Лев Кузнецов. Общество определит, насколько мы эффективны
Как история с запретом строительства ферросплавного завода сыграла на пользу краю и с помощью каких инструментов в регион привлекаются инвестиции, в интервью рассказал губернатор края Лев Кузнецов.
В августе 2011 г. специально для развития инновационных производств и привлечения в регион инвестиций краевое правительство создало «министерство двух «И». Прошел год. В крае произошло много значимых для бизнес-сообщества событий: «замаячила» возможность проведения Универсиады, в Железногорске был запущен инновационный промпарк, на протяжении почти целого года не прекращался спор о строительстве завода ферросплавов. Глава региона Лев Кузнецов в интервью «ДК» подводит итоги делового сезона и рассказывает о том, как краевые власти упрощают жизнь инвесторам.
Урок завода ферросплавов пошел впрок
В рассуждениях о путях развития экономики Красноярского края, пожалуй, неизбежен вопрос: а можем ли мы всерьез рассчитывать, что инновационная составляющая краевой экономики действительно будет развиваться? Или все это лишнее: есть сырьевые регионы, есть инновационные, у каждого свой путь развития. У Льва Кузнецова есть свой вариант ответа.
— Вообще-то, именно сырьевые отрасли формируют колоссальный спрос на высокотехнологичные решения. Уголь уже давно добывают не киркой, энергетика — это не примитивная динамо-машина, а в современной металлургии участие физической и химической наук не меньше, чем в космической отрасли.
И это не вчера произошло. Скажем, Норильский комбинат в нашем понимании — наиболее яркий пример сырьевой экономики. При этом в его составе почти с рождения предприятия работают четыре исследовательских подразделения, по численности сотрудников и объемам научно-исследовательских работ сопоставимые с академическими институтами. В центральной химлаборатории комбината вплоть до конца девяностых успешно работал опытно-исследовательский атомный реактор. Его заглушили, лишь когда появились более дешевые и эффективные методы исследований.
Сырьевые гиганты дают основную часть регионального валового продукта, и на этом основании за краем закрепилась репутация сырьевой провинции. Но в их объемах доля НИОКР очень высока. Особенно сегодня, когда высокая конкуренция и изменчивая конъюнктура требуют постоянного повышения эффективности и снижения издержек. И, конечно, для нас важно, что большая часть этих НИОКР выполняются в крае.
К этому инновационному сектору надо, разумеется, прибавить (или даже назвать в первую очередь) абсолютный хай-тек предприятий Железногорска, Зеленогорска, Красмаша и Красцветмета.
Словом, я никак не могу согласиться со скептическими утверждениями, что инновационная экономика только появляется в крае и все никак не может появиться. Она есть давно.
Но она ведь должна развиваться?
— Разумеется. Решение этой задачи мы видим через развитие региональных технологических платформ по тринадцати приоритетным направлениям развития края. Их формирование является важнейшим направлением в деятельности краевого правительства, именно они становятся площадками, на которых объединяются усилия исследовательских, учебных, производственных организаций. Три региональные техплатформы уже полностью сформированы и начали работу. Это платформы по АПК, энергоэффективности, информационным и космическим технологиям. Многие проекты уже востребованы инвесторами, бизнесом, в том числе зарубежным, получают высокую оценку на авторитетных конкурсах.
Как результат — только за 2011 г. объем отгруженной инновационной продукции в крае вырос почти вдвое, рост инвестиций составил 113% и достиг 303 млрд руб. Именно эти показатели дали основания отнести Красноярский край к регионам с высокой инновационной активностью.
Важной для нас точкой опоры в развитии инновационной экономики является территориальный кластер космических и ядерных технологий в ЗАТО Железногорске. Он включен в перечень приоритетных кластеров, утвержденных 28 августа премьер–министром РФ Дмитрием Медведевым, вошел в первую группу этого перечня и поэтому может претендовать на федеральную поддержку при реализации программы своего развития.
Инвестклимат в России значительно улучшился во многом за счет работы регионов. Какие меры предпринимаются в этом направлении правительством края?
— Одна из главных задач — создание благоприятной административной среды и исключение излишних, а подчас просто нелепых барьеров. Чуть более года назад появившееся в правительстве края ведомство — министерство инвестиций и инноваций — отвечает именно за это направление. Здесь инвестор может узнать обо всех мерах поддержки и в случае необходимости получить помощь. Если возникают трудности, сотрудники министерства в буквальном смысле берут инвестора за руку и проходят вместе с ним все этапы. Разумеется, если тот сумел доказать серьезность своих намерений.
В крае действует система «единого окна». Только одна эта мера позволила в разы снизить временные затраты инвесторов на так называемый «бумажный» этап. Власть должна помогать инвесторам, а не выстраивать препятствия.
Кроме того, готовится к утверждению важнейший документ — инвестиционный меморандум региона и ряд нормативных актов о реализации закона о государственно-частном партнерстве. ГЧП — эффективный инвестиционный инструмент, в этом мы могли убедиться уже не раз. Но до сих пор он применялся не то чтобы эксклюзивно, однако и не повсеместно. Мы рассчитываем создать условия для его буквально массового использования.
Не пострадала ли инвестиционная привлекательность региона после ситуации с Енисейским ферросплавным заводом или компанией «Ангара Пейпа»? Какие изменения в инвестиционной политике края в связи с этим произошли?
— В регионе сейчас реализуется 130 проектов с объемом инвестиций более триллиона рублей. Будет еще больше. Край по-прежнему первый в СФО по темпам роста инвестиций и шестой по объемам в России.
