Николай Наумов ("Рок Пилларс"): "Мы сейчас возвращаемся в девяностые"

Директор компании «Рок Пилларс» Николай Наумов стал «Человеком года‑2014» в номинации «Товаропроизводитель». Пуховая одежда, которую выпускает его компания, известна не только в России.

Николай Наумов рассказывал «ДК» 10 лет назад о планах если не наполеоновских, то исключительно амбициозных — в частности, начать масштабные продажи своей продукции в Японии: «К 2008 г. должны выйти на объемы, которые были интересны японцам еще в середине девяностых. Но тогда мы не могли выполнить поступавшие заказы, хотя интерес проявили более 100 организаций». Жизнь внесла свои коррективы — в том самом 2008‑м бизнес г‑на Наумова «схлопнулся» вдвое из‑за дефолта. Тем не менее «Рок Пилларс» — это один из немногих красноярских брендов, шагнувших далеко за пределы нашего края. Николай Наумов не боится быть первопроходцем, у него по‑прежнему много неожиданных идей.

Николай Наумов ("Рок Пилларс"): "Мы сейчас возвращаемся в девяностые" 1Николай Наумов ("Рок Пилларс"): "Мы сейчас возвращаемся в девяностые" 2

Что изменилось за десять лет в вашем бизнесе?
— Стали короче горизонты планирования. Раньше мы смотрели на 5‑10 лет вперед, строили далеко идущие планы. Было ощущение стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Мы знали, что будет через неделю, через месяц, через год. А сейчас мы этого не знаем, не видим. Поэтому планируем развитие компании не более чем на три года. И то не исключаем, что в любой момент эти планы могут измениться. Идем маленькими, осторожными шажками. И ничего хорошего в этом нет.
Трехлетнее планирование для бизнеса — это мало. Чтобы производство росло, мы должны его увеличивать в масштабах, понимать, что будем делать через десять, пятнадцать лет. А в нынешних условиях сложно точно посчитать срок окупаемости нового оборудования. Поэтому есть стойкое ощущение, что эти инвестиции могут вообще не вернуться.
По нашим наблюдениям, мы сейчас возвращаемся в 90‑е годы. Уровень работы и общая ситуация сейчас, и двадцать лет назад, когда только начинали бизнес, очень похожи. Еще пару месяцев назад мы с вами могли разговаривать об оптимизме и вере в лучшее. И если бы я сказал, что доллар будет стоить больше 50 руб., вы бы улыбнулись. А сейчас — это реальность.
В 2008 г. один мой друг сказал мне: «Продавай бизнес и уезжай из страны». Тогда мы готовились к мощному развитию, в голове зрели глобальные проекты. Он меня отговорил от инвестиций, благодаря его совету мы потеряли только половину своего бизнеса, а не весь. С тех пор уже шесть лет пытаемся вернуть компанию на уровень 2007 г., но до сих пор тех показателей не достигли.
Думаю, в ближайшее время мы увидим долги по зарплатам, долги людей по кредитам и банкротства компаний. Мы готовы к сохранению своего предприятия. Конечно, о бурном росте речь не идет, но в ближайшие два года мы планируем сдержанное развитие.
Считаю, что в нашей стране нет экономики, есть финансирование конкретных проектов. В этом и есть причина всех бед средних и малых компаний. Сейчас наблюдаю некоторые шаги в сторону улучшения условий для легкой промышленности в западной части страны, до нас эти меры пока не дошли.

Расскажите о главном событии в вашем бизнесе в этом году.
Николай Наумов ("Рок Пилларс"): "Мы сейчас возвращаемся в девяностые" 3— Мы запустили учебный центр на базе образовательного учреждения. Это результат нашей трехлетней работы вместе с правительством края, министерством образования.
Сейчас всех волнует вопрос дефицита кадров, производственников в первую очередь. Нынешние студенты техникумов, как правило, обучаются на устаревшем оборудовании, на котором сейчас почти никто не работает. Создавая учебный центр, устанавливая там современное оборудование и обучая на нем будущих специалистов, мы помогаем готовить квалифицированные кадры для конкретной отрасли. Учитывая наш опыт, можно открывать учебные центры в других отраслях. Например, для пищевиков или мебельщиков это очень актуально. Я уверен, по нашим стопам пойдут и другие предприятия.
Кстати, в России, похоже, нет аналогов такого проекта, по крайней мере, в сфере МСБ. У нас работает промышленный поток прямо в учебном заведении. Недавно студенты пошили первую партию детских рукавиц на производственной практике.
Покупку оборудования финансировало министерство образования региона, мы вложились в ремонт помещения, предоставляем свое сырье и крой, передаем производственные технологии.
В учебный центр мы уже перенесли дизайн‑студию и экспериментальный цех. Сейчас планируем создать на базе этих площадок студенческий дизайнерский центр.

