Обзор ДК: Консалтинговые компании - 27.11.2006
эксперты Дмитрий Бех директор компании «Финансовые технологии» Анна Демкина менеджер по развитию «Первой Консалтинговой Компании» Денис Зернов директор Красноярской ассоциации бизнес-консультанто
эксперты
Дмитрий Бех директор компании «Финансовые технологии»
Анна Демкина менеджер по развитию «Первой Консалтинговой Компании»
Денис Зернов директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов
Маргарита Зобнина старший консультант компании iKS-Consulting
Сергей Ковтунов директор консалтинг-центра «М.О.И стратегии»
Юрий Макаренков директор компании «Мебелькомплект»
Людмила Ружилова директор КА «Анкор-Красноярск»
Михаил Рюмин исполнительный директор и ведущий консультант консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры»
Андрей Садыков генеральный директор компании The Union Consulting Group
Маргарита Суходолова директор консалтинг-центра «Резон»
Красноярские консалтеры — люди самоироничные. Рассказывать о своем рынке они начали с анекдота. «На птицефабрике возникла проблема: бройлерные куры медленно набирали вес. Директор обратился за помощью к консультанту. Тот посоветовал перекрасить стены птицефабрики в зеленый цвет: «Так птицы подумают, что на улице лето, и будут расти лучше». Покрасили. Через месяц половина кур сдохла. Консультант: «Начните кормить кур солью. Они станут больше пить и за счет воды наращивать массу». Начали кормить солью. Оставшаяся половина кур сдохла. Консультант почесал затылок и говорит: «Жаль, а у меня еще столько идей было».
По мнению директора компании «Финансовые технологии» ДМИТРИЯ БЕХ, пока большинство красноярских консультантов дает советы «о покраске стен», не гарантируя результатов своей работы.
По словам директора консалтинг-центра «М.О.И стратегии» СЕРГЕЯ КОВТУНОВА, консалтинговые компании в Красноярске зарождались в три этапа: «Самые первые агентства появились в начале 90-х гг. Они занимались экономическим и юридическим консультированием, ведением бухгалтерии — так называемая аутсорсинговая волна. В 1995-1997 гг. появились компании, связанные с управленческим консалтингом. Это авторы, которые разрабатывали и применяли на практике свои методики. Кризис 1998 года спровоцировал третью волну консалтинга. 1999-2001 гг. — время появления тренинговых компаний».
Генеральный директор The Union Consulting Group АНДРЕЙ САДЫКОВ отметил, что сейчас в число консалтинговых услуг входят десятки видов деятельности: аудит, менеджмент-консалтинг, советы по корпоративному и частному налогообложению, IT-технологиям, бизнес-тренинги, построение систем сбыта, рекрутмент и т. д. Исполнительный директор и ведущий консультант консалтинговой компании «Дымшиц и партнеры» МИХАИЛ РЮМИН считает, что именно поэтому целостного рынка в этой сфере не существует — слишком разные компании работают в консалтинге в разнообразных областях. По подсчетам Сергея Ковтунова, сейчас в Красноярске в различных направлениях работает около 50 консалтинговых компаний.
Емкость местного рынка консалтинга г-н Ковтунов оценивает в $5 — 7,5 млн. Директор Красноярской ассоциации бизнес-консультантов ДЕНИС ЗЕРНОВ отмечает, что ежегодно он растет на 30-40%.
Росту рынка способствует небольшой порог вхождения в бизнес. «Первоначальные инвестиции — это аренда офиса, приобретение компьютерной техники и минимальные оборотные средства. Но в большей степени вход в консалтинговый бизнес зависит от силы бренда работающих в компании консультантов», — считает Денис Зернов. По оценке Дмитрия Бех, привлекательность рынка консалтинговых услуг для новых участников обеспечивается также высокой — до 100% — рентабельностью бизнеса: «Это же интеллектуальное производство. Затраты минимальны, а проекты могут стоить больше 1 млн рублей».
Консультанты не гарантируют результатов своей работы
Росту рынка способствует и высокий спрос на услуги консультантов среди местных компаний. Пользуются консалтинговыми услугами, по словам экспертов, различные по величине организации — от небольших частных фирм до крупных предприятий. Дмитрий Бех подсчитал, что около 50% клиентов местных консалтеров составляют компании среднего бизнеса. Сергей Ковтунов уверен, что потребность в консалтинговых услугах возникает на определенных этапах существования: «Помощь консультанта необходима при создании фирмы — для полной проработки стратегии развития — и на пятом-седьмом году деятельности, когда возникают кризисы управленца и команды». Эксперты также отметили, что востребованность консалтинговых услуг высока у тех компаний, которые работают на высококонкурентных рынках.
По словам менеджера по развитию «Первой Консалтинговой Компании» АННЫ ДЕМКИНОЙ, наиболее востребованы сейчас услуги консалтеров в ритейле, на рынке недвижимости и в сфере услуг. Г-жа Демкина называет основные ожидания клиентов от работы консультантов: повышение эффективности работы предприятия, увеличение прибыли, снижение затрат. Однако именно отсутствие гарантий и критериев оценки результатов Дмитрий Бех считает существенным недостатком местных консалтеров. Директор компании «Мебелькомплект» ЮРИЙ МАКАРЕНКОВ рассказал о своем опыте сотрудничества с консультантами: «Около года назад мы открывали мебельный магазин и для понимания его позиционирования на мебельном рынке Красноярска обратились за помощью к консалтинговой компании. Но результаты исследования, на наш взгляд, не отражали реальной ситуации на рынке».
