Облачные ресурсы могут оптимизировать издержки на ИТ до 30%. — Александр Чеглыгбашев, МТС
Сейчас бизнес рассматривает облака как инструмент экономии издержек на ИТ. Есть и другие преимущества: экономия времени за счет упрощения процесса закупок, уходит необходимость в доставке.
Российский рынок облачных ресурсов укрупняется: если еще несколько лет назад было около сорока игроков, которые предоставляли IaaS, SaaS и другие облачные услуги, то сейчас мы четко видим тренд на консолидацию рынка. Через 3—5 лет, по нашим прогнозам, на рынке останется только несколько крупных игроков. МТС движется именно в этом направлении, и у нас есть существенное преимущество — способность сформировать вокруг клиента экосистему из различных ИТ-услуг, дополняющих традиционные телеком-услуги. Наличие экосистемы также означает, что у одного провайдера можно будет по упрощенной процедуре заказать внедрение чат-бота, сбор, хранение и обработку больших данных, автоматическую передачу информации с удаленных объектов. К примеру, заказчик может воспользоваться одновременно и облачными ресурсами, и защищенными каналами связи МТС, и все это в рамках одного договора.
Сейчас бизнес рассматривает облака как инструмент экономии. Облачные ресурсы позволяют оптимизировать издержки на ИТ на 25—30%. Кроме того, экономится время за счет упрощения процесса закупок и отсутствия потребности в доставке, физической установке и наладке оборудования.
К примеру, одна из крупных торговых сетей, которая перевела в наше облако CRM-систему и корпоративный портал, смогла увеличить скорость внедрения цифровых интерфейсов и развития каналов продаж, в том числе удаленного самообслуживания.
Росту спроса на облачные сервисы способствует текущее законодательство. В облаке #CloudMTS (входит в группу МТС) создан специальный аттестованный сегмент, который позволяет клиентам полностью соответствовать требованиям регулятора.
Мы видим востребованность таких услуг среди наших заказчиков: по итогам первого квартала спрос на сервисы хранения персональных данных в облаке вырос более чем в 1,5 раза.
Для среднего бизнеса облака могут стать спасательным кругом, который поможет найти баланс в инвестировании, распределить средства на крупные вложения и текущую деятельность. Предпринимателям часто приходится брать кредит, копить или вынимать из оборота средства на собственное ИТ-оборудование. Но мало только закупить оборудование, его нужно грамотно настроить и эксплуатировать. Все это долго, достаточно дорого и требует определенной ИТ-экспертизы. Облака же гораздо доступней: проекты в них имеют низкий порог входа по затратам как финансов, так и времени.
Интересный пример. В августе прошлого года лизинговое подразделение Газпромбанка запустило новое направление лизинга автотранспорта в сегменте малого и среднего бизнеса. Рынок автолизинга активно растет, и он очень конкурентный: в сегменте легкового транспорта присутствует порядка десяти крупных игроков.
Компания сделала ставку на полностью цифровой продукт — быстрый и простой лизинг в Интернете: личная встреча с клиентом происходит только в момент выдачи автомобиля. Все сервисы заказчика работают на основе наших облачных технологий. Это позволило обеспечить высокую скорость работы клиентских приложений подходом. Высокая скорость отклика приложений достигается за счет того, что компания может разместить приложение сразу в нескольких точках страны, где есть локации нашего облака. Сами площадки напрямую соединены между собой каналами связи МТС, что обеспечивает почти мгновенный отклик. Кроме того, облачные технологии позволили быстро масштабироваться, нарастив свое физическое присутствие в регионах. До конца года компания намерена увеличить число представительств по стране почти до двух десятков. Это яркий пример нового подхода, когда компания развивает новое направление бизнеса, не имея ни одной серверной.
Для бизнеса, работающего в массовом сегменте, с ростом конкуренции ключевым преимуществом становится автоматизация и цифровизация процессов. Поэтому такие примеры, когда компании сразу, с самого старта начинают развиваться по облачной модели, будут встречаться все чаще. Тут не надо далеко ходить: в МТС мы развиваем новые digital-направления преимущественно на основе нашего собственного облака. К примеру, телемедицинский сервис SmartMed использует аттестованный сегмент облака МТС для хранения электронных медицинских карт пациентов.
Однако облака нельзя воспринимать отдельно от общего технологического контекста. Эти направления сейчас активно развиваются и ложатся в основу цифровизации экономики и общества. IoT-решения, к примеру, сейчас применяются повсеместно: в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, ЖКХ.
Кроме того, дальнейший рост востребованности облаков будет связан с появлением и развитием умных городов, которые генерируют огромные объемы данных: начиная с интенсивности транспортных потоков и заканчивая состоянием окружающей среды. У нас есть опыт построения комплексных решений по умному городу. В конце прошлого года мы завершили проект в одном из городов Татарстана: теперь там есть система видеонаблюдения, экомониторинга, работает умная парковка и даже мусорки стали умными. Подобные решения будут масштабироваться и в других регионах страны: например, мы активно развиваем запущенную уже более чем в 50 регионах страны сеть на основе стандарта NB-IoT, который признан мировым сообществом и отлично соответствует задачам по внедрению решений на основе интернета вещей.
СПРАВКА