Получилось ли у вас наладить экспорт своей продукции в Канаду, как вы рассчитывали?
— Нет. Эти планы заморозились с тех пор, как в 2012 г. нам не дали визу для въезда в США на международную выставку, где мы планировали продемонстрировать свою продукцию не только для канадцев, но и для представителей других стран. А после событий текущего года отношения с США усложнились. Сейчас нам нужно увеличивать экспорт, а мы этого сделать не можем из‑за геополитической ситуации. Раньше у нас были неплохие продажи в Америке, но сейчас мы туда просто не можем попасть.
Надеюсь, что этот вопрос все же решится в ближайшее время и мы возобновим оптовые поставки нашей пуховой одежды в США. Розничные продажи продолжаются через интернет‑магазин.

10 лет назад онлайн‑продаж практически не было, сейчас это бурно растущий сегмент на разных рынках. Как с этим дела у «Рок Пилларс»?
— Полтора года назад запустили сайт abalak.ru, который заточен на продажи через интернет. Все это время искали для него разные форматы, переделывали, меняли его работу. Вот буквально несколько месяцев назад, наконец, начали активно развивать направление онлайн‑продаж. Через сайт будем реализовывать не только свои товары, но и продукцию других марок, в том числе наших прямых конкурентов — на своей электронной площадке мы представляем лучшую на российском рынке продукцию.С помощью интернета планируем развивать и зарубежные продажи.



А общий уровень продаж вашей продукции  растет?
— Рост идет. Но он не взрывной, конечно. Можно назвать его умеренным. Стагнация ощущается, но я надеюсь, что в связи с переменами в мировой экономической и геополитической ситуации «Рок Пилларс» получит возможности для развития. В нашем производстве есть долларовая составляющая комплектующих, но есть и рублевая, плюс накладные расходы в себестоимости товара мы также несем в рублях. Это означает, что с колебаниями валюты мы получаем преимущество перед теми компаниями, которые покупают и везут в Россию товар за евро или за доллары. Мы можем держать небольшие цены на нашу продукцию, в то время как продукция конкурентов будет дорожать, и тем самым мы можем увеличить свою долю на рынке, не снижая качество. Перспективы для нас открываются хорошие, надеемся на программы поддержки местных производителей со стороны правительства края.

Хотя вы и не планируете дальше, чем на три года вперед, тем не менее — каким вы представляете свой бизнес спустя, скажем, пять лет?
— За это время мы планируем создать закройный цех в учебном центре, запустить в работу процесс автоматического раскроя ткани. И для всего края будем предоставлять эту услугу. Через пять лет мы будем иметь мощный интернет‑магазин с продажами по всему миру, а более всего в тех странах, где люди нуждаются в теплой пуховой одежде. Кроме того, мы сформируем услугу индивидуального пошива одежды по заказу через интернет с отправкой готовой продукции в любую точку мира. Для этих целей мы в текущем году уже купили программное обеспечение для проектирования по любым параметрам. Объем инвестиций составил 500 тыс. руб.
Это очень интересная тема. Допустим, у алеутов, проживающих на Аляске — нестандартные фигуры. Для них проблема найти подходящую одежду. Мы поняли, что нужно становиться более мобильными, за индивидуальными заказами будущее. Ведь существует, например, в России целый рынок «больших» людей, которые не могут подобрать пуховик по размеру, а в нашем магазине они смогут сделать заказ под себя. В 2015 г. начнем реализовывать эту стратегию. Такой услуги на рынке пуховой одежды нет ни у кого. Мы будем первые.

Николай Наумов ("Рок Пилларс"): "Мы сейчас возвращаемся в девяностые" 4

Фото: Олег Чипура

Ваша продукция продается в 30 с лишним городах России, но не в Москве и Санкт‑Петербурге. Собираетесь все же заходить в столицы?
— Нет. Здесь снова встает вопрос масштабирования бизнеса. Наша фабрика имеет мощности, позволяющие увеличить производство в три раза. Но для этого нужны кадры и дешевые кредиты. С заемными средствами сейчас проблема. Мы не можем взять кредит на приемлемых условиях для такого проекта. Банки находятся в легком шоке. Они сами не знают, под какие проекты и какие проценты они готовы кредитовать производственные компании. Сейчас выгоднее торговать долларами, чем давать деньги предприятиям. Уже невозможно получить кредит под товар в обороте. В качестве залога интересует только недвижимость. Еще один минус — высокие ставки. 16‑18% годовых — такой кредит не может развивать производство.

Юлия Спирина, Алексей Машегов, фото: Илья Матушкин

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • Какая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономикеКакая там по счету пятилетка? Мы возвращаемся к плановой экономике
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.