Обзор: Фитнес-центры - 28.01.2008
эксперты Александр Казак заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол» Олег Каптелинин директор фитнес-центра Step by step Юлия Качаева директор фитнес-центра «Ривьера» Дмитри
эксперты
Эксперты затрудняются назвать точное число игроков, работающих сейчас на рынке фитнес-центров Красноярска. По оценке директора фитнес-центра Step by step ОЛЕГА КАПТЕЛИНИНА, на рынке Красноярска представлено порядка трех-пяти десятков фитнес-центров, но большой набор услуг из них готовы предложить не более 20. По словам директора ФЦ «Ривьера» ЮЛИИ КАЧАЕВОЙ, активно присутствуют на рынке около 30 заведений. «Значительная их часть — небольшие фитнес-клубы, арендующие площади в спальных районах города, и предлагают услуги класса «эконом» и «эконом плюс». Крупных игроков, по мнению экспертов, считанные единицы. «Больших по площади клубов premium-класса всего два — это «Экселент» и «ТеннисХолл». Два других крупных комплекса — «Спартак» и «Сокол» — работают в ценовом сегменте «эконом плюс», — рассказала г-жа Качаева.
Эксперты утверждают, что о серьезной конкуренции на местном рынке ФЦ говорить пока не приходится. АЛЕКСАНДР КАЗАК, заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол»: «Не могу сказать, что за минувшие 12 месяцев на местном рынке появились новые крупные игроки, которые осложнили бы конкурентную ситуацию».
Причину ненасыщенности рынка ФЦ аналитики видят в высоком пороге вхождения на рынок. Александр Казак: «Открыть фитнес-зал класса «эконом» можно за 700-800 тыс. руб. Нужно снять помещение, сделать небольшой ремонт, купить степы, и уже можно заниматься». Но введение любой дополнительной услуги будет в разы увеличивать стоимость заведения — так, по данным Юлии Качаевой, открытие тренажерного зала среднего уровня обойдется не менее чем в миллион рублей. «А в клубах premium-класса стоимость даже одного тренажера может доходить до 700 тыс. руб.», — рассказала г-жа Качаева. В итоге инвестиции в запуск крупных комплексов с широким набором услуг исчисляются десятками миллионов рублей.
Ситуацию резюмирует Юлия Качаева: «Предприниматели города готовы дать максимум три года на окупаемость своего бизнеса. Но за три года ни один ФЦ не окупится. Поэтому желающих купить помещение под ФЦ немного». Эксперты назвали такие показатели рентабельности бизнеса: в низших ценовых сегментах рентабельность близка к 10%, в premium-сегменте выше — 20-25%.
Эксперты отмечают: местный рынок ФЦ сегментируется. Эта тенденция, по их мнению, четко прослеживалась в прошедшем году. Юлия Качаева: «Произошло довольно четкое разделение, выделились клубы классов premium, «эконом» и «эконом плюс». Многие фитнес-клубы хотели бы работать в VIP-сегменте, но они пока не дотягивают до заявленного уровня». Но местный рынок, по мнению экспертов, пока незрелый и находится на начальной стадии формирования — например, если сегменты «эконом», «эконом плюс» и premium обозначились на нем довольно четко, то сегмент middle не представлен в Красноярске вообще. Юлия Качаева так сегментирует ФЦ по стоимости услуг: «В эконом-классе месячный абонемент на 8 посещений будет стоить от 500 до 800 руб., в сегменте «эконом плюс» — 1000-1500 руб., в premium-сегменте — от 2500 руб. В секторе от 1500 до 2500 руб. нет ни одного игрока».
На посещаемость влияет и месторасположение клуба. «Если днем человек пойдет в тот ФЦ, что расположен рядом с его работой, то вечером, вернувшись в свой район, он пойдет скорее всего в ФЦ у дома», — рассказала г-жа Кротова. Поэтому у заведений, расположенных в центре, процент дневных посетителей значительно выше.
В эти периоды игроков выручают дополнительные услуги. «В Новый год в морозы людям не слишком-то хочется заниматься спортом. Но у нас есть сауна, где можно погреться и отдохнуть, туда они и идут», — рассказала г-жа Кротова.
Посещаемость во многом зависит и от высококвалифицированных кадров. Юлия Качаева: «Зачастую люди ходят даже не в ФЦ, а именно на инструктора, ведь это тот человек, благодаря которому они смогут или не смогут добиться конкретного результата».
Сами участники фитнес-рынка отмечают, что единый институт подготовки и система сертификации фитнес-инструкторов отсутствуют не только в Красноярске, но и в России в целом, а качество подготовки в местных федерациях может сильно варьироваться. Юлия Пушилина: «В Красноярске найти профессиональных талантливых инструкторов сложно».
Участники рынка объясняют это тем, что хотя клубные карты появились теперь у большинства ФЦ города, но активно продвигают их только крупные игроки из верхнего ценового сегмента, в остальных фитнес-клубах они присутствуют только в качестве побочного предложения — основной акцент по-прежнему делается на продаже месячных абонементов. Татьяна Кротова: «Если клиенту неудобно покупать годовой абонемент, то мы не настаиваем. Хотя по московским меркам это и неправильно».
Длительные абонементы уже помогли фитнес-клубу довести процент постоянных клиентов до 70%. Юлия Качаева: «Мы достигли такого высокого показателя, потому что предлагаем пользователям клубных карт значительные скидки на услуги. Кроме того, при продлении карты до того, как закончилась старая, новая полугодовая карта обойдется клиенту на 20% дешевле».
Сегмент ФЦ класса «эконом», по мнению Юлии Качаевой, в ближайшем будущем практически уйдет с рынка, потеряв аудиторию. «Наметившийся в этом сегменте спад — это только начало. В следующем году он потеряет еще большую долю посетителей», — считает г-жа Качаева. По ее мнению, аудиторией эконом-сегмента останутся только самые малообеспеченные слои населения. «Основная масса посетителей таких фитнес-залов уже сейчас в основном только малообеспеченные студенты».
Основная масса клубов, полагают эксперты, будет работать в сегменте «эконом плюс». В погоне за спросом они продолжат расширять спектр дополнительных услуг. Фитнес-клубы, не имеющие возможности расширяться, либо уйдут с рынка, либо пойдут в формат узкоспециализированных студий, которые будут специализироваться на углубленном изучении отдельных направлений фитнеса — йоги, танца живота, других. Такие студии, отмечают игроки, начали появляться уже в этом году — в качестве примера называется студия танца Das Boom. «Те студии, что уже появились, — это только начало», — считает г-жа Качаева.
В далекой перспективе на местный рынок могут зайти и западные игроки. Например, сеть 24hourfitness, по прогнозам экспертов, собирается заходить в Россию в ближайшие два года. «Но когда они пойдут в регионы, пока не ясно — это зависит от результатов исследований рынка».