Обзор: Банки - 23.04.2007

экспертыТатьяна Бугаева управляющая филиалом ОАО Банк ВТБ в Красноярске Тамара Гринченкодиректор Восточно-Сибирского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»Владимир Коломысовдиректор филиала «Райффайзенбанк Ав

Местный банковский рынок набирает обороты за счет розницы. В прошлом году самым быстрорастущим сегментом ритейла была ипотека. Эксперты считают, что высокий спрос на жилищное кредитование позволит ипотечному буму продлиться еще три-четыре года. К этому времени в город зайдут федеральные банки, специализирующиеся только на ипотеке. Но даже тогда, уверены банкиры, места в этом сегменте хватит всем — рынок еще далек от насыщения.

эксперты
Татьяна Бугаева

управляющая филиалом ОАО Банк ВТБ в Красноярске
Тамара Гринченко
директор Восточно-Сибирского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК»
Владимир Коломысов
директор филиала «Райффайзенбанк Австрия»
Владимир Погодаев
председатель правления «СТРОМКОМБАНКА»
Роман Цивинюк
заместитель управляющего красноярского филиала «МБРР»

По словам директора Восточно-Сибирского филиала ОАО АКБ «РОСБАНК» ТАМАРЫ ГРИНЧЕНКО, красноярский банковский рынок уже два года растет в основном за счет кредитования физических лиц: «В целом российский рынок оставил розничный ажиотаж в прошлом. В Москве, Санкт-Петербурге ритейл не показывает сумасшедшего роста, развивается стабильно. У нас же он сегодня находится на самом пике. У многих кредитных учреждений портфель по рознице вырос в несколько раз. Например, в «Росбанке» он увеличился больше чем наполовину».

