Обзор ДК: Бизнес-образование - 13.11.2006

эксперты Виталий Ильинский бизнес-тренер Александр Колташев исполнительный директор УКЦ «Харизма Красноярск» Андрей Лапшин директор компании Dokert Consulting Group Геннадий Литвинович директ

Красноярский рынок бизнес-образования (БО) вырос в 2005 г. примерно на 50%. Такую динамику обеспечил высокодоходный сегмент семинаров и тренингов. По прогнозам экспертов, рост местного рынка в ближайшие 2-3 года продолжится. Стимулировать его будут как местные компании, так и федералы, активно устремившиеся в Красноярск.

эксперты
Виталий Ильинский бизнес-тренер
Александр Колташев исполнительный директор УКЦ «Харизма Красноярск»
Андрей Лапшин директор компании Dokert Consulting Group
Геннадий Литвинович директор бизнес-школы «Инопроф»
Наталья Можейко директор компании "КоучЦентр»
Руслан Жамилов директор компании «ББК+»

По данным агентства DISCOVERY Research Group, объем российского рынка бизнес-образования в 2005 г. составил примерно $200 млн. По информации «ДК», основанной на оценках местных экспертов, емкость красноярского рынка БО в прошлом году равнялась примерно $4 млн. Из них около 75% пришлось на краткосрочные тренинги и семинары, остальные 25% поделили между собой компании, представляющие среднесрочные и долгосрочные образовательные программы. Для сравнения: объем мирового рынка подобных услуг в прошлом году достиг $100 млрд. Средний американец в 2005 г. потратил на бизнес-образование около $200, средний европеец — около $100, средний красноярец — примерно 4$.

