Обзор: Кадровые агентства
эксперты Елена Дзагоева руководитель красноярского филиала компании Kelly Services Нина Корнеева директор консалтинговой группы «Докерт-Юкон» Светлана Кушнир генеральный директор КА «П
эксперты
Елена Дзагоева
руководитель красноярского филиала компании Kelly Services
Нина Корнеева
директор консалтинговой группы «Докерт-Юкон»
Светлана Кушнир
генеральный директор КА «Протеже»
Ольга Лазарева
генеральный директор КА «Агентство Кадровых Решений»
Ольга Орлова
директор Центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал»
Виктор Осинский
руководитель красноярского подразделения портала Росработа
Людмила Полежаева
генеральный директор Headhunter Красноярск
Полина Реберка
директор компании «Персонал-Сервис»
Маргарита Суходолова
генеральный директор консалтингового центра «Резон»
Валерия Шевелева
директор КА «Анкор в Красноярске»
Эксперты утверждают, что местный кадровый рынок — «самый плодовитый» во всей России. «Количество кадровых агентств на душу населения в Красноярске превышает показатели по всем остальным городам страны, включая Москву и Санкт-Петербург», — поделилась результатами мониторинга КА Красноярска руководитель красноярского филиала компании Kelly Services ЕЛЕНА ДЗАГОЕВА.
В базе данных Центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал» 140 красноярских кадровых агентств — год назад их было 98. Участники рынка шутят: в нашем городе кадровые агентства растут как грибы после дождя и мрут как мухи. По словам директора Центра кадрового менеджмента «Ориан-персонал» ОЛЬГИ ОРЛОВОЙ, из 40 организаций, вышедших в 2007 году на рынок, закрепились на нем не более 5-7, остальные просуществовали 3-4 месяца и ушли.
Эксперты утверждают, что на рынке «живых» агентств, то есть тех, кто ведет подбор персонала, а не заявлен лишь номинально, не более 70. Всех участников рынка игроки разделили на две группы: агентства по трудоустроству — чаще всего платные для соискателя, работающие без технологий, закрывающие позиции среднего и ниже среднего уровня персонала, и кадровые агентства, занимающиеся подбором персонала среднего и выше среднего звена, их услуги оплачивает работодатель. По оценке Ольги Орловой, кадровые агентства — самый многочисленный и неоднородный сегмент местного рынка.
«Генеральный директор консалтингового центра «Резон» МАРГАРИТА СУХОДОЛОВА добавила: «Клиентами КА являются работодатели, которые и оплачивают услуги. Агентства по трудоустройству, в первую очередь, ориентированы на работу с соискателями. Их задачей является поиск рабочих мест для людей, которые к ним обращаются. Зачастую такие агентства не утруждают себя проведением качественного отбора кандидатов на ту или иную вакансию, работают не очень профессионально, чем компрометируют работу всех КА».
По оценкам генерального директора КА «Протеже» СВЕТЛАНЫ КУШНИР, оборот местного рынка КА за прошедший год составил около $2-2,5 млн. Многочисленные агентства по трудоустройству освоили не более 10-15% этой суммы. На долю кадровых агентств-середнячков приходится еще около 25%. Примерно 60% емкости местного рынка КА аккумулировала группа лидеров. Как утверждает директор компании «Персонал-Сервис» ПОЛИНА РЕБЕРКА, на рынке активны около 10-12 игроков. Директор компании «Докерт-Юкон» НИНА КОРНЕЕВА: «Крупных игроков около десятка — из них я могу выделить «Персонал-Сервис», «Ориан-Персонал», «Анкор», «КАД рекрутинг», «Докерт-Юкон», «Агентство Кадровых Решений». Именно они контролируют большую часть рынка». Среди крупных предприятий эксперты также отметили «Резон», «Персонал-центр», «Протеже», «Персона Профф».
К лидирующей группе, по мнению большинства аналитиков, очень скоро присоединится вышедшее на местный рынок несколько месяцев назад первое западное КА — Kelly Services. Озвученные «ДК» Еленой Дзагоевой планы компании заставляют поверить в серьезность намерений новичка: «Ранее Kelly Services работало по позициям в Красноярске и крае дистанционно, все эти вакансии на данный момент переданы Красноярскому отделению. Мы уже начали работать с крупными иностранными и российскими компаниями, с которыми заключены федеральные контракты. Также очень перспективными в плане сотрудничества нам представляются крупные региональные компании, с которыми мы будем активно развивать бизнес».
