Магический алюминий: на КрАЗе прошел мастер-класс по фотографии
Фототур «Крылатый металл» продолжил череду летних экскурсий по территории Красноярского алюминиевого завода.
Кого только не собрал КрАЗ на своей промплощадке этим летом! Представители СМИ, блогеры, участники общественных организаций, обычные горожане — каждый примерил на себя роль сотрудника завода или экологической службы. В этот раз проводилось мероприятие для фотографов, которые хотели своими глазами увидеть магию литейного цеха и запечатлеть светотень электролизного.
Небольшая историческая справка. КрАЗ начали строить в 1961 г. (кстати, в этом году Юрий Гагарин полетел в космос). Первый металл был выдан в 1964 г., а за период с 1972 по 1977 год возвели микрорайон «Зеленая роща» для сотрудников завода. Красноярский металл для своих машин приобретают такие компании, как Ford, Toyota и Lexus, а также мировой лидер в производстве авиалайнеров Airbus. КрАЗ — единственный в России производитель АВЧ — алюминия высокой чистоты, который есть в каждом смартфоне, планшете и бортовом компьютере. Интересный факт: на президентском лимузине стоят колесные диски из металла, изготовленного на красноярском заводе.
Итак, первое, что нужно сделать перед тем, как передвигаться по КрАЗу, — прослушать инструктаж по технике безопасности: не пересекать границы опасных зон, следить за звуковыми и световыми сигналами, не подходить к расплаву ближе, чем на 6 метров. С механическими часами и магнитными пластиковыми картами в помещения лучше не заходить — могут выйти из строя.
Следом — облачение в спецодежду (не забываем про средства индивидуальной защиты: респиратор, очки, перчатки, обязательно каски — в цехах работают подъемные сооружения). В каждые руки, кроме прочего, выдается бутылка с водой — на всякий случай (вот она, забота).
Участники передвигались по территории завода в двух группах: одни на велосипедах (это, кстати, очень популярный транспорт на КрАЗе), другие — на автобусе. А автобус, между прочим, особенный — ЗИЛ-158, 1969 года выпуска (один из самых поздних, производились они до 1971 года), его кузов, бока, перед и основание полностью сделаны из алюминия. Их осталось всего пять, но именно этот, в отличие от остальных, которые работали в 70—80-х годах прошлого столетия, возил работников Шушенской птицефабрики вплоть до 2010 года.
Сейчас этот автобус — музейный экспонат: в 2010 году он не прошел техосмотр, пришлось его заменить. А недавно вышедший из строя старенький ЗИЛ забрали ребята из АНО «Красноярский центр сохранения ретро-транспорта «Авто-ретро» и при поддержке компании РУСАЛ полностью восстановили. «Сейчас он при необходимости сможет и ТО пройти!» — с улыбкой заметил Илья Лопин, сотрудник музея «Авто-ретро».
До определенного момента автобус скромно стоял среди остальных раритетных машин на выставке, которую перед основной экскурсией посетили любители фотографии. А посмотреть там есть на что: автобус из дерева, знаменитый «Москвич», как у Лии Ахеджаковой в фильме «Гараж», автобус-козлик (его назвали так, потому что из-за жесткой подвески он прыгал, «козлил» на кочках). Каково же было удивление посетителей КрАЗа, когда им объявили, что именно этот алюминиевый автобус и будет перевозить их на протяжении всей экскурсии! Как из прошлого в будущее!
Первой остановкой стал электролизный цех, где создают алюминий. Посетители завода сразу заметили, что у работников костюмы другие, желтые. Участникам экскурсии объясняют: они сделаны из специального материала, который не горит. И успокаивают, видя встревоженные лица: мол, вы с расплавом дела иметь не будете, посему и наряд другой.
В помещении жарко, температура, по ощущениям, однозначно выше 40 градусов. Здесь в процессе электролиза глинозем превращается в жидкий алюминий. Электролизникам и зимой, и летом приходится надевать валенки, чтобы случайно выплеснувшийся жидкий металл не повредил ноги.