Больше половины участников рынка лишь декларируют образовательную услугу
По словам исполнительного директора УКЦ «Харизма Красноярск» АЛЕКСАНДРА КОЛТАШЕВА, открытого исследования местного рынка БО не существует. «Пытаясь подсчитать количество участников рынка, мы пользуемся разрозненной информацией из Интернета, просматриваем «работные» издания». Через рекламу в газетах о новых конкурентах узнает и директор бизнес-школы «Инопроф» ГЕННАДИЙ ЛИТВИНОВИЧ: «Берете любую газету о поиске работы — там значительное количество страниц занимают объявления центров допобразования, бизнес-школ, тренинговых, консалтинговых, рекламных, рекрутинговых и других компаний, которые предлагают разные тренинги и курсы. Около половины из них смело можете не брать в расчет».
Большая их часть, по словам игроков, лишь декларирует эту услугу, на практике же ее не оказывает или оказывает очень редко. Из более чем 70 компаний, заявляющих о своем отношении к красноярскому рынку бизнес-образования, на нем постоянно действуют около 30-35 участников. Эксперты отмечают, что в последнее время на этот рынок начался приток иногородных компаний, среди которых «Харизма», «Меинстрим», «Ланит» и др.
РУСЛАН ЖАМИЛОВ, директор компании «ББК+»: «Я думаю, появление новых игроков существенно не изменило расклад сил на рынке. По-прежнему его значительная доля принадлежит 2-3 лидирующим тренинговым компаниям и ряду кадровых и консалтинговых агентств, занимающихся этим бизнесом как сопутствующим».
Понятие «бизнес- образование» размыто
Рынок бизнес-образования неоднороден, при этом единых стандартов для его сегментации не существует. Геннадий Литвинович: «Понятие «бизнес-школа» в России не получило юридического обоснования, и под него сегодня подводится все, что угодно».
Бизнес-тренер ВИТАЛИЙ ИЛЬИНСКИЙ предложил «ДК» разделить существующее в городе предложение по БО на две категории: так называемые «хард» — «тяжелые» долгосрочные (1-12 месяцев) и среднесрочные (2-3 недели) образовательные программы — и «софт» — обучающие творческим подходам краткосрочные тренинги. К наименованию «хард» можно также отнести типичные семинары: бухгалтерия, компьютерное обучение, языки — все, что можно назвать информационным обучением с базовыми навыками.
Александр Колташев: «Среди компаний, предлагающих долгосрочные программы в Красноярске, я бы выделил три обучающих центра: Открытый университет Великобритании образовательный центр «Линк», программу MBA на базе КГУ и всем известную Президентскую программу повышения квалификации управленческих кадров. Плюсы таких программ — фундаментальность и комплексность получаемых знаний». К их минусам, актуальным для деловых людей, эксперты отнесли длительный срок обучения и «незаточенность» под конкретные задачи учеников.
К сегменту долгосрочных и среднесрочных образовательных программ также относятся курсы повышения квалификации для различных специалистов, таких как офис-менеджер, бухгалтер, менеджер по персоналу и т. д. В этой нише, по оценке Геннадия Литвиновича, конкурируют около 10 компаний.
«Софт»-направление представляют компании, практикующие семинары и тренинги по узкоспециализированным областям бизнес-знаний. В Красноярске есть фирмы, в которых тренинги проводят только местные специалисты («Тренинг холл», «ББК+» и т. д.), и другие, специализирующиеся на привозе иногородных тренеров («Харизма Красноярск», Dokert Consulting Group, «Эксклюзивъ»).
Особенность этого направления — в абсолютной свободе учащегося: он волен самостоятельно построить свою учебную программу, выбирая только интересующие его тренинги и семинары. «Плюсы такого обучения — гибкость системы, малые затраты времени, нацеленность на решение конкретных вопросов», — уверен г-н Колташев. Минусами краткосрочного обучения эксперты назвали нехватку в нем системности и частое неумение слушателей правильно самостоятельно выстраивать свои учебные программы.
«Консервативный «хард», как продажа хлебобулочных изделий, всегда найдет своего потребителя. Краткосрочный «софт» же возьмет творческим подходом и богатством способов преподавания», — резюмировал г-н Ильинский.
Рынок тренингов растет в два раза быстрее сегмента долгосрочных программ
Наиболее активно, по словам экспертов, на местном рынке развивается направление семинаров и тренингов. По темпам роста этот сегмент серьезно опережает долгосрочное бизнес-образование. В 2005 г. он вырос более чем на 50%, тогда как средний рост «хард»-сегмента — 25-30% в год. НАТАЛЬя МОЖЕЙКО, директор тренинговой компании «КоучЦентр»: «У нас спрос за последние годы увеличился примерно в три раза. В этом году наблюдаем повышенный интерес к тренингам по личностному росту со стороны владельцев бизнеса».
При этом эксперты отмечают качест­венное изменение потребительского спроса. АНДРЕЙ ЛАПШИН, директор компании Dokert Consulting Group: «К нам все реже приходят на тренинг, потому что просто интересно. Потребитель стал более разборчив. Он выбирает те тренинги, которые ему необходимы для решения кон­кретных задач».
Для сравнения, в 2002 г. на красноярском тренинговом рынке работало всего 3-4 компании, которые проводили примерно 2-3 мероприятия в месяц. Сейчас число компаний измеряется десятками, а количество проводимых тренингов, по оценке УКЦ «Харизма Красноярск», составляет более сотни ежемесячно. Одиночные тренеры-фрилансеры, с минимальными затратами организующие собственные тренинги, держат, по разным оценкам, 15-20% местного рынка краткосрочного БО. Около 10% тренингов и семинаров проводят кадровые агентства, вышедшие в сопряженный с их деятельностью образовательный сектор. Примерно 70-75% этого сегмента делят специализированные тренинговые компании, которые имеют свой штат тренеров или приглашают российских и зарубежных «звезд».
