Обзор: Дилеры российских автопроизводителей
эксперты Сергей Воробьев заместитель генерального директора компании «Регион 24» Олег Гамов начальник управления по работе со СМИ «УК Группа ГАЗ» Евгений Иванов заместитель генеральног
эксперты
Впервые за всю историю местного авторынка в 2007 году доля проданных новых иномарок превысила долю легковых отечественных автомобилей. Если в 2006 г. в Красноярске было реализовано около 6,5 тыс. машин иностранных брендов и более 7,5 тыс. российских легковушек, то в 2007 г. перевес сил оказался уже на стороне иномарок: их было продано более 11 тыс. штук, легковых машин отечественного производства — чуть менее 8 тыс.
Официальных дилеров отечественных марок становится меньше
Ситуация начала меняться в 1999-2000 гг., когда заводы занялись строительством дилерских сетей. Требования к официальным представителям на старте были невысокими, поэтому дилерские цепочки выстраивались достаточно разветвленные. Например, по словам Александра Пустоходова, официальных представителей «АВТОВАЗа» в Красноярске было больше десяти.
По информации руководителя пресс-центра «АВТОВАЗа» ДЕНИСА МЕТАЛЬНИКОВА, на сегодняшний день в Красноярске 4 официальных представителя Тольяттинского завода: компании «Красноярск Лада», «Бугач-Авто», «Регион 24» (торговая марка «Сибирь») и «Автомир». По словам начальника управления по работе со СМИ «УК Группа ГАЗ» ОЛЕГА ГАМОВА, концерн «ГАЗ» на начало 2008 г. имеет в Красноярске одного официального дилера — «Автоцентр КрасГАЗсервис». «Еще один наш партнер, компания «Атлантик Моторс», сохранила за собой статус сервисного предприятия, аттестованного ТД «Русские машины», — отметил г-н Гамов.
«КрасГАЗсервис» также является единственным дилером УАЗа и «Русских автобусов», — добавил Владимир Молчанов.
Дилерство российских авто стоит $1-2 млн
Олег Гамов: «Обязательным условием подтверждения статуса официального дилера «ГАЗа» является наличие или строительство полноценного комплекса формата «3S»: просторный шоу-рум (sales), хорошо оснащенная станция технического обслуживания (service) и магазин с большим ассортиментом запчастей (spare parts). Каждый проект в индивидуальном порядке утверждается Торговым домом «Русские машины». Кроме того, дилером должны быть соблюдены целостность дизайна, пространственные нормативы автотехцентра, а также выполняться правила оказания услуг по продаже, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, методика организации работы и высокая культура общения с потребителями.
Кроме того, «ГАЗ» и «АВТОВАЗ» установили дилерам фиксированные цены, по которым должны продаваться автомобили, а УАЗ даже обязал проводить сервисное обслуживание по единой ставке. Маржа с продажи авто составляет 7-8%. Окупаемость инвестиций не менее 3-5 лет. «В итоге вкладывать такие суммы в стандартизирующийся бизнес оказались готовы не все дилеры первой волны», — резюмировали сегодняшние участники рынка.
Эксперты отметили, что тенденция предоставления комплекса услуг — продажи, технического обслуживания, ремонта, трейд-ин, установки дополнительного оборудования — становится характерной для всех местных дилеров отечественных автомарок.
Растет спрос на «тяжелую» технику
Как отметил Владимир Молчанов, большим спросом пользовались в этом году легкие коммерческие автомобили («Соболи» и «Газели»), а также грузовики и спецтехника. «Потребность в спецтехнике появилась в городе примерно два года назад, потому что ужесточились требования по перевозке грузов, в частности, скоропортящихся продуктов питания, хлебобулочных изделий. В последнее время с развитием промышленности стали востребованы и грузовики (ГАЗ 3307, 3309), а также произведенные на их базе вахтовки, высокопроходимые автомобили», — рассказал г-н Молчанов.
В сегменте легкового транспорта, как рассказали участники рынка, автопарки закупают, как правило, компании такси и государственные структуры.
Участники рынка также отметили, что продажи авто стимулирует развитие финансовых инструментов. «Положительная динамика продаж автомобилей во многом обусловлена развитием кредитования, лизинга, а также системы трейд-ин», — сказал Сергей Воробьев. Средние показатели продаж в кредит на продукцию «АВТОВАЗа» — около 10-20%, в лизинг — до 5%. По маркам «ГАЗа» эти показатели чуть выше. «Продажи в кредит в целом стабильны и составляют около 20%, в лизинг — 15-20%», — рассказал заместитель генерального директора компании «Автоцентр КрасГАЗсервис» ЕВГЕНИЙ ИВАНОВ.
Перспектива — жесткая конкуренция с «отечественными» иномарками
«Передача 25% пакета «АВТОВАЗа» Renault, думаю, даст возможность компании расширить линейку двигателей, улучшить дизайн автомобилей, тогда Lada станет конкурентоспособной не только по цене, но и по качеству», — прогнозирует Александр Пустоходов.
Правда, часть компаний все же диверсифицирует риски и берется за иномарки. В октябре 2007 г. «Автомир» получил дилерство Opel и Chevrolet, «КрасГАЗсервис» стал представлять Таганрогский автомобильный завод, где собирают Hyundai.