После электролизного переехали в литейный цех, где алюминий превращается в слитки: они отливаются, затем режутся на мерные кусочки и отправляются к заказчику железнодорожными составами. Из одного слитка весом, к примеру, более 30 тонн получается более 2 млн алюминиевых банок для напитков (а максимальный вес слитков — 35 тонн). Только в части изготовления банок не все так просто: корпус делается из одного сплава, замочек —из другого, дно и верхняя часть — из третьего.
Татьяна Вишневская, которая проводила мастер-класс по фотографии, показывала участникам, на что обратить внимание, куда лучше встать, где красивее падает свет и другие нюансы.
Прелесть всех промышленных производств в том, что там очень красивая геометрия и почти «киношный» свет, особенно днем, — поделилась Татьяна наблюдениями. — В данном случае вам нужно выступать в роли фотографа-наблюдателя, который выискивает понравившуюся картинку, стоя на одном месте. Тем, кто любит фактурные съемки, подойдут решетки, которых на заводе очень много. Красиво смотрятся погрузчики, можно поиграть со светом и тенью».
Кроме того, участникам экскурсии удалось побывать в комнате управления газоочистными сооружениями, откуда ведется мониторинг технологического процесса. В 2004 году началась программа экологической модернизации, и завод полностью поменял газоочистное оборудование на новое с эффективностью более 99%. Выбросы КрАЗа снизились на 40 % за последние 15 лет. Уже больше 10 лет здесь функционирует система замкнутого водооборота: стоки завода после очистки возвращаются в технологический цикл и не попадают в окружающую среду. Экологи показали своим гостям записи мониторинга в специальной программе, которые свидетельствуют о том, что показатели вредных веществ в воздухе гораздо ниже норм ПДК.
Специалисты КрАЗа проводят исследования воздуха в разных районах Красноярска. Для этого, в частности, применяется многокомпонентный газоанализатор для измерения содержания вредных веществ в атмосферном воздухе и в рабочей зоне. Прибор довольно прост в использовании — любой желающий мог провести исследование. Анализ делается с помощью химических кассет, для каждого вещества она отдельная. Берутся замеры воздуха на определенное вещество (в нашем случае это был гидрофторид — маркерное вещество завода), результаты известны уже через 20 минут. К слову, содержание гидрофторида в рабочей зоне завода не превышает норм.
Экскурсия завершилась чаепитием с пирожками и булочками, приготовленными заботливыми сотрудниками завода.
Артем Безроднов: «На мероприятии, организованном КрАЗом, я уже второй раз — захотелось проехать по территории на велосипеде. Мне было очень интересно, хотя я думал, будет все то же самое, но узнал новое о заводе. Мне интересна промышленность, для общего развития это здорово. Организация на высшем уровне! Больше всего понравилось в литейном цехе».
Михасёва Татьяна: «В столь масштабных экскурсиях я никогда не участвовала. Мне было интересно попасть на производство, потому что я только начала свою профессиональную деятельность, интересно попасть в такую крупную компанию с большим количеством персонала, с разными уровнями управления. Я давно знаю о социальных проектах компании, о корпоративной социальной ответственности, сотрудничестве с детскими домами и учреждениями, знаю о том, что компания активно вкладывается в экологию, в социальную сферу, видно, что не скупится и чувствует ответственность перед обществом. На такие объекты просто так не попадаешь, и в рамках экскурсии было интересно посмотреть; это влияет на экологию, жизнь людей, интересно посмотреть изнутри. Это что-то потрясающее из-за своего масштаба. Видно, что люди работают тяжело, но интенсивно и на результат. В литейном цехе мне понравилось: жарко, масштабно, очень ярко. Я сделала много хороших фотографий. Благодаря мастер-классу Татьяны снимки получились, «Инстаграм» будет заполнен!»
Денис Давыденко: «Наверное, любого фотографа промышленное производство очень привлекает. Особенно таких флагманов, как РУСАЛ. Здесь есть та фактура, которую ищут фотографы, архитектура, люди рабочей профессии. Игра света, теней, пара, литье, металл — художникам и фотографам это интересно с профессиональной точки зрения, да и просто это действительно очень красиво. Вечером нам повезло: мы попали в эти закоулки, подсвеченные разными цветами — холодными, теплыми. Я уже не первый раз на таких мероприятиях и считаю, что организовано все идеально, достойно. Эта открытость предприятия заслуживает уважения».