Обзор ДК: Продовольственный ритейл
эксперты Татьяна Андрюхова управляющий менеджер торгового дома «Орлан» Олег Высоцкий управляющий сетью «Пятерочка» Марина Киселева руководитель PR-департамента компании «Патэрсон» Эльвира Манак
эксперты
Татьяна Андрюхова управляющий менеджер торгового дома «Орлан»
Олег Высоцкий управляющий сетью «Пятерочка»
Марина Киселева руководитель PR-департамента компании «Патэрсон»
Эльвира Манакова директор управляющей компании «Каравай»
Алексей Подсохин президент компании «АЛПИ»
Олег Сипетый генеральный директор сети супермаркетов «Командор»
К расноярский рынок продовольственного ритейла — уникальное явление в России. До недавнего времени здесь правили бал только местные сети. Единственным федералом был «Рамстор» (работает в городе с 2003 г.), но турецкому оператору так и не удалось захватить существенную долю рынка. Взрыв интереса к нашему городу случился в этом году. Сразу шесть столичных игроков заявили, что готовы зайти в Красноярск. ОЛЕГ СИПЕТЫЙ, генеральный директор сети супермаркетов «Командор»: «Я думаю, до октября 2007 года местные компании еще будут почивать на лаврах. Но к концу года конкуренция резко усилится. К этому сроку федеральные сети должны запустить все свои проекты».
По данным Росстата, Красноярский край занимает в СФО первое место по обороту розничной торговли на душу населения: в 2005 г. он составил 74,5 тыс. руб. Это в несколько раз превышает показатели других городов-миллионников Сибири — Новосибирска и Омска. По словам директора управляющей компании «Каравай» ЭЛЬВИРЫ МАНАКОВОЙ, рынок продовольственного ритейла за последние два года прирастает примерно на 20-25%: «Интересно, что эта динамика — средняя по России. Например, в центральной части страны примерно такие же цифры, они могут быть выше наших лишь на несколько процентов».
По данным управления продовольственных ресурсов, торговли и услуг, на 1 января 2006 г. в городе работало около 30 продовольственных сетей. Лидирующие позиции по количеству точек занимают четыре компании: «Каравай», «Командор», «Красный Яр» и «АЛПИ». Олег Сипетый отметил, что на долю лидеров приходится около трети рынка. Вслед за крупными сетями идут «середняки»: «Десятка», «Орлан», «Парус» и «Елисеевский» (см. «Детали»). Общую емкость рынка г-н Сипетый оценил примерно в 3 млрд руб. в месяц. По мнению игроков, рентабельность бизнеса составляет около 10%.
Эльвира Манакова отмечает, что на сегодняшний день местный рынок продовольственного ритейла переформатировался: «Еще несколько лет назад все называли свои магазины «супермаркетами». В этом году игроки четко определились с форматами. Например, «АЛПИ» работает в нише гипермаркетов, мы разрабатываем формат «магазин у дома».
В этом году самым бурно развивающимся форматом был гипермаркет. По данным департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг, в 2005 г. в городе было запущено семь гипермаркетов. Все они открыты компанией «АЛПИ». Олег Сипетый: «В этом плане Красноярск — уникальный город. Ни в одном регионе России нет такого огромного количества гипермаркетов. Причем, если планы федеральных сетей реализуются, число магазинов именно такого формата увеличится как минимум в два раза».
Несмотря на быстрое развитие рынка, эксперты отмечают, что о его полном насыщении говорить пока рано. ТАТЬЯНА АНДРЮХОВА, управляющий менеджер торгового дома «Орлан»: «На мой взгляд, рынок наполнен всего на 50%. Все основные магазины сосредоточены в центральных районах города: Взлетка, Северный, центр. На окраине, на правом берегу торговых точек мало».
