Обзор: Гостиницы - 09.04.2007
экспертыНина Алексеева заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю Елена Балюта исполнительный директор гостиницы «Красно
эксперты
Нина Алексеева
заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю
Елена Балюта
исполнительный директор гостиницы «Красноярск»
Александр Манаков
генеральный директор компании «Каравай»
Наталья Никитченко
директор гостиничного комплекса «Яхонт»
Наталья Салимова
заместитель директора гостиницы МВДЦ «Сибирь»
Елена Степаненко
директор компании «Ключ»
Антонина Юдина
генеральный директор гостиницы «Октябрьская»
«В Москве и Санкт-Петербурге на каждую тысячу жителей приходится 10-15 гостиничных мест. В Красноярске — три», — сказала исполнительный директор гостиницы «Красноярск» ЕЛЕНА БАЛЮТА. По ее словам, именно из расчета количества мест в гостиницах на тысячу населения определяется показатель насыщенности этого рынка. «Местному гостиничному рынку в этом смысле еще расти и расти. О насыщении можно будет говорить, когда на каждую тысячу населения будет приходиться по четыре-пять гостиничных мест», — считает г-жа Балюта.
Как сообщила заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю НИНА АЛЕКСЕЕВА, сегодня в городе работают 26 организаций гостиничного типа, имеющих
1694 номера на 2625 мест. Данные, приведенные в годовом отчете ОАО «Гостиница «Красноярск», свидетельствуют о том, что в краевом центре функционирует 41 гостиница, восемь из них — ведомственные, не работающие на открытом рынке. В городе только одна гостиница — «Октябрьская» — сертифицирована по стандартам единой классификации гостиниц, ей присвоено «три звезды». Остальные гостиничные комплексы звезд не имеют. Конкурентная среда, по словам большинства участников рынка, такова, что гостиницам пока нет необходимости завоевывать потребителей дополнительными преимуществами в виде «звездности».
Рынок остается относительно свободным во многом по причине высокого порога вхождения в гостиничный бизнес. По оценке генерального директора компании «Каравай» АЛЕКСАНДРА МАНАКОВА, первоначальные вложения в строительство многоэтажного гостиничного комплекса составляют 500 млн руб. Средний срок окупаемости такого комплекса — шесть-семь лет. «И это при условии его среднегодовой наполняемости не менее 60%», — отметила директор гостиничного комплекса «Яхонт» НАТАЛЬЯ НИКИТЧЕНКО.
Заместитель директора гостиницы МВДЦ «Сибирь» НАТАЛЬЯ САЛИМОВА считает, что предприятие гостиничного бизнеса может стать рентабельным при среднегодовой загрузке номеров на 50%. Г-жа Салимова добавляет, что в Красноярске наполняемость гостиниц нестабильна: они переполнены в периоды высокой деловой активности — в осеннее и весеннее время. Во времена рождественских и майских праздников спрос существенно снижается.
АНТОНИНА ЮДИНА, директор гостиницы «Октябрьская»: «Если в городе проходят крупные мероприятия и съезды, номеров не хватает. Когда мероприятий нет, средняя загруженность гостиниц по городу — 20%. В таких условиях стабильный спрос могут обеспечить долговременные договоры с предприятиями, сотрудники которых часто ездят в командировки». В общем же резкое снижение спроса — явление кратковременное, утверждают эксперты, и среднегодовая загрузка гостиниц составляет около 65-70%.
Елена Балюта говорит, что цены на гостиничные услуги в Красноярске не отличаются кардинальным образом от общероссийских: «Стоимость услуг сильно завышена в Москве. В Красноярске средний уровень цен сопоставим с общероссийскими показателями». Средняя стоимость суточного проживания в красноярской гостинице сегодня — около 2000 руб. Минимальная цена проживания в городе — 150 руб. (ботель «Литва»), максимальная — около 16 тыс. руб. (отель «Купеческий»). При этом расценки на однотипные услуги в городе примерно равны. «Это утверждение справедливо для предприятий одного сегмента и уровня обслуживания», — уточнила г-жа Салимова.
По оценке специалистов маркетинговой службы гостиницы «Красноярск», наиболее крупный по количеству номеров сегмент с долей рынка 70% — те, чей основной клиент — деловые туристы, командированные. Эксперты это объясняют тем, что основной потребитель гостиничных услуг в городе — люди из бизнес-сферы.
Нина Алексеева рассказала, что около 65% гостей приезжают в Красноярск именно с деловыми и профессиональными целями. Ради отдыха и развлечений, по ее информации, город посещают лишь около 22% от общего количества гостей. В итоге все крупные гостиницы города ориентированы именно на потребителей-бизнесменов.
Лидеры в сегменте гостиниц делового назначения (с количеством номеров 100 и более) — «Красноярск», «Сибирь», «Турист», «Огни Енисея», «Север», «Октябрьская». Практически все эти гостиницы обладают необходимой для бизнес-среды инфраструктурой — высокоскоростным Интернетом, конференц-залами, ресторанами с высоким качеством обслуживания. Расположены они, как правило, в административном и деловом центрах города. Наталья Салимова: «Для «Сибири» выбирали место на Взлетке с учетом того, что в будущем этот микрорайон непременно станет деловым центром Красноярска».
