Надо надеяться только на себя
Владимир Коломысов директор Красноярского филиала ЗАО «Райффайзенбанк» МИНУСКомпании подкосила надежда на «авось прорвемся». То, что кризис есть, стало понятно еще весной. Фондовый рынок рухнул
Компании подкосила надежда на «авось прорвемся». То, что кризис есть, стало понятно еще весной. Фондовый рынок рухнул, банки снизили свою pr-активность. Даже такой монстр, как Сбербанк, приостановил продвижение продуктов, стал менять программы по оценке кредитных рисков. Все это говорило о том, что у банков проблемы с ликвидностью, а значит, бизнесу надо готовиться к резкому спаду покупательского спроса. Однако большинство компаний должных выводов из сложившейся ситуации не сделали. Продолжали жить на широкую ногу. По-прежнему брали огромные кредиты, раздували штаты. А когда осенью у многих наступил спад продаж, оказались к этому не готовы. Я сам наблюдал, как многие наши клиенты искренне удивлялись происходящему. Они долго не могли поверить, что «американские проблемы» докатились до нас. Выросли процентные ставки по кредитам. Причем значительно. Мы, например, рассчитываем стоимость своего ресурса, исходя из ставки МосПрайм (Прим. ред.). Так вот, она за последний год выросла в несколько раз — с 7 до 27%. По большому счету, многим компаниям такие дорогие деньги сегодня не по карману. Есть клиенты, которые узнают новые ставки — и хватаются за голову: «Мы эти суммы просто не потянем!» Многие сразу же начинают ругать кредитные учреждения: «Вы специально «задираете» ставки, предлагаете кабальные условия для бизнесменов». Надо понимать, что банк — это не монетный двор и не казначейство. Он не может вдруг ни с того ни с сего повысить цену денег. Процентную ставку диктует рынок. Выросла стоимость ресурса — повысилась ставка.
По большому счету, банкам сейчас проще уйти в «подполье», закрыть большинство программ. Да, в этом случае они потеряют доходность. Но зато будут спокойны: никакой просроченной задолженности, проблемных заемщиков и тому подобного.
Все перешли на режим экономии. Мы стали разумнее относиться к своим расходам: кулеры с водой, конечно, не убрали, но отказались от покупки новой мебели. Сейчас банковская отрасль не бедствует: что скрывать, банкиры смогли заработать на валютных спекуляциях. Однако и мы не излишествуем. Кто знает, как ситуация будет развиваться дальше и какие сюрпризы нам еще преподнесет кризис.
ПЛЮС
Кризис научит нас надеяться только на себя. Текущая ситуация дала понять бизнесменам, что надо мобилизоваться. Ни от банков, ни от государства поддержки ждать не стоит. Надо искать выход самостоятельно. Садиться и думать: какие направления закрыть, на чем сэкономить, где искать свободные ресурсы. Думаю, компаниям помогут выжить взвешенные решения, принятые в результате таких мозговых штурмов, а не ожидание помощи со стороны, например, государства.
Безусловно, мы станем умнее. Многие банкиры уже сделали вывод из текущей ситуации. Например, этот кризис показал, что делать ставку исключительно на розничное кредитование опасно. Лучше диверсифицировать портфель, чтобы в будущем избежать проблем с просроченной задолженностью. У нас, например, ритейл в общем кредитном портфеле занимает не больше 12%. Это защищает банк от возможных будущих проблем.
Будут объединения и слияния бизнесов. Это неизбежный процесс, и он уже начался. Компании станут объединяться не для увеличения доли, а для сохранения бизнеса. На мой взгляд, это очень хорошая тенденция. Ведь когда кризис закончится, мы получим крупные устойчивые предприятия.