Лайфхак. Как делать венчурный бизнес

Популярные приложения и технологии, без которых люди во всем мире уже не мыслят свою жизнь, когда-то были стартапами. А их создатели – энтузиастами, сумевшими накопать и развить идею на миллион.

Стартапы сегодня – один из индикаторов развития экономики любой страны. Множащиеся день ото дня примеры удачно воплощенных бизнес-идей делают из их авторов суперзвезд эпохи digital и привлекают все больше инвесторов, цель которых получить высокую прибыль там, где отсутствует жесткая конкуренция. С помощью Андрея Шевелева, бизнес-ангела и основателя акселератора «300 Стартапов», на реальных примерах разбираемся, как стартапу пробежать первую стометровку – разработать идею, найти финансирование и запустить проект.

Стартовая платформа: созидатель с бизнес-опытом

Андрей Шевелев:

Как показывает международный и российский опыт, стартапером движет не только желание заработать, но и стремление изменить мир и привнести в него что-то новое и полезное. Это такие бизнес-инноваторы, важная ценность для которых – созидание. Стартапы действительно меняют мир – и это хорошо видно по самым известным из них: Uber, Facebook, Space-X.  Второй элемент пазла – успешные стартапы делают люди, уже имеющие опыт какого-либо бизнеса. Почему так? Они умеют обращаться с деньгами и просчитывать риски. На площадке бизнес-акселератора «300 Стартапов» мы работаем именно с такими предпринимателями - это люди с идеями, которым мы помогаем понять, как делать венчурный бизнес, как мыслят инвесторы, по каким правилам развивается большая стартап-история. И инвестируем в самые интересные и жизнеспособные стартапы».

Яркий пример созидателя с бизнес-опытом - Джек Ма, китайский предприниматель, основатель и председатель совета директоров интернет-ритейлера Alibaba Group, в которую, в частности, входит интернет-магазин Aliexpress. Отойдя от оперативно управления Alibaba Group Джек Ма продолжает работать, создавая новые стартапы и инвестируя в венчурные бизнесы. Одно из самых удачных вложений предпринимателя - онлайн-страховая компания Zhong An Online, входящая в топ китайских компаний-«единорогов» (венчурных бизнесов, капитализация которых оценивается не меньше чем в миллиард долларов). Джек Ма также  вложился в компанию Rent the Runway – она позволяет взять дизайнерскую одежду в аренду.

Лайфхак. Как делать венчурный бизнес 1

Шаг первый: все начинается с идеи

Андрей Шевелев:

Идея дает предпринимателю энергию – правильный импульс, который помогает запустить снаряд в нужном направлении. Именно из таких заряженных энергией идей возникают проекты, которые дисраптят (ломают) рынок. Чтобы появилась энергия, идея должна родиться изнутри - из желания менять, привнести новую ценность. Что я заметил – даже очень хорошая идея извне очень редко заходит человеку, он ее не принимает и никакого дисрапта не получается. Мой опыт как серийного предпринимателя говорит, что, как правило, рождается сразу несколько идей - вижу интересную нишу, придумываю что-то, что еще не делали до меня и что привнесет новое качество в жизнь, работу, бизнес. Одна из этих идей оказывается самой прорывной – и тут появляется та самая энергия для ее реализации».

Идея создания одного из самых известных и скандальных стартапов мира – сервиса онлайн-вызова такси Uber - родилась у одного из основателей проекта, когда находясь в Париже, он никак не мог вызвать себе такси. Uber сегодня – самая дорогая инновационная компания в мире: на начало 2018 года ее капитализация достигла $68 млрд. Бизнес Uber все время растет – сам сервис расширяет географию присутствия, а компания развивает смежные проекты, доставку еды Uber Eats и беспилотный транспорт.

Лайфхак. Как делать венчурный бизнес 2

Шаг второй: прокачка идеи как «холодный душ»

Андрей Шевелев:

Часто, придумав идею, предприниматель тут же пытается ее осуществить – снимает офис, нанимает персонал и … не получат того, на что рассчитывал. Предприниматель вкладывается в рекламу, снижает средний чек, но и после этого продукт не продается. Любая, даже очень хорошая идея, нуждается в предварительной проверке. Именно этим мы и занимается на еженедельных «Прокачках» - раскладываем идею по полочкам: какую проблему решит наш продукт, кто наши клиенты, конкуренты, чем мы лучше, и т.д. Дальше - считаем экономику: число потенциальный клиентов, средний чек, стоимость привлечения клиентов и проч. В итоге за шесть часов стартап понимает свой потенциал: сколько он может заработать, заняв в России долю рынка 10-20%. Если эта цифра больше, чем 100 млн руб., тут же делаем стартапу предложение – берем в трекинг или в акселерацию. Если же финансовый потенциал стартапа ниже, советуем, как изменить проект, повысить ценность».

