Обзор ДК:Туристические агентства и операторы

эксперты эксперты Дмитрий Бибиков исполнительный директор туристического агентства «Дюла‑тур» Елена Булатова директор туристической компании «Простор» Нелли Вахитова начальни

Руководителям красноярских туристических компаний в этом году отдыхать будет некогда. 2007 й обещает стать для них годом перемен. Сюрпризы туриндустрии подбросило государство. Сначала власть отпустила этот бизнес на «вольные хлеба», отменив его лицензирование, а затем резко ужесточила правила игры, законодательно обязав туристических операторов страховать свою ответственность перед потребителями на внушительную сумму.
эксперты

Дмитрий Бибиков
исполнительный директор туристического агентства «Дюла‑тур»

Елена Булатова
директор туристической компании «Простор»

Нелли Вахитова
начальник отдела туризма «СиАТ‑ТРЭВЕЛ»

Константин Гончаров
генеральный директор «Бюро путешест­вий «Алеф»

Галина Дудина
директор туристической компании «Самей»

Елена Дудина
директор туристической компании «Папарацци»

Андрей Катаев
генеральный директор компании «Саянское кольцо»
Татьяна Кирьянова
директор центра туризма и обучения «Спутник»

Андрей Ужва
начальник управления внешних связей Совета администрации Красноярского края
Почему число участников туристического рынка не поддается учету?
Когда ждать бум въездного туризма? 

Смогут ли местные компании застраховать свою ответственность?
  
Количество компаний, дей­ствующих сейчас на мест­ном туристическом рынке, — загадка. «С 1 января 2007 г. лицензирование этой деятельности было отменено. Сейчас формированием и продажей туристического продукта может заняться каждый, от лавочника до хлебопека. Сколько игроков появилось на рынке в течение последних полутора месяцев, отследить невозможно», — отмечает директор туристической компании «Самей» ГАЛИНА ДУДИНА.
Активно работает только пятая часть туркомпаний
По информации начальника управления внешних связей Совета администрации Красноярского края АНДРЕЯ УЖВЫ,  на конец 2006 г. в России работали 32 тыс. лицензированных туристических компаний. Согласно данным Красноярскстата, в прошлом году на территории Красноярского края были зарегистрированы 154 туристических компании. Фактически работали на рынке не более 115 .

Исполнительный директор туристического агентства «Дюла‑тур» ДМИТРИЙ БИБИКОВ полагает, что постоянно дей­ствующих компаний намного меньше — около 30. «Многие фирмы появляются в «пиковый» летний сезон. В периоды падения спроса такие игроки уходят с рынка», — рассказал г‑н Бибиков.
По данным Красноярскстата,  90 компаний работали в 2006 г. как агенты, то есть продавали готовый турпродукт. У 25 фирм была туроператорская лицензия. На практике, как считает директор центра туризма и обучения «Спутник» ТАТЬЯНА КИРЬЯНОВА, туроператорской деятельностью, то есть формированием собственного туристического продукта, в Красноярске занимаются не более 10 компаний: «Дюла‑Тур», «Самей», «СВ», «Магеллан», «Красинтур», «Енисей‑тур», «Простор», «Спутник», «СиАТ‑ТРЭВЕЛ», «ЦАВС»... Эти компании готовят свои чартерные программы, их клиенты — как частные лица, так и туристические агентства. По оценке экспертов, лидер туроператорского сегмента — компания «Дюла‑Тур». Она имеет около 60%  местных чартеров.
По информации управления внеш­них связей Совета администрации края, красноярский рынок активно осваивают внешние игроки. На рынке представлены бренды столичных и региональных туристических компаний  «Нева», «Куда.ру», «Магазин горящих путевок. Красноярск», «Россина», «S 7 тур» и др.
Большинство компаний на местном рынке работают только «на выезд». По разным оценкам, их доля составляет 80‑90%. Среди «заметных» турфирм, занимающихся въездным туризмом, эксперты назвали «Дюла‑Сибирь», «Спутник», «Полония», «Саянское кольцо».
Сибиряки  выбирают поездки к морю
Директор туристической компании «Простор» ЕЛЕНА БУЛАТОВА оценила рост  красноярского туристического рынка в прошедшем году в 10‑15%. Галина Дудина уверена, что рынок вырос не меньше чем на 25%. Такая значительная разница в оценке роста рынка, по словам аналитиков, обусловлена отсутствием открытой достоверной информации об общем количестве обслуженных компаниями туристов. «Точному учету поддаются лишь те, кто воспользовался чартерными программами из Красноярска. Таких туристов в прошлом году было около 10 тысяч. Рост в этом сегменте составил около 20%. Для сравнения, в соседнем Новосибирске только летними чартерами в Турцию летали более 22 тыс. человек», — рассказала Татьяна Кирьянова.
Чартерные туры к морским побережьям, по словам экспертов, по‑прежнему самый востребованный турпродукт у красноярцев. Они привлекают удобным прямым перелетом и конкурентоспособной ценой. Чартеры в среднем на 25% дешевле транзитных перелетов. «Все больше людей понимают, что стоимость такого отдыха ниже, чем на тех же курортах Краснодарского края, а сервис — выше. Спрос на чартеры заметно растет, такие туры приходится бронировать заранее, особенно на праздники», — рассказала директор туристической компании «Папарацци» ЕЛЕНА ДУДИНА.