С ферросплавным заводом позиция общества, исполнительной и законодательной власти однозначна — проект пропускать нельзя, прежде всего, по экологическим параметрам. Я уверен, что этот эпизод лишь подстегнет других инвесторов готовить проекты более качественно. То есть мы уже сегодня видим, насколько этот урок пошел, что называется, впрок. Инвесторы, уже имеющие на руках проекты, по своей инициативе направляют их на дополнительные экспертизы, пересматривают дополнительные затраты именно в части снижения нагрузки на окружающую среду.
Причина заминки с компанией «Ангара Пейпа», на мой взгляд, в том, что сами бизнесмены до последнего времени не привлекали инвестиции. При этом краевая власть свои обязательства реализовала — шесть миллионов кубометров лесосеки по льготной цене предоставлены в пользование предприятию, а вот инвестор систематически задерживает арендную плату. Тем не менее уверен, что со временем все недоразумения по этому проекту разрешатся.
Каковы действия властей по привлечению иностранного капитала? Какие компании зашли в регион в текущем году, с кем сейчас ведутся переговоры?
— Все существующие меры поддержки в равной степени относятся и к отечественным, и к иностранным компаниям. За первое полугодие иностранцы вложили в экономику региона более 99 миллионов долларов. Вкладывают в переработку и добычу полезных ископаемых. И каждый год интерес, как и суммы инвестиций, растут.
Переговоры ведутся постоянно сразу с несколькими компаниями. Однако раскрывать карты пока рано. Скажу лишь, что краем интересуются транснациональные корпорации. И даже в не совсем привычных для нас отраслях. Так что, думаю, новости из серии недавней информации о планах McDonald’s в Красноярске будут появляться регулярно.
Как повлияет на развитие региона возможное проведение в Красноярске зимней Универсиады? Какие шаги предпринимаются для того, чтобы она состоялась?
— Первый этап — подачу заявки в FISU — мы уже прошли. Теперь нужно сформировать заявочную книгу — своеобразную презентацию города. В сентябре 2013 года делегаты международной федерации студенческого спорта посетят Красноярск, чтобы сформировать свое окончательное мнение.
И вот именно в этот момент решение зависит в прямом смысле от каждого из нас. Представитель Федерации может запросто обратиться к любому прохожему с вопросом, как тот относится к Универсиаде. Как показывает практика, если горожане говорят дружное «да», тогда и Федерация принимает положительное решение. Потому спортивный настрой, атмосфера очень важны. Не сомневаюсь, земляки ответят утвердительно, поскольку очевидно, что это важный для нас проект.
Важно понимать, что Универсиада — не просто спортивное мероприятие. Универсиада должна оставить широчайшее гуманитарное наследие — лучшая молодежь из университетов всего мира приедет к нам, чтобы впервые открыть Сибирь для глобального мира. Мы сможем заявить о себе, о своей Родине, показать все лучшее, чем гордимся сами. Это большой стимул для молодежи, для образования стать лучше! Это уникальная возможность создать новую социокультурную среду, прежде всего, в интересах наших детей.
Текущий год богат на политические события. В Красноярске выбрали нового мэра. Каких перемен вы ждете от нового градоначальника, какие проблемы должны быть решены в первую очередь?
— Главное преобразование должно коснуться мировоззрения — отношения власти к человеку и человека к власти. Мы живем в одном городе и только вместе можем сделать его лучше. Расхожий штамп «быть ближе к народу», на мой взгляд, наиболее точно описывает эти перемены. Есть и другое определение — «открытое правительство». Когда все ключевые решения проходят экспертизу горожан. И здесь движение навстречу уже заметно.
Важно, что красноярцы активно принимают участие в обсуждении многих значимых проектов. Радует, что многие из них оказываются не просто «хотелками», а продуманными и взвешенными предложениями. Так, мнение красноярцев учитывалось при масштабном строительстве парковок, ремонте дорог и строительстве новых автомагистралей в городе. Причем многие из них подвергались существенной переработке после общественных обсуждений. В ближайшей перспективе — новая, понятная всем градостроительная политика, без точечной застройки и микрорайонов, лишенных элементарной городской инфраструктуры, конкуренция в ЖКХ, когда управляющие компании будут бороться за выбор красноярцев, а значит, повышать качество обслуживания, проект электронная регистратура в поликлиниках. В общем, планов не мало. Главное, я уверен, что избранному главе Красноярска эти задачи по плечу.
Досье
Лев Кузнецов
Губернатор Красноярского края
Родился 24 апреля 1965 г. в Москве.
Образование:
В 1990 г. окончил Московский финансовый институт по специальности «экономист».
С 1983 по 1985 гг. проходил службу в Вооруженных Силах.
Карьера:
1994-1996 гг. — начальник кредитного управления «Альфа-банка», советник председателя правления и зам. начальника управления клиентских отношений в АКБ «Международная финансовая компания» .
1996-2001 гг. — РАО «Норильский никель» на разных должностях.
С 2001 г. — замгубернатора Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, председатель Комитета по управлению госимуществом администрации округа.
С октября 2002 г. — первый заместитель Губернатора Красноярского края.
С июня 2003 г. по ноябрь 2003 г. исполнял обязанности главы Норильска.
2003-2007 гг. — первый заместитель Губернатора Красноярского края.
С 2007 г. — советник Губернатора Красноярского края по экономическим вопросам.
С 2008 г. по 16 февраля 2010 г. — генеральный директор ООО «Колмар».
С 17 февраля 2010 г. — Губернатор Красноярского края.
Семья: женат, отец шестерых детей.