Стартап thredUP, позволяющий людям со всего мира покупать и продавать использованную одежду, начался с идеи онлайн-платформы, с помощью которой мужчины могли бы продавать свои рубашки. Идея не заинтересовала инвесторов и команда была вынуждена переключиться на другое направлении – создание платформы для покупки/продажи детской секонд-хенд-одежды. Это шаг помог привлечь аудиторию и необходимые для развития средства – более $100млн. На сегодня платформа thredUP ежемесячно обрабатывает полумиллиона транзакций, а перечь товаров расширился – это как детская, так и мужская и женская одежда, обувь и аксессуары.

Лайфхак. Как делать венчурный бизнес 3

 

Шаг третий: трекинг и акселерация – площадки для проверки гипотез

Андрей Шевелев:

Стартап – это не бизнес, а машинка для проверки гипотез по построению такого бизнеса. Именно этим мы занимаемся на этапе трекинга и акселерации. Из подручных средств создается MVP, минимально жизнеспособный продукт, который стартап пробует продать потенциальному покупателю и так протестировать ценность своей идеи и будущего продукта. Первая продажа – переломный момент, подтверждающий, что у стартапа есть сцепление с рынком. И для того, чтобы она произошла, вовсе не нужны огромные вложения. Вот реальный кейс: команда тестирует идею – систему видеонаблюдения, которая считает и распознает пришедших в заведение людей, находит их в социальных сетях и выгружают список для дальнейшей работы маркетолога. Чтобы проверить ценность своей идеи ребята отсняли видео и вручную нашла профили посетителей в соцсетях – на этапе тестирования гипотезы создавать программу распознавания лиц было бы слишком долго, дорого, да и неправильно. В итоге получился тот же конечный продукт – список людей, который и был представлен клиенту. Как только у стартапа случается 10-я продажа, уже можно делать разработку и заказывать продукт».

Pinterest – социальный интернет-сервис и фотохостинг, позволяющий добавлять картинки и делиться ими в соцсетях – детище Бена Зильбермана. Инвесторы долго не верили в проект, поэтому первых пользователей разработчики искали самостоятельно – рассылали приглашения по электронной почте своим знакомым и друзьям друзей. В какой-то момент наступил эффект снежного кома - новые пользователи начали добавляться сами. На сегодня стоимость Pinterest перевалила отметку $10 млрд.

Варианты 6-месячной акселерации в бизнес-акселераторе "300 стартапов"

 
- Инвестиции 500 тыс. руб. + 600 тыс руб. на программу акселерации за 10% компании
- Только программа акселерации без инвестиций за 5% компании
- Самостоятельная оплата программы акселерации без предоставления доли в бизнесе за 600 тыс руб.
 

Шаг четвертый: экзекьюшен – фигачить так, чтобы стояла пыль

Андрей Шевелев:

Экзекьюшен – количество изменений за единицу времени – самое главное, что может быть в стартапе. Стартапер может месить какую-то плохую идею, но, если он очень быстро копает, не ленится – в какой-то момент он может либо накопать золотую жилу, либо сделать пивот, сменить бизнес-модель или продукт, и нарыть другую, более прибыльную историю. Если идея потрясающая, но стартапер не экзекьютит, мы не идем с ним в большой бизнес. Большой бизнес может сделать только тот, кто фигачит с такой скоростью, что пыль стоит. Когда готовность фигачить подкреплена заряженностью стартапера, это рождает состояние потока и проекты, которые меняют мир».

В прошлом году стоимость сервиса для аренды частных апартаментов Airbnb пробила отметку в $30 млрд. История развития одного из самых успешных стартапов в мире – это история постоянных изменений и нововведений. Вот лишь некоторые из них. Первый внешний капитал создатели Airbnb привлекли в 2009 году, попав в акселератор Y Combinator и получив $20 тыс. 2009 год – чтобы увеличить прибыль и масштабировать проект, введена плата за бронирование (деньги снимаются как хозяев квартир, так и с арендаторов). 2010 год – создатели сервиса обходят все сдаваемые через Airbnb квартиры в Сан-Франциско в Нью-Йорке и проводят там профессиональную фотосъемку. 2010 год - Airbnb запускает фотосервис, который позволяет владельцам квартир быстро заказывать профессиональную фотосъемку сдаваемого жилья. 2011 год – в сервисе представляет новый раздел, позволяющий пользователям сайта подключать профили социальных сетей и тем самым повысить безопасность. 2012 год – чтобы расширить свое присутствие на международном рынке, сервис приобретает ресурсы Crashpadder и Localmind. 2014 год был отмечен редизайном Airbnb, новым мобильным приложением и соглашением с компанией, занимающейся организацией бизнес-путешествий.

Лайфхак. Как делать венчурный бизнес 4

Самое читаемое
  • ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активовЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активов
  • Какие товары подорожали в августе сильнее всего — рост в полтора разаКакие товары подорожали в августе сильнее всего — рост в полтора раза
  • «Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге«Шаурма может, а вы нет?»: «Роспечать» — о причинах закрытия киосков в Екатеринбурге
  • «Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов«Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов
  • Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.