Лидер пляжного отдыха у красноярцев в летнее время —  Турция. В 2006 г. в Турцию из Красноярска выполнено рекорд­ное для региона количество рейсов — 34. За лето там побывало около 5,5 тыс. человек. «Турция идет у нас как дачный вариант», — пошутила Елена Булатова.
Зимой красноярцы предпочитают ездить в Юго‑Восточную Азию, в частности, в Таиланд. В прошлом году, по словам Дмитрия Бибикова, впервые на это направление была поставлена дополнительная цепочка авиарейсов. Ожидается, что в этом году рост тайского направления составит более 30%.
«Благодаря введению в 2006 г. регулярного рейса Красноярск‑Пекин в городе начался «китайский бум», — считает  генеральный директор «Бюро путешествий «Алеф» КОНСТАНТИН ГОНЧАРОВ. По его словам, спрос на поездки в Поднебесную вырос в несколько раз. Кроме того, регулярные полеты в Пекин дали возможность местным туркомпаниям предлагать всю Юго‑Восточную Азию, например, Сингапур, Вьетнам и т. д., круглогодично, не завися от чартерных цепочек на Бангкок.
Как отметила Елена Булатова, растет интерес и к Европе: «Пик «европейского» спроса приходится на лето. Красноярцы любят Италию, Испанию, Францию, автобусные туры по юго‑западной Европе. Круглый год популярна Чехия». Константин Гончаров связывает рост этого направления в том числе с появлением на местном рынке регулярных «московских» рейсов «Аэрофлота»: «Тарифная сетка этого авиаперевозчика значительно сокращает расходы на перелеты в Европу. Это позволяет, в частности, нашему агентству увеличить предложения индивидуальных поездок в европейские страны».
Реклама съедает доходы туристических компаний
Желая привлечь новых покупателей, местные туристические компании ведут активную маркетинговую политику.  В частности, серьезно увеличивают свои рекламные бюджеты. Татьяна Кирьянова: «Расходы на рекламу у нас колоссальные. В конце прошлого года подвели итоги  по этой строке расходов и «прослезились»: они выросли почти на 100% по отношению к 2005 году. Реклама у нас «съела» около 20% доходов компании».
«Для продвижения нового туристического предложения нужны еще большие вложения. Причем серьезные инвестиции не дают стопроцентной гарантии успешности проекта. Знаем по своему опыту: прошлым летом раскрутка такого проекта не принесла нам ожидаемых результатов», — рассказала начальник отдела туризма «СиАТ‑ТРЭВЕЛ» НЕЛЛИ ВАХИТОВА.
Чтобы удержаться на рынке, компании стремятся сделать предложение комп­лексным. «Я могу назвать свою компанию многопрофильной. За прошлый год «Спутник» принимал иностранцев. Отправлял туристов по чартерным программам, студентов на учебу в Америку, детей летом к морю и т. д.», — рассказала Татьяна Кирьянова.


Как стало известно «ДК», курс на многопрофильность взят и лидером в сегменте чартеров компанией «Дюла‑Тур». «Решение было продиктовано необходимостью построения стабильно работающего предприятия — без рисков для бизнеса в периоды сезонного отсутствия чартерных программ», — сказал исполнительный директор «Дюлы».
Перспектива «на въезд»
Генеральный директор компании «Саянское кольцо» АНДРЕЙ КАТАЕВ уверен: одним из перспективных  направлений для местных компаний может стать въездной туризм. С ним согласна и Галина Дудина: «Будущее за местным туризмом: возьмите американцев, у них основные перемещения происходят внутри страны. Как только у нас расширится туристическое предложение и повысится сервис, люди поедут к нам. Думаю, это перспектива двух-трех лет».
Руководители туристических компаний говорят в один голос о том, что развитие местного туризма невозможно без поддержки властей. Андрей Ужва рассказал «Деловому кварталу» о планах администрации края в отношении туристической отрасли территории: «По результатам проведенного мониторинга определены три основные туристические зоны: Цент­ральная, Северная и Южная, в которые на предварительном этапе вошли 10 муниципальных образований».
В настоящий момент, по словам г‑на Ужвы, рассматривается вопрос о выделении средств для более подробного изучения потенциала и перспектив каждой конкретной территории, определения перечня возможных объектов туристской инфраструктуры, сроков их окупаемости. «Следующий этап предполагает формирование инвестиционного предложения и поиск инвестора для реализации данных проектов», — заявил Андрей Ужва.
Сегодня, по мнению многих участников рынка, единственный местный туристический продукт, который может вызвать серьезный интерес, в том числе иностранных туристов, — этнический тур «Саянское кольцо». «В этом году в рамках данного туристического предложения мы возобновим проведение одноименного фестиваля в Шушенском. Он запланирован на июль. Рассчитываем, что этот проект станет не только имиджевым. Уже сейчас начинаем готовить соответствующее туристическое предложение», — рассказал Андрей Катаев.
Закон о фингарантиях изменит структуру рынка