Денис Зернов отмечает, что в Красноярске в последние 2-3 года наиболее востребованы такие услуги консультантов, как разработка стратегии компании, организация бизнес-процессов, управленческие и развивающие профессиональные навыки тренинги. Дмитрий Бех добавляет, что очень популярны сейчас тренинги, направленные на увеличение объема продаж компании. «Но это бесполезная услуга, ведь тренер не отрабатывает навыки продаж с сотрудниками, а просто рассказывает, как нужно продавать», — считает г-н Бех. Он уверен, что в Красноярске происходит «подмена понятий» консалтинга и тренинга: «Тренеры не являются консультантами. На двух-, трехдневных тренингах проще получить видимый результат, проще заработать. Но они не решают системных проблем в работе компании». Также Дмитрий Бех отметил, что в Красноярске не сформированы направления управленческого консультирования и IT-консалтинга: «Внедрение конкретных IT-систем и автоматизация работы предприятия — это не IT-консалтинг. Ведь важно не установить на предприятии единственную систему, которая у тебя разработана или присутствует в прайсах, а изучить потребности предприятия, его бизнес-процессы и, исходя из них, автоматизировать работу с подбором необходимой платформы».
Федералы и кадровики теснят местных консультантов
«Лидеры местного рынка — московские консалтеры. Они работают с такими крупными компаниями, как «Норильский никель», КрАЗ, Красцветмет», — рассказал г-н Бех. Сергей Ковтунов считает, что крупные красноярские предприятия, способные платить большие деньги за консалтинговые услуги, обращаются к москвичам, исходя из вопроса престижа: «У красноярских консультантов много интересных и отработанных методик, но они не раскручены. В этом мы проигрываем москвичам, нам не хватает сильного бренда».
При этом стоимость услуг московских и красноярских компаний существенно отличается. «Та услуга, которую красноярская компания оказывает за $10 тыс., у московских коллег будет стоить $100 тыс. Местные консультанты «оторваны» от больших денег», — уверен г-н Ковтунов. По оценке Дмитрия Бех, сегодня федеральные консалтинговые компании забирают в денежном выражении до 80% местного рынка.
Эксперты отметили, что в последние 1,5-2 года на красноярский рынок консалтинга стали оказывать влияние кадровые агентства. По данным директора рекрутинговой компании «Анкор-Красноярск» ЛЮДМИЛЫ РУЖИЛОВОЙ, сейчас в городе около 15 таких фирм оказывают дополнительно консалтинговые услуги. «Консалтинг и рекрутмент — это смежные области. Они дополняют друг друга и позволяют максимально удовлетворить потребности клиента в сфере управления персоналом», — считает г-жа Ружилова. Директор консалтинг-центра «Резон» МАРГАРИТА СУХОДОЛОВА подсчитала, что около 70% клиентов обращаются в ее компанию за комплексными услугами. Она уверена, что кадровый консалтинг напрямую связан с работой агентств по подбору персонала, поэтому уже в течение года число потребителей комплекса услуг в консалтинг-центре «Резон» вырастет до 80-85%. По подсчетам г-жи Ружиловой, оборот от консалтинговых услуг, оказываемых кадровиками (по заработным платам, организационной структуре компании, функционалу специалистов и пр.), занимает не более 5% в общем обороте агентств. Дмитрий Бех считает кадровый консалтинг перспективным направлением, но он уверен, что кадровые агентства не могут оказывать эту услугу качественно. «Агентства оторваны от предприятий, не знают их работу изнутри. Чтобы предлагать кадровый консалтинг, нужно досконально изучить работу организации», — сказал г-н Бех. Он отметил, что компания «Финансовые технологии» планирует заниматься этим направлением.
Красноярский рынок будет расти за счет местных компаний
По мнению Дениса Зернова, красноярский рынок консалтинга на 1,5-2 года отстает в своем развитии от московского. Старший консультант компании iKS-Consulting МАРГАРИТА ЗОБНИНА рассказала, что бурный рост московского рынка консалтинговых услуг уже позади: «Сейчас он вступил в фазу стабилизации. Конкуренция на рынке высокая, участники стремятся специализироваться на отдельных направлениях консалтинга». Эксперты уверены, что обострение конкуренции и четкая специализация — это перспективы местного рынка. Г-н Зернов считает, что в ближайшие 2-3 года его рост останется на прежнем уровне и будет составлять 30-40% в год.
Дмитрий Бех заявляет, что рост рынка обеспечат именно местные компании: «Влияние федералов будет постепенно снижаться, их доля уменьшится. Потребители начнут требовать от консалтинговых компаний конкретного результата работы, а обеспечивать его на расстоянии тяжело. Поэтому все будет уходить в региональный рынок».
По мнению Сергея Ковтунова, резерв для роста местного рынка консалтинговых услуг огромен: «В нашем городе около 20 тыс. действующих организаций, а работающие здесь консалтинговые компании и частные консультанты могут вести в год не более 1000 из них. Поэтому сейчас рынок еще далек от насыщения».