Федеральная экспансия началась с «Пятерочки»
Ненасыщенность местного рынка продритейла манит на него федералов. Только осенью этого года о своем интересе к Красноярску заявили «Патэрсон», «Доринда» (владеет сетью супермаркетов «Окей»), «Метро Кэш энд Керри», «Мосмарт»). А в конце прошлого года свои намерения освоить Сибирь огласили «Пятерочка» и «Седьмой континент». ОЛЕГ ВЫСОЦКИЙ, управляющий сетью «Пятерочка»: «В Красноярске рынок продовольственного ритейла пока мало насыщен. Особенно в формате «мягкий дискаунтер», с которым мы появились в городе».
Федеральные ритейлеры отмечают, что зашли бы на местный рынок еще два–три года назад. Однако процесс тормозили проблемы с логистикой. МАРИНА КИСЕЛЕВА, руководитель PR-департамента компании «Патэрсон»: «Все крупные федеральные сети заинтересованы работой в Красноярске. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой поставки товара по выгодным ценам. Из-за дорогой логистики наш продукт получается в несколько раз дороже того, что предлагают местные сети. В такой ситуации конкурировать сложно». Г-жа Киселева добавляет, что для многих столичных ритейлеров решение проблемы с логистикой — поиск партнера на месте и работа по франшизе: «Сейчас мы ведем поиски франчайзи в Красноярском крае». По такому же пути пошла «Пятерочка». Ее франчайзи в Красноярске стала компания «Алькор». Олег Высоцкий: «Стоимость франшизы для наших партнеров составила $1 млн роялти — от 1,9% от совокупного товарооборота красноярской сети». Пока это единственный федеральный ритейлер, чьи планы реализовались уже в этом году. Первый магазин под брендом «Пятерочка» открылся в конце июня. Сейчас, по словам руководства компании, в городе работают семь магазинов. До конца года планируется довести сеть до 15 точек.
Остальные столичные гости, развивающие бизнес в регионах самостоятельно, сейчас в поисках площадок для своих сетей. Татьяна Андрюхова: «Найти хорошее место в городе без помощи местных партнеров и понимания рынка очень сложно. Все самые перспективные площадки уже разобраны». Большинство москвичей присмотрело места в новых торгово-развлекательных комплексах (ТРК). Так, «Седьмой континент» выкупил помещение в 10 тыс. кв. м в ТРК «Огни». По данным «ДК», в ТРК «Планета» (возводит «РосЕвроДевелопмент») обоснуется сеть «Мосмарт». А «Метро Кэш энд Керри» ищет площадку для строительства собственного помещения. Начать его компания планирует в 2007 г., к началу 2008 г. объект должен заработать.
Местный ритейл обороняется с помощью private label
Местные компании отреагировали на массированную атаку федералов. В этом году красноярские ритейлеры начали укреплять тылы, создавая private label. АЛЕКСЕЙ ПОДСОХИН, президент компании «АЛПИ»: «Еще два года назад об этом никто и не думал. Сейчас же, когда городом заинтересовались федеральные и транснациональные продовольственные сети, стало понятно: чтобы конкурировать с ними на равных, нужны собственные торговые марки». Участники рынка отмечают: СТМ дает им возможность продавать товар на 15-20% дешевле, чем аналогичный брендированный продукт, и экономить на рекламе. Эльвира Манакова: «Один из способов обезопасить себя от конкуренции со стороны крупных федеральных сетей — создание собственной торговой марки. Мы вводим private label в разных ценовых категориях и под разными названиями. Потребитель знает и любит именно наш продукт. Важно учитывать, что мы имеем опыт работы по созданию СТМ уже более двух лет, а многие даже столичные сети только начинают осваивать private label». В апреле этого года private label ввела компания «Сибирская губерния» («АЛПИ»), расширила линейку СТМ сеть «Каравай» (см. «ДК» № 7 (32) за 24 апреля 2006 г.). Алексей Подсохин: «Сначала доля СТМ в общем товарообороте сети была 23%. Сейчас она достигает примерно 45%. И мы будем увеличивать ее и далее».
Крупные игроки, которые пока еще активно не внедрили private label, об этом серьезно задумались. Олег Сипетый: «В условиях усилившейся конкуренции мы обязательно будем создавать собственные торговые марки. Как раз сейчас их разрабатываем. И я надеюсь, что к февралю мы их запустим. Причем будем продвигать не бренд «Командор» — придумаем другое название».