Эксперты уверены: размеренную жизнь туристического рынка уже в ближайшие месяцы изменят поправки в Закон «Об основах туристической деятельности в РФ», принятые думой и подписанные 8 февраля президентом.
«Суть изменений — обязательное получение туроператорами (подчеркиваю, именно и только туроператорами!) финансовых гарантий обеспечения своей деятельности через страховые компании или коммерческие банки. Суммы — от 5 млн руб. для операторов выездного туризма до полумиллиона — для операторов внутреннего туризма. Это отнюдь не значит, что нужно класть все эти деньги в некий чемоданчик и куда‑то сдавать. Речь идет о ежегодных платежах туристических компаний страховикам или банкам в размере, по разным оценкам, 3‑12% от указанных сумм», — пояснил законодательные тонкости Константин Гончаров.
«Весь отечественный турбизнес разделился на два лагеря. Противников принятия данного законопроекта было, пожалуй, 95%. Тем не менее, закон принят и вступит в силу 1 июня», — рассказал Дмитрий Бибиков.
По словам Елены Булатовой, закон не предусматривает дифференциацию платежей в зависимости от величины компании: «Для крупных московских туроператоров эти суммы незначительны, для средних региональных компаний они непосильны».
Тем не менее, местные игроки уходить из операторской ниши не собираются. Как рассказала Татьяна Кирьянова, 14 февраля на заседании красноярского регионального отделения Российского союза туриндустрии 10 фирм уже заявили о своем намерении самостоятельно оформлять финансовую гарантию туроператора на международный и внутренний туризм.
Не исключено, что для сохранения своего операторского статуса на рынке часть компаний пойдет на создание альянса. Галина Дудина: «Сейчас мы ждем подзаконных актов, четко прописывающих механизм реализации закона. Думаю, через месяц мы определимся в своем решении. Не исключаю, что на красноярском рынке появится «туристический альянс». Андрей Катаев: «Мы также рассматриваем вариант объединения, но не с красноярскими, а с региональными туркомпаниями». 


По мнению участников рынка, перемены коснутся и туристических агентов. «Операторы, на плечи которых теперь возложена вся ответственность, станут более избирательны в выборе продавцов своего турпродукта. Возможно, для них будут введены депозиты. Некоторые московские операторы уже заявили о платеже в 50 тыс. руб. Как следствие, очень мелкие агентства будут вынуждены уйти с рынка», — считает Нелли Вахитова.

Еще один сценарий развития событий — сведение до минимума общения туроператора с агентами. «Не исключено, что в новой ситуации нам придется выстраивать собственную розничную сеть», — рассказал Дмитрий Бибиков.
Участники рынка не скрывают, что за дополнительные финансовые расходы туркомпаний расплачиваться придется потребителю. Константин Гончаров:

«Прогнозируемый отдельными экспертами рост цен в 300‑400% мне кажется абсурдным. Я думаю, туристическое предложение вырастет в цене по причине «фингарантий» на 5‑10%».3
 
 

мнение
Специализация требует уникального турпродукта
Андрей Катаев
генеральный директор компании «Саянское кольцо»
Специализироваться на узком региональном рынке может позволить себе только та компания, которая предлагает уникальный туристический продукт. Если предложение эксклюзивно, на него можно сделать ставку. Если же оно повторяемо, надо быть готовым к тому, что конкуренты съедят значительную часть пирога.
Наша компания, я считаю, нашла такое предложение — собственный мест­ный туристический продукт «Саянское кольцо». Спрос на него в прошлом году вырос на 100%. На днях мы приняли решение прекратить работать «на выезд», будем строить бизнес только в сегменте въездного туризма.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.