Красноярский ритейл. Полки и кошельки
За год количество магазинов крупнейших торговых сетей в крае увеличится примерно на 20%. Ритейлеры все ожесточеннее бьются за кошелок потребителя. Выигрывает ли от этого сам покупатель?
Супермаркет. Разгар рабочего дня. Полки забиты. Ассортимент широкий. Товары великолепные. Покупателей нет. Совсем нет… Это dark stores.
Формат магазина, где покупки совершаются on-line, а заказ, сформированный в том самом пустом магазине профессиональными комплектовщиками, выдается или где-то в специальном пункте, или доставляется домой. Такой формат уже пару десятков лет развивается в Европе, несколько лет назад пришел и к нам. На продовольственном рынке протестировал dark stores «Перекресток». Об интересе к формату заявили и другие ритейлеры. В Красноярске все ограничивается небольшими интернет-магазинами, которые в общем объеме продаж занимают менее сотой доли процента. Специалисты рынка отмечают перспективы маркетплейса — это интернет-площадки, где можно подобрать необходимый товар, оптимально устраивающий по цене и качеству.
фото: pixabay.ru
По словам эксперта рынка ритейла Дмитрия Полуянова сложности правильной организации логистики сегодня не позволяют развиваться on-line ритейлу, перспективы его в другом:
В ближайшее время ожидается увеличения количества «нишевых» сетевых магазинов, которые будут удовлетворять потребностям в самых различных аспектах. Мясные, кондитерские, овощные, алкогольные магазины… Их будет очень много». Это конечно не значит, что из супермаркетов исчезнут эти товары. Линейки будут сокращаться, останется «ходовой» товар. Наиболее впечатляющая динамика развития у четырех игроков, на которых приходится более 75% рынка продовольственного ритейла: местные сети «Командор» и «Красный Яр», федеральные «Пятерочка» и «Магнит». Эти сети останутся основными удовлетворителями базовых потребностей уровня «продовольственная корзина».
Все говорят о том, что нужно удовлетворять потребностям покупателя, но к сожалению не все это умеют делать, анализирует поведение сетей коммерческий директор сети «Красный Яр» Вадим Журов:
Успешным в обозримой перспективе будет тот, кто будет обращать внимание именно на покупателя, а не на суперпредложение поставщика. Порой странно видеть в магазине у дома, скажем, автомобильные колеса по привлекательной цене в большом количестве на протяжении длительного времени… Это точно нужно покупателю здесь? Вряд ли… В магазине у дома востребованы в первую очередь продукты. Какие именно и как их правильно предложить? Тот, кто сумеет постоянно находить правильные ответы — тот и выиграет в обостряющейся конкуренции».
Выверить ассортимент, сконструировать логистику, удовлетворять правилу «заявлено, значит есть» и правильное массивное промо — таков комплекс основных инструментов успешной сети. Не берем в расчет собственную экономику с кредитным портфелем, сторонними активами и прочими «бизнес-якорями».
Одно из активных направлений, которое сейчас активно развивается — инновации в маркетинге. Промо-предложения и коммуникация с покупателями становятся более персонифицированными, рассказывает генеральный директор торговой компании «Командор» Павел Шамбир:
Цифровые технологии в перспективе существенно изменят ритейл, но много будет зависеть и от внешних факторов. Например, одна известная московская торговая сеть недавно отказалась от развития касс-самообслуживания. Из-за изменений в организации движения транспорта и работе парковок у торговых точек, в которых были установлены терминалы самостоятельной оплаты. Там просто снизился покупательский трафик, соответственно, снизилась выручка магазинов, и содержание таких касс оказалось нерентабельным. Новые технологии очень дорого стоят и весьма затратны в обслуживании, поэтому к их внедрению нужно подходить осторожно и прагматично».
За всем флером из заманчивых промо-ходов, вкусных выкладок, аппетитных ароматов у прагматичного покупателя не потеряет значение конечная стоимость продукта. На этом поприще также развернута нешуточная борьба. У каждого из игроков есть своя система лояльности, предусматривающая наиболее выгодные условия при определенных условиях.
фото: pixabay.ru
Директор макрорегиона «Сибирь» торговой сети «Пятёрочка» Юлия Тюленева поведала ДК, что процент покупок в рамках программы лояльности в сети доходит до 46%, которые приносят около 63% оборота:
Программы, специально разработанные для различных групп покупателей, расширяют возможности взаимодействия. Предложения для пенсионеров, тех, кто пришел в магазины семьей и т. д. помогают охватить большинство покупателей».
Сейчас это кажется странным, но первые супермаркеты появились в Красноярске менее 30 лет назад. Продовольственный ритейл — пожалуй, один из самых живых рынков, где работать сложно, но интересно. Как покупатели ждем, что обострение конкуренции, в конечном счете, пойдет на пользу именно нам, и в конечном счете у нас будет покупать то что нам нужно по разумной цене.