Высокий потребительский интерес к этому сегменту Геннадий Литвинович объясняет так: «Тренинг — это просто: времени много выкраивать не надо, книжки читать тоже не надо. К тому же там весело: в игрушки все играют, бегают-веселятся, друг друга за нос дергают Я считаю, что тренинги — это забавные игры для взрослых, а в игры у нас всегда любили играть, поэтому это направление так востребовано».
Интерес же самих участников рынка к этому сегменту БО эксперты объясняют его высокой доходностью. «Стоимость долгосрочной и среднесрочной образовательной услуги настолько невысока, что рентабельность бизнеса в этом сегменте начала стремиться к нулю. На рынке существует демпинг со стороны мелких игроков, не позволяющий серьезным компаниям привести цены в соответствие с рыночными», — заявил г-н Литвинович. По его словам, цены на долгосрочное образование в Красноярске «замерли» где-то в районе конца 90-х годов. От московских они отстают примерно в 8-10 раз.
Цены же на краткосрочное бизнес-образование в Красноярске очень высоки. Например, стоимость двухдневного тренинга бизнес-гуру из столицы равна стоимости 2-3-месячной образовательной программы в учебном центре. Руслан Жамилов: «Доходность бизнеса в этом сегменте растет». Рентабельность отдель­ных тренингов, по оценкам экспертов, достигает 50%.
Корпоративные заказчики «рулят» местным рынком БО
Эксперты отмечают увеличение доли корпоративных тренингов на местном рынке. По словам Александра Колташева, открытые тренинги и семинары все чаще становятся чем-то вроде «пробника». На них потенциальные корпоративные заказчики знакомятся с тренером, смотрят, какие инструменты и идеи он предлагает, — чтобы в дальнейшем заказать тренинг на предприятии. Наталья Можейко уточняет, что компании все реже ограничиваются единичными мероприятиями. По ее словам, увеличивается спрос на комплексное корпоративное обучение.
Руслан Жамилов рост этого сегмента связывает с увеличением количества компаний, внедряющих стандарт менеджмента качества серии ИСО-9001. Для них актуален вопрос системного подхода к обучению и развитию персонала. «Укрупнение компаний в ряде бизнесов, формирование крупных холдинговых структур, в которых встали вопросы управления и командообразования, также повысили спрос на корпоративные тренинги», — дополняет г-н Жамилов.
Почти все эксперты отмечают в этом году резкий рост спроса на корпоративные тренинги по управлению персоналом и командообразованию. В «ББК+» уточняют, что наблюдался рост спроса на подобные мероприятия для больших коллективов — от 100 до 300 человек.
«Все логично: борьба за персонал на местном рынке растет, следовательно, растет потребность в удержании и мотивации сотрудников», — говорит г-н Колташев.
Виталий Ильинский: «Рынок обучения получил серьезный импульс после выделения в штатном расписании предприятий в отдельную должность HR-менеджеров. В их функциональные обязанности входит организация обучения персонала. Более того, она же и является во многом гарантом их существования».
Эксперты констатируют: доля проводимых открытых тренингов постепенно уменьшается. Рост тренингового рынка идет за счет корпоративных заказчиков.
Федеральные компании наступают плотным строем
По прогнозам экспертов, в ближайший год местный рынок БО ждет серьезная внешняя экспансия. «За последние три месяца к нам поступали предложения о создании совместного учебного центра от четырех московских, шести новосибир­ских и одной екатеринбургской компаний, работающих на рынке бизнес-образования. Причем, если раньше от иногородных компаний были предложения только по продвижению их тренеров в рамках Красноярска, то сейчас они хотят открывать здесь собственные филиалы и представительства», — поделился Александр Колташев.
По мнению экспертов, одним из выходов в ситуации ужесточающейся конкуренции для местных участников этого рынка может стать специализация. Виталий Ильинский: «В Москве уже появляются тренинги, например, на тему «Маркетинг для металлургических компаний» или «Малобюджетное продвижение товаров и услуг». Возникли там относительно недавно и компании, занимающиеся только проведением корпоративных праздников, — event-агентства. Другие фирмы организуют разного рода экстремальные мероприятия. Г-н Ильинский привел такой пример: московская компания «Перекресток ветров» предлагает поучаствовать в спасении корабля на специальном тренажере, где участников заливает водой из пробоин.
Еще один путь — освоение смежных направлений, например, бизнес-консультирование. «В среднесрочной перспективе, я думаю, произойдет объединение тренингов с консалтинговыми проектами по реорганизации и укрупнению бизнеса, внедрению современных систем менеджмента», — считает Руслан Жамилов. В долгосрочной перспективе г-н Жамилов не исключает выход местных крупных тренинговых компаний на российский и международный рынки.
Александр Колташев уверен, что дальнейшее развитие этого рынка в Краснояр­ске во многом будет повторять московский опыт. Отсюда следует, что в ближайшие 2-3 года спрос на тренинги будет расти на 30-40% ежегодно. Увеличится и требовательность заказчиков такого вида услуг. Уже сейчас они задумываются над разработкой системы оценки результатов обучения.

справка
Признанный мэтр берет харизмой

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.