Рынок насыщен всего на 50% Данные ГУ Банка России по Красноярскому краю свидетельствуют, что наш регион — лидер по общему количеству пунктов банковского обслуживания. В крае зарегистрировано 67 филиальных и пять региональных банков. В городе работают более 40 банков (из них четыре местных кредитных учреждения). Прошлый год не был урожайным на приход иногородних кредитных учреждений. В городе открыл филиал только один игрок — «Райффайзенбанк Австрия».
Игроки отмечают, что, несмотря на «лидирующие позиции» края по количеству банков, местный рынок еще далек от насыщения. ВЛАДИМИР КОЛОМЫСОВ, директор филиала «Райффайзенбанк Австрия»: «Пока всем новичкам отрасли места хватает. По моим подсчетам, рынок насыщен только наполовину».
Это утверждение подтверждает и управляющая филиалом ОАО Банк ВТБ в Красноярске ТАТЬЯНА БУГАЕВА: «Зайдите в любой банк в Красноярске — везде увидите очередь. Даже в кредитных учреждениях, работающих с корпоративными клиентами, к специалистам иногда стоят по два-три человека». Владимир Коломысов считает, что ненасыщенность рынка не гарантирует новичкам высокой доли на нем: «Только около 60% корпоративного и розничного кредитования «держит» Сбербанк, неплохие позиции у «ВТБ». Потеснить «гигантов» невозможно. Но отщипнуть свои 3-5% от общего пирога банки первой тридцатки вполне в состоянии».
По данным аналитиков, емкость краевого рынка (основные активы банков) на январь 2007 г. составила 5439,4 млн руб.
Кредитные учреждения формируют портфели за счет ипотеки В прошлом году, по оценке ГУ Банка России, местный банковский рынок вырос на 44,4% (величина совокупных активов банков). Владимир Коломысов добавляет, что такую же динамику показали многие кредитные учреждения города: «А некоторые банки в прошлом году вообще удвоили свои активы».
Такой рост рынку дала розница, единогласно отмечают финансисты. В 2006 г. рынок потребительского кредитования вырос на 73,6%, в то время как корпоративное кредитование увеличилось всего на 36,5%. По отдельным банкам динамика повышения ритейла еще более впечатляющая. У «МБРР» розничный кредитный портфель вырос на 40%, у «Росбанка» — на 58%, у «СТРОМКОМБАНКА» — на 100%. Банкиры такую «бешеную» динамику объясняют неудовлетворенностью спроса в данном сегменте. РОМАН ЦИВИНЮК, заместитель управляющего красноярского филиала «МБРР»: «В среднем в день мы выдаем несколько десятков разных розничных кредитов. Спрос на них не удовлетворен и на треть. Люди стали жить лучше, они постоянно берут кредиты на неотложные нужды, автомобиль, квартиру и т.д.».
Лидером розничных продаж в прошлом году стала ипотека. По информации ГУ Банка России, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. объем выданных ипотечных кредитов увеличился в 17 раз — с 0,36 млрд до 6,3 млрд руб. Выдавали ипотеку 25 банков. Из новичков в этот сегмент зашли «Альфа-банк», «Райффайзенбанк Австрия», «СТРОМКОМБАНК», «Кедр».
ВЛАДИМИР ПОГОДАЕВ, председатель правления «СТРОМКОМБАНКА»: «В прошлом году «Стромкомбанк» выдал более 400 ипотечных кредитов. Мы столкнулись с таким огромным спросом, что нам пришлось взять на работу еще несколько кредитных экспертов, работающих с ипотекой». Высокая востребованность жилищного кредитования заставила наращивать штат «Райффайзенбанк Австрия» и «МБРР». «Эта тенденция была характерна для всех банков. Мы еле справлялись со спросом. Помимо того что увеличили штат почти вдвое, приходилось работать и в субботу, и в воскресенье, чтобы успеть обработать все заявки», — вспоминает Роман Цивинюк.
Ажиотажный спрос вынудил банкиров создавать отдельные ипотечные центры (специализированные места для выдачи ипотечных кредитов с системой «одного окна»). Первый такой центр в конце января этого года открыл «ВТБ24». В будущем подобные форматы появятся у «МБРР» и «Кедра». «Это удобно и для банкира, и для заемщика. Все вопросы решаются на месте. Думаю, к такому формату придут многие банки», — заключил г-н Цивинюк.
Строители не успевают за банкирами Владимир Коломысов утверждает, что ипотечный сегмент розницы мог бы развиваться в два-три раза быстрее: «Дело тормозит банальная нехватка квартир. Застройщики просто не «закрывают» по­требностей в жилье. Например, у нас из одобренных ста процентов сделок кредит получают только десять процентов заемщиков. Остальные заявки продляем, пока люди ищут подходящий вариант». Роман Цивинюк добавляет, что иногда на поиск квартиры у заемщика уходит несколько месяцев: «Бывали случаи, когда клиенту так и не удавалось найти подходящий вариант».
Чтобы удовлетворить растущий спрос, многие банки стали сотрудничать с застройщиками, кредитовать «под долевое». Так, «ВТБ24» работает с «Монолитхолдингом», реализует квартиры в строящемся микрорайоне Иннокентьевский, «Сбербанк России» — со «Стройсервис-Инвестом» по проекту «Микрорайон XXI века», Росбанк сотрудничает с «Омегой», «Енисейлесстроем», «Монолитхолдингом».