Участники рынка также отметили, что крупные КА активно осваивают смежные сферы деятельности (консалтинг, обучение). В некоторых таких фирмах, например, «КАД рекрутинге», «Резоне», доля в обороте от смежных направлений достигает 50-60%.
Доходность крупных агентств растет, несмотря на демпинг новичков
Специалисты отмечают, что в обществе по-прежнему бытует миф о легкости и доступности кадрового бизнеса, который влечет на рынок все новых и новых игроков. Генеральный директор КА «Агентство Кадровых Решений» ОЛЬГА ЛАЗАРЕВА: «Войти в бизнес можно по-разному. Если западные компании измеряют сумму «входа» миллионами рублей, то у нас по-прежнему можно начать бизнес, имея стул, стол и компьютер».
Однако для того, чтобы работать на кадровом рынке, организации необходимо иметь базу постоянных клиентов — не менее 70% от общего числа заказчиков, считает генеральный директор Headhunter Красноярск ЛЮДМИЛА ПОЛЕЖАЕВА .
Участники рынка рассказывают, что новички пытаются отвоевывать клиентов чаще всего с помощью демпинга. «Молодые компании не просто демпингуют, они портят рынок. Например, у них подбор стоит от 15 до 20 тыс. рублей. Себестоимость закрытия одной позиции у нас в компании — 22,7 тыс. руб., и это только себестоимость», — говорит Нина Корнеева.
Представители крупных компаний отмечают такую тенденцию — потребитель, «наевшийся» дешевыми и чаще всего некачественными услугами, перестал уделять решающее значение ценам и все чаще выбирает качество. Ольга Орлова рассказала, что средняя стоимость позиции выросла в ее компании за этот год примерно в полтора раза: «Если в прошлом году у нас средняя стоимость одной заявки составляла 32 тыс. рублей, то в этом году — около 50 тысяч. Если раньше мы, скрипя зубами, могли урезать свою комиссию до 10% от годового дохода, то сейчас ниже планки в 15% не опускаемся».
Средний гонорар кадрового агентства в Красноярске, по данным директора КА «Анкор в Красноярске» ВАЛЕРИИ ШЕВЕЛЕВОЙ, составляет 14-17% от годового фонда оплаты труда специалиста. «Процент этот может увеличиваться в зависимости от сложности заказа», — уточнила г-жа Шевелева.
Людмила Полежаева говорит о такой динамике: «Если раньше вознаграждение составляло 12-20%, то сейчас «вилка» уже — 17-25%. Крупные агентства берут больше, но и качество услуги они имеют возможность предоставить выше. А именно, выполнить заказ более оперативно: не за 2-3 месяца, как это сложилось на рынке, а за месяц, к примеру. Кроме того, свести до минимума количество замен, то есть смогут сразу подобрать нужного специалиста».
Эксперты также отметили, что на рынке растет число федеральных и транснациональных заказчиков. Их доля в разных агентствах колеблется от 10 до 90%.
Эксперты резюмируют, что, несмотря на демпинг со стороны мелких компаний, доходность крупных игроков местного кадрового рынка растет, рентабельность бизнеса составила в этом году 15-25%. Рост рынка КА в целом за минувший год аналитики оценили в 25-30%.
На рынке труда растет спрос на ритейлеров, финансистов и узких специалистов
Местные кадровики отмечают рост спроса на специалистов сегмента розничной торговли. Полина Реберка: «Несколько лет назад крупные КА в большинстве своем не работали с розничными структурами — бизнес этот был, мягко говоря, нецивилизован. Но сейчас розничный ритейл за счет федеральных игроков выходит на другой уровень, и его доля в числе заказов КА увеличивается».
«Федеральные сети магазинов, такие как «Перекресток», «МЕТРО», «Ашан», «Магнат», завершили захват городов-миллионников западной части страны и сейчас активно заходят или собираются заходить в Красноярск. Всем им одновременно нужны как специалисты по закупкам, руководители по логистике, так и линейный персонал. Потребность в нем будет высока до тех пор, пока они не поделят этих специалистов», — говорит Светлана Кушнир. По данным Маргариты Суходоловой, в «Резоне» на долю оптово-розничной торговли сейчас приходится не менее 60% обращений.
Также на рынке растет спрос на IT-специалистов, финансистов, узких специалистов.
Людмила Полежаева: «Наблюдается тенденция к увеличению потребности в узких специалистах, например, для сырьевых отраслей». Наличие такой тенденции подтверждает и Валерия Шевелева: «Российские и западные компании все чаще испытывают потребность в хорошо подготовленных инженерных кадрах и так называемых «синих воротничках» — квалифицированных специалистах. Индустриальный сектор активно развивается, и снова требуются инженеры, мастера, механики и другие квалифицированные рабочие. Спрос на них небывало велик».