Только 15% рынка (6 игроков) занимают гостиницы для отдыха, отмечает Елена Балюта. Эксперты объясняют относительно невысокую долю таких гостиниц тем, что в крае пока слабо развит въездной туризм. По данным управления внешних связей Совета администрации края, в городе не более 15% туристических компаний работают на въезд. В этом сегменте, по материалам исследования ОАО «Гостиница «Красноярск», безусловный лидер по количеству номеров (50) и количеству мест (126) — гостиница «Три медведя».
Специализированным гостиницам, которые не действуют на открытом рынке, принадлежит около 19% от общего городского номерного фонда. Гостиницы «Дом геологов» и «Уют» вдвоем удерживают около половины этой ниши.
Оставшуюся часть рынка поровну (по 5%) делят между собой ботели и гостиницы транзитного назначения. Ботелей в городе всего три. А гостиниц транзитного назначения — две.
Рынок теснят «квартиры посуточно»
Директор компании «Ключ» ЕЛЕНА СТЕПАНЕНКО рассказывает, что примерно пять-шесть лет назад на красноярском рынке гостиничных услуг начал развиваться сегмент гостиниц в квартирах. Сегодня игроки в нише «квартир посуточно» активно перетягивают на себя часть рынка. Дорогие квартиры в этой нише (стоимость суточного проживания от 1300 руб. до 4000 руб.), по уровню и стоимости услуг сравнимые с гостиницами, привлекают клиентов гарантированной конфиденциальностью и возможностью выстраивать свой график вне зависимости от режима работы гостиницы. «Кроме того, — добавляет Елена Степаненко, — потребитель может выбрать удобный для него район проживания».
Основное конкурентное преимущество предприятий среднего и нижнего ценового сегмента квартир посуточно — невысокая стоимость услуг. Основные клиенты в этой нише — люди, приезжающие в город на длительное время. В гостиницах же останавливаются те, кому необходимо пробыть в Красноярске не более пяти дней. К примеру, по данным Елены Балюты, средняя продолжительность размещения постояльцев в гостинице «Красноярск» — двое с половиной суток. Наталья Салимова рассказала, что в гостинице «Сибирь» этот срок составляет три-пять дней. «Кроме того, — продолжает г-жа Балюта, — квартиры посуточно предпочитают и те клиенты, которые часто посещают Красноярск. Им удобнее снять квартиру на месяц, чем каждую неделю бронировать номер в гостинице».
Однако не все отельеры воспринимают «квартиры посуточно» как конкурента. Антонина Юдина: «Я не считаю, что мы с ними конкурируем. Люди идут туда поневоле, когда в гостиницах нет свободных мест. Если у клиента есть возможность выбора, он сделает его в пользу гостиницы». К конкурентным преимуществам гостиниц г-жа Юдина относит обеспечение комплексной безопасности клиента. Наталья Салимова уверена, что клиенты «квартир посуточно» не могут быть целевой аудиторией гостиниц: «Клиент гостиницы привык к комфорту. А гостиница в квартирах — это уровень самообслуживания. Они ориентированы на другого клиента».
Рынок насытят гостиничные комплексы и мини-отели
Наталья Никитченко прогнозирует насыщение рынка и ужесточение конкурентной среды при условии появления в городе по крайней мере двух крупных гостиничных комплексов. Елена Балюта же считает, что для насыщения местного рынка необходимо не менее трех крупных однотипных гостиниц.
Специалисты полагают, что наиболее перспективен для дальнейшего инвестирования на местном гостиничном рынке сегмент гостиничных комплексов средней ценовой категории с расширенным набором бизнес- и конференц-услуг. Сегодня спрос на гостиничные номера этой категории значительно превышает существующее предложение. Елена Балюта ожидает от рынка повышенный спрос на четырехзвездочные гостиницы-комплексы с современным уровнем комфорта и доступными ценами.
Наталья Никитченко выдвигает мнение, что сегодня дополнительные услуги, которые может предоставить гостиничный комплекс, могут обеспечить больший доход, чем просто проживание в гостинице. «Около 15% своего дохода «Яхонт» получает именно за счет дополнительных услуг, — приводит данные г-жа Никитченко. — Поэтому в гостиничном бизнесе в сегменте отелей делового назначения разумнее строить именно комплексы».
В сегменте же гостиниц для отдыха, говорят эксперты, перспектива за недорогими мини-отелями. Наталья Никитченко: «В Красноярске большой недостаток гостиниц, рассчитанных на студента или туриста, который приехал в город с тысячей рублей в кармане. И развивать надо именно это направление».
Елена Балюта прогнозирует появление на местном рынке множества мини-гостиниц с небольшим количеством номеров — около 20. Привлекательные перспективы этого сегмента г-жа Балюта связывает с тем, что небольшая гостиница — менее рискованный бизнес-проект. «Такие гостиницы очень мобильны. Они могут перестраиваться — сегодня это гостиница, завтра — бильярдный или массажный клуб».
По прогнозам директора гостини-
цы «Красноярск», универсальной
тенденцией для всех гостиничных сег-
ментов станет стремление к четкой
специализации, ориентации на свое-
го клиента: «В свое время в нашей гости-
нице были и апартаменты, и номера
средней ценовой категории. Но прак-
тика показала: сложно одновременно
удовлетворять потребности и VIP-клиентов, и клиентов со средним достатком.
В итоге мы специализировались на номерах бизнес- и эконом-класса. Думаю, гостиничный рынок пойдет по пути специализации», — резюмировала Елена Балюта.