Нашли новое сырье - как "Дымов" справляется с кризисом
В очень сложный для мясной отрасли год компания «Дымов» нарастила производство и инвестировала в строительство распределительного центра.
Мясоперерабатывающие компании в 2014‑м не только разделили общие для всех рынков трудности, но и столкнулись со специфической проблемой — запрет ввоза свинины из Европы по ветеринарным причинам, он привел к удорожанию сырья в два с лишним раза. Руководствуясь принципом «выживет тот, кто умеет меняться», рассказывает директор «Дымов» в Красноярске Роман Роменский, в компании пересмотрели работу с персоналом, увеличили долю рынка и готовятся освоить новое направление — логистические услуги.
— В целом год для компании был и остается крайне непростым. В феврале запрещен ввоз свинины из Европы, в августе абсолютно на все европейское сырье наложено эмбарго. Вот лишь одна цифра для понимания ситуации: 96% колбасного шпика на российском рынке — это был шпик, произведенный в Европе. Совокупность факторов спровоцировала взрывной рост цен на сырье на внутреннем рынке. Если в ноябре прошлого года свинина на кости стоила 93 рубля за килограмм, то недавно доходила даже до 200 рублей — и это не пиковая цена.
Все производители стали использовать больше отечественного сырья. Не могу сказать, что мы сталкивались с дефицитом, проблема была другая — найти нужное нам качество. Безусловно, пришлось переплачивать, но экономить на качестве нельзя. Основное сырье сегодня из Красноярского края, Новосибирской и Томской областей.
Отразился на нас и рост курса валют. Работаем на европейском оборудовании — отечественное, увы, уступает ему по многим параметрам. К примеру, куттер стоит около 250 тыс. евро, валюта за несколько месяцев подорожала с 45 до 50 рублей — в итоге эта разница очень хорошо ощутима. Мы с трудностями справляемся, но вынуждены констатировать — доходность бизнеса за последний год существенно снизилась.
Все вышесказанное не отменяет того, что 2014-й для компании стал весьма продуктивным. Он показал, где и что можно оптимизировать, как развиваться. Самая большая победа — добились максимального роста производства со дня основания. Это во многом стало возможно как раз из‑за непростой ситуации на рынке: мелкие производители были вынуждены уйти — мы оперативно заполнили освободившуюся нишу.
Бизнес — это изначально риск. Тот, кто лучше умеет работать в меняющихся условиях и меняется сам, тот и выживает. Скажем, в этом году мы пересмотрели систему оплаты труда на предприятии — раньше она была повременная, теперь исключительно сдельная — и тем самым повысили производительность. Люди охотно соглашаются на такие условия, понимая, что за то же время могут заработать больше, чем раньше. В итоге увеличивается эффективность каждого отдельного сотрудника и предприятия в целом.
Важным итогом этого года станет открытие в декабре собственного распределительного центра на 1,5 тыс. кв. м. Предвидя рост производства, его строительство заложили еще весной. Этот проект, с одной стороны, расширит складские мощности компании, с другой — позволит нам выйти на новый рынок логистических услуг. Не у всех сибирских производителей есть возможность довести свою продукцию даже до соседнего региона. Это особенно актуально для товаров, требующих так называемой режимной перевозки — поддержания определенной температуры. Оказывая такие услуги другим компаниям — как показала практика, спрос на них есть — мы одновременно будем покрывать свои собственные издержки.
Никогда нельзя останавливаться — развивайся или умри. Рост, пусть медленный, должен быть даже в экономически трудной ситуации. В ближайших планах компании — развитие аграрного кластера. Планируем приобрести птицефабрику в Канском районе, где находится наше основное фермерское хозяйство — поголовье крупного рогатого скота. Ежедневно там производится 25 тонн сырого молока, его мы продаем крупным переработчикам. Точно пойдем в свиноводство. У компании уже есть первый опыт в Краснодарском крае, который показывает свою эффективность. Развивая разные направления — растениеводство, выращивание сырья, переработка и доставка продукта конечному покупателю — мы сможем замкнуть весь цикл на себе.