При этом г-жа Полежаева отметила, что в последнее время «просел» сегмент, включающий в себя экономистов, юристов — бума на этих специалистов, по ее словам, уже нет.
По данным красноярской странички портала Росработа, соотношение посетителей этого информационного интернет-ресурса в Красноярске — 70% на 30% в пользу соискателей. При большом количестве людей, ищущих работу, специалисты говорят о кадровом голоде в Красноярске. Ольга Орлова: «У нас переизбыток специалистов невостребованных специальностей и дефицит востребованных, например, управленцев».
Кадровые ноу-хау плохо приживаются в Красноярске
С кадровым голодом компании справляются по-разному. Есть на местном рынке редкие примеры, когда на незакрытые позиции приглашают специалистов из других городов. Еще одно решение проблемы нехватки специалистов — хэдхантинг (охота за головами, переманивание специалистов из конкурирующих компаний). В «Агентстве Кадровых Решений» рассказали, что в 2006 году у компании был один заказ «на голову», в этом году — уже четыре. Однако большинство экспертов констатируют, что спрос на новые услуги пока невысок. Маргарита Суходолова: «Дело в том, что работодатель далеко не всегда может предложить специалисту, которого он хочет переманить, условия более выгодные, чем есть у этого человека на текущем месте работы. Компаний, которые могут предложить очень привлекательные условия, в Красноярске не так много. Туда и так с удовольствием придут квалифицированные специалисты, и компаниям нет смысла прибегать к переманиванию».
Кроме того, стоимость хэдхантинга очень высока. «Если поиск редких специалистов — бурильщиков или маркшейдеров, например, — стоит от 25 до 30% от среднегодового заработка работника, то стоимость услуг хедхантера в зависимости от сложности заказа — от 50 до 100%», — рассказала Нина Корнеева.
Людмила Полежаева: «У нас в городе, на мой взгляд, хэдхантеров нет. Есть элементы хэдхантинга, которые практикуются в наших крупнейших агентствах. Причем практикуются они не всеми рекрутерами, а только теми, кто достиг определенного уровня мастерства в своей профессии».
Аналитики также отметили, что в Красноярске пока очень медленно приживаются и такие новые услуги кадровиков, как аутстаффинг, лизинг персонала.
Ольга Орлова: «В европейской части России они более развиты, у нашего партнера — агентства «Метрополис» — в Москве уже выделено отдельное подразделение, которое занимается только этими услугами. У нас же пока обращения по ним единичны. Причина — у местных компаний технологичности в плане персонала пока маловато. Но мы верим, что эти услуги будут востребованы, например, «Ориан» начал продвигать услугу по предоставлению временного персонала».
«За последний год прирост по аутстаффингу незначительный — всего два клиента к пяти предыдущим. Пока интерес к услуге проявляют только транснациональные компании», — рассказала Полина Реберка.
Рынок дисциплинируется
Эксперты считают, что серьезную роль в развитии рынка КА будет играть интернет. ВИКТОР ОСИНСКИЙ, руководитель красноярского подразделения портала Росработа: «Все большее число компаний обращаются в интернет для подбора специалистов, рост числа наших клиентов составил 50% за первые 9 месяцев этого года. Ожидаем развития рынка интернет-рекрутмента в 2008 году».
Кадровики прогнозируют, что небольшой кусок от их рыночного «пирога» откусят отделы персонала компаний, которые, как правило, ведут подбор линейного персонала самостоятельно — за счет собственной информационной базы. Виктор Осинский: «Многие компании сейчас увеличивают штат отдела по подбору персонала и своими силами закрывают вакансии, причем рекрутеров компании переманивают из кадровых агентств».
«Развиваться будут лишь те организации, которые смогут предоставить клиенту максимально возможное количество различных обзоров и мониторингов рынка, обучающих программ, мотиваций, структур — всего того, что способно помочь предприятию более экономично работать со своим персоналом», — прогнозирует г-жа Кушнир. «Рекрутеры станут предлагать своим клиентам более широкий перечень услуг в области кадрового консалтинга», — считает г-жа Шевелева.
Елена Дзагоева уверена, что появление Kelly Services уже в ближайшее время скажется на местном рынке: «Как показывает практика, приход крупных международных агентств определенным образом дисциплинирует рынок — повышается качество и скорость предоставляемых услуг, улучшается клиентский сервис». Г-жа Дзагоева не исключает, что в ближайшие несколько лет вслед за Kelly Services на красноярскую землю придут и другие крупные западные игроки.