них — экономия средств. По разным оценкам, сотрудники, курирующие вопросы обучения, на 30-60% сокращают затраты, которые могла бы понести фирма, обратившись к внешнему провайдеру, предоставляющему услуги бизнес-образования. «Обучаясь у специализированной тренинговой компании, фирма оплачивает рыночную стоимость тренинга. Штатный же сотрудник работает на ставку, поэтому затраты на обучение значительно сокращаются», — сказал Сергей Лазарев.

Еще одно преимущество штатного бизнес-тренера, отмечают эксперты, — заточенность его образовательных программ под специфику компании. Наталья Дьячук: «Карманный» бизнес-тренер — это человек, который имеет четкую специализацию. Он знает внутреннюю «кухню» компании, у него есть возможность вникнуть в процесс». НАТАЛЬЯ ПРОХОРКО, начальник службы по управлению персоналом компании «Unimilk-Красноярск»: «Таким специфическим производственным компаниям, как наша, штатные сотрудники, занимающиеся обучениям, нужны как воздух. Например, наши тренеры заточены под то, чтобы обучать рядовых торговых представителей качественно заполнять заявки на молочную продукцию. Поскольку наш продукт скоропортящийся, это очень важно».

Кроме того, как считает тренинг-менеджер ГК «Ле Рой», специалист, курирующий образовательные вопросы внутри компании, в силу своей приближенности к бизнесу имеет возможность отследить итоги обучения. «Это не просто так: пришел, отвел тренинг и ушел. За работу я несу ответственность. Как у сотрудника фирмы у меня есть возможность контролировать и учебный процесс, и его результат. Если где-то произошел сбой, я произвожу «штучную» доработку навыков», — рассказал Сергей Лазарев.

Эксперты отметили и еще один плюс: наличие собственного специалиста по обучению повышает лояльность к фирме со стороны персонала. «У специалиста, который видит, что в него постоянно вкладываются, повышается мотивация. Помимо того, что штатный тренер работает на улучшение качества услуги, он стимулирует повышение лояльности коллектива к работодателю», — считает Наталья Прохорко. Сергей Лазарев: «В обучении персонал «читает» заботу. Это значительно снижает текучку кадров. В нашей компании, например, она очень невысокая — на уровне 5%. Для розницы это очень хороший показатель».

Штатным бизнес-тренерам пока не доверяют обучение топов
Однако, как отмечают эксперты, наличие в штате специалиста по обучению не может полностью решить проблему бизнес-образования. Почти все компании, имеющие штатных бизнес-тренеров, не отказываются от внешнего обучения.

Директор «Агентства кадровых решений» ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА считает, что наличие штатного тренера хорошо для обучения линейных специалистов и менеджеров среднего звена, но не «топов». «Высшее управленческое звено — это особая группа людей, для обучения которых требуется более высокий уровень компетентности тренера. Да и уровень доверия к нему несколько иной. Поэтому для обучения топ-менеджмента чаще приглашают тренеров из тренинговых компаний», — рассказала Ольга Лазарева. О том же говорит и ЕЛЕНА ЕСЕНИНА, начальник управления персоналом страхового общества «Надежда»: «Страховая деятельность очень специфична. В свое время мы столкнулись с такой проблемой: очень сложно найти специалиста-универсала. Чтобы он, работая в нашем штате, мог одновременно тренировать и агентов, и работников высшего звена».

Полина Вяжевич: «Тренинги для высшего управленческого состава, тренинги по преодолению эмоционального выгорания, узкоспециализированные финансовые, юридические и IT-тренинги, а также тренинги, касающиеся тенденций развития отрасли, компания «Командор» заказывает на стороне. Что же касается вводного и системного обучения «средних» сотрудников, то мы справляемся своими силами».

Кроме того, аналитики замечают, что «замыкать» образование на одном специалисте — это большой риск. Наталья Дьячук: «Очень часто компании запрещают своим специалистам работать на открытом рынке. А для тренера это все равно что перекрыть воздух. Долго работая на одну компанию, тренер теряет хватку». О том же говорит и начальник отдела развития и подготовки персонала «РУСАЛ-Красноярск» («КРАЗ») ИВАН СТЕПАНОВ. «Когда образовательная программа много раз тиражируется, становится универсальной, ее актуальность постепенно снижается. Бизнес-тренер, работающий по ней, чаще всего не имеет возможности отследить все происходящие в организации изменения», — говорит эксперт. Привлечение специализированных тренинговых компаний также позитивно влияет на развитие бизнес-образования в компании. Иван Степанов: «Эти фирмы могут работать параллельно штатному тренеру в направлениях, в которых он не охватывает. Если же их деятельность сопряжена, то они могут образовывать со штатным специалистом единую цепочку. Также это дает специалистам возможность обмениваться опытом». Поэтому, по словам г-на Степанова, помимо тренеров департамента «Корпоративный университет» «РУСАЛа» к работе на «КРАЗе» периодически привлекаются местные тренинговые компании.

Через пять лет компании дорастут до учебных отделов
Игроки прогнозируют, что в ближайшие несколько лет штатные специалисты по обучению оттянут кусок рынка у тренинговых компаний. «Конечно, весь «хлеб» тренинговых фирм они не заберут — редко штатный специалист владеет навыками проведения, например, управленческих тренингов. Однако у компаний, большая часть предложения в которых составляют тренинги по продажам, часть «пирога» штатные специалисты по обучению «откусят» точно», — говорит Ольга Лазарева.

В перспективе, говорят аналитики, тенденция ввода в штат красноярских компаний бизнес-тренеров усилится. «Образование станет систематическим и разноплановым. Один специалист не будет учить всему сразу — штат тренеров расширится, каждый из них будет работать по своей теме», — считает Ольга Лазарева. Иван Степанов: «Наш корпоративный университет начал работу в 2004 году и был первым в Красноярске. Думаю, что крупные местные компании в ближайшее время тоже к этому придут». Наталья Прохорко: «Пять лет компания Unimilk активно завоевывала рынок, расширяла свои производственные возможности. Сегодня стратегия фирмы изменилась. Одна из главных наших задач — вложение в людей. Сегодня все идет к тому, что через 4-5 лет мы созреем для создания полноценного корпоративного учебного центра, в котором будут обучаться все сотрудники компании — от самого нижнего звена до топ-менеджмента». Кроме того, эксперты полагают, что вырастет значимость «внутренних» специалистов по обучению. «Сегодня бизнес-тренер — специалист с не очень определенным функционалом. Он и кадровик, и в некоторых случаях маркетолог. В будущем он будет сосредоточен только на тренингах. К тому же, на мой взгляд, через пару лет бизнес-тренеров выделят из служб персонала — в компаниях появятся полноценные учебные отделы», — считает Ольга Лазарева.
Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Проектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишатПроектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишат
  • Штурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантовШтурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантов
  • Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.