Тамара Гринченко отмечает, что схема «застройщик — банк» выгодна всем сторонам сделки: «Застройщик получает гарантированный сбыт своего продукта. А наш клиент — возможность выбора квартиры в новом доме и уверенность в надежности компании-строителя. Потому что банк очень требовательно относится к выбору партнера, работает только с крупными, надежными застройщиками».
Результат работы банкиров и строителей уже есть. Владимир Коломысов говорит, что сегодня процент ипотечных сделок на вторичном и первичном рынке жилья почти сравнялся: «На примере нашего банка видно: сделки по долевому постепенно догнали операции на вторичном рынке. Сегодня у нас это соотношение составляет 50/50. Хотя еще недавно во многих банках сделки на «вторичке» занимали больше половины».
Банки приучают клиентов к Интернету Финансисты констатируют, что одной из основных тенденций последнего года стало развитие дистанционного банковского обслуживания через Интернет (Интернет-банкинг). Тамара Гринченко рассказывает, что число «интерактивных» клиентов у Росбанка за прошлый год увеличилось на 20%. Такая же динамика и у «МБРР». «Спрос растет потому, что потребители понимают: это очень удобно. Клиент в состоянии отслеживать состояние счетов в режиме реального времени, пользоваться системой независимо от режима работы банка, не говоря уже о том, что через Интернет можно оплатить многие услуги», — поясняет г-жа Гринченко. Владимир Погодаев добавляет, что пока спрос на это предложение формируют юридические лица: «Мы на протяжении двух лет активно пропагандировали компаниям достоинства дистанционного банковского обслуживания. Объясняли, что Интернет снимет с них необходимость каждый день ходить к нам. Иногда на такие объяснения уходило больше года. Сейчас же многие компании пользуются этой услугой».
Роман Цивинюк полагает, что небольшой интерес к Интернет-банку со стороны частных клиентов связан с российским менталитетом: «Людям кажется, что прийти в банк, походить по нему, поговорить со специалистами надежнее, чем общаться с бездушной машиной. Они думают: а вдруг платеж не пройдет и деньги пропадут? И потом нельзя забывать, что уровень проникновения Интернета в Красноярске пока не настолько высок, чтобы говорить о буме дистанционного банка среди «физиков».
Закон «о реальных ставках» заставит мелких игроков объединиться
Еще несколько лет местный банковский рынок будет переживать бурный рост ипотечного кредитования, уверены эксперты. По данным ГУ Банка России по Красноярскому краю, этот сегмент еще очень далек от насыщения. На начало текущего года сумма задолженности населения по ипотеке не превысила 10% от суммы задолженности по всем потребительским кредитам. В связи с неудовлетворенностью спроса Тамара Гринченко не исключила, что в город «зайдут» банки, специализирующиеся на ипотеке. «У нас есть информация, что некоторые федеральные ипотечные кредитные учреждения заинтересованы в Красноярске. И я думаю, в ближайшие год-два нас ждет масштабный приход таких банков», — заключает Тамара Гринченко. Роман Цивинюк отметил, что помимо специализированных ипотечных банков в городе начнут появляться и универсальные кредитные учреждения: «Конечно, они будут приходить «под розницу», в том числе и под ипотеку, так как корпоративный клиент уже поделен. Я знаю, что городом заинтересовались «Международный Московский банк» и банк «Кредит Европы» (бывший «ФинансБанк»). Владимир Коломысов к этому перечню добавил еще и западный банк «Сосьете Женераль восток»: «Они заинтересованы в строительстве сети в Сибири. Возможно, они придут и в Красноярск».
Местных финансистов такое положение дел не пугает. «Рынок вместит еще с десяток банков», — говорит г-н Коломысов. Владимир Погодаев добавляет: «Главное, чтобы конкуренция была честная, без демпинга, с хорошим сервисом. А так, места хватит всем».
По мнению игроков, в ближайшие полгода помимо количественного изменения банковский рынок ждут структурные перемены. В июле 2007 г. вступает в силу указание Банка России, обязывающее кредитные учреждения раскрывать реальные ставки по кредитам с учетом всех сборов и комиссий. Татьяна Бугаева: «На рынке есть банки, которые в рекламе дают одну процентную ставку, а в реальности она гораздо выше. Просто такие финансисты не прописывают четко всех комиссий. В некоторых случаях за счет различных сборов получалось, что процентная ставка доходила до 45% годовых, хотя в рекламе значилось в два раза меньше».
Банкиры уверены, что реальные ставки отпугнут клиентов, и многим банкам, скрывавшим истинные проценты, придется либо уйти с рынка, либо объединяться. «Таких небольших кредитных учреждений в России немного. Думаю, что этим банкам придется объединять ресурсы, чтобы выжить и вернуть себе доверие клиентов», — прогнозирует Тамара Гринченко.
Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?
  • Штурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантовШтурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантов
  • Проектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишатПроектировщика дублера проспекта Космонавтов оштрафуют, но контракта не лишат
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.