Красноярские компании строят региональные сети
Алексей Подсохин уверен: уберечься от федералов только при помощи частных торговых марок нельзя: «Задавить» развивающуюся сеть очень сложно. Поэтому мы стараемся расти еще и экстенсивно — идти в другие регионы, строить сеть в крае». В этом году «АЛПИ» открыла свои гипермаркеты в Новосибирске, Кемеровской области, Хакасии, городах края — Лесосибирске, Железногорске. Только в строительство сети компания вложила 6,3 млрд руб. В планах «АЛПИ» на следующий год — завоевание Томска, Тюмени и Алтая. Алексей Подсохин: «В частности, в Томской области мы хотим открыть около семи магазинов». Закрепляется в крае и другая местная сеть — «Каравай». Эльвира Манакова: «Нам интересен краевой рынок. Мы будем его осваивать, причем строить магазины даже в небольших районах. «Каравай» уже работает в Дивногорске, скоро открывается в Ачинске, в ближайших планах — Ермаковский район».
Местные сети, у которых недостаточно средств для экстенсивного развития, осваивают малопривлекательные для федералов ниши. Эксперты единодушны: такой нишей для Красноярска стал формат «магазин у дома». Олег Сипетый: «Для многих сетей формат «магазин у дома» привлекателен как раз потому, что не занят. Все столичные компании объявляют о строительстве в городе огромных гипермаркетов. В этом случае небольшим сетям остается закрепиться в формате «магазин у дома». По этому пути пошли «Орлан», «Люкс», «Парус» и т. д. Татьяна Андрюхова: «Чем может выиграть небольшая местная сеть у столичных игроков? Только хорошим знанием своего клиента. А это возможно только в формате «магазин у дома». В ноябре «Орлан» запустил первый магазин подобного формата с ассортиментным рядом около 5 тыс. наименований.
Первыми с рынка уйдут «одиночки»
Эксперты уверены: даже тщательная предварительная подготовка к приходу иногородных ритейлеров не гарантирует местным сетям сохранения монополии. По прогнозам Олега Сипетого, уже к 2008 г. местный рынок продовольственного ритейла будет поделен между красноярскими и столичными компаниями: «Это произойдет, если все декларируемые планы осуществятся. Думаю, при этом доходность бизнеса упадет и местным ритейлерам придется туго». Г-н Сипетый добавил, что, когда реализуются все проекты федералов, рынок насытится и кто-то будет вынужден с него уйти: «Не надо забывать и о том, что наращивать «мускулы» будут старожилы рынка. Уже в этом году многие заявили об утроении своих сетей». Еще один магазин в Красноярске будет строить «Рамстор» (см. №9 (34) от 22 мая 2006 г.). Есть планы по расширению сети в Красноярске у «Командора», «Каравая» и «АЛПИ».
Участники рынка резюмируют: первыми жертвами такой гонки падут одиночные проекты. Татьяна Андрюхова: «Несетевым магазинам бороться с федералами будет сложнее. Думаю, им придется либо примыкать к какому-либо ритейлеру, либо уходить с рынка».
Private label («частная марка» или «собственная торговая марка», СТМ) — маркетинговый прием, используемый розничными сетями. В качестве private label могут использоваться собственное имя сети или любое другое название — в этом случае на упаковке указывается, что продукция произведена специально для данного ритейлера. Особенность приема в том, что потребитель может приобрести продукты под СТМ сети только в определенных магазинах.
детали
Супермаркет окупается за пять лет
Открыть супермаркет средней ценовой категории (400 кв. м):
Оснастить торговым оборудованием — 3,5–3,85 млн руб.
Арендовать помещение — 800–1400 руб. за кв. м в центре города.
Выкупать помещение — 100 тыс. руб. за кв. м.
Окупаемость — 3–5 лет
Необходимый ассортимент — 5–10 тыс. наименований.
Источник: «Русский проект», АН «Посад», «ДК».