Обзор: Клининговые компании
эксперты Маргарита Авдеева генеральный директор компании «Ронова Клининг» (Москва) Наталья Гаврилюк генеральный директор компании «Альбус» Николай Галкин советник Ассоциации российских убороч
эксперты
Маргарита Авдеева
генеральный директор компании «Ронова Клининг» (Москва)
Наталья Гаврилюк
генеральный директор компании «Альбус»
Николай Галкин
советник Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК)
Алексей Горельский
директор компании «Тригон»
Марина Мельникова
генеральный директор компании «Примекс-Красноярск»
Павел Михайлов
коммерческий директор ТРК «Планета»
Сергей Юшков
директор компании «Таймер»
Участники местного клинингового рынка говорят, что его заполонили мелкие игроки. Генеральный директор компании «Примекс-Красноярск» МАРИНА МЕЛЬНИКОВА рассказала, что только из ее фирмы за прошедший год ушло двое сотрудников, которые впоследствии организовали собственные клининговые предприятия. «Пройдя стажировку в Москве и немного поработав, эти люди решили, что познали все тонкости клинингового бизнеса и отправились в самостоятельное плавание», — посетовала г-жа Мельникова. Таким способом, по мнению эксперта, на рынке появляется большая часть компаний. «В штате у них 2-3 человека, в активе — почти полное отсутствие даже ручного инвентаря и профессиональных очистительных средств. Таких умельцев поддерживать чистоту, скорее, можно назвать «помывочными», а не клининговыми компаниями», — сказала Марина Мельникова.
По оценке генерального директора компании «Ронова клининг» МАРГАРИТЫ АВДЕЕВОЙ, емкость российского рынка клининговых услуг около 24 млрд руб. Столичный эксперт считает, что за последний год рынок вырос в среднем на 30-40%.
Красноярские клинеры говорят, что емкость местного рынка составляет около 1% от клинингового рынка страны. «Думаю, емкость местного рынка составляет около 240-250 миллионов рублей в год», — заявил директор компании «Таймер» СЕРГЕЙ ЮШКОВ.
Рентабельность «чистого» бизнеса зависит от вида услуг. Марина Мельникова: «На ежедневной уборке мы зарабатываем не более 10%». Маргарита Авдеева говорит, что пиковую доходность клинеры достигают на спецработах: «Такие услуги, как шлифовка гранита, кристаллизация мрамора, самые высокодоходные».
Однако, отмечают аналитики, в общемировой практике этот бизнес гораздо более прибылен. «На Западе рентабельность клининговых компаний по спецработам считается одной из самых высоких, там она доходит до 50%», — говорит Марина Мельникова. Маргарита Авдеева рассказала о рентабельности «чистого» бизнеса в Москве — в зависимости от вида услуги и объема выполнения работ рентабельность столичных компаний может дойти до 20% .
Специалисты связывают невысокие показатели доходности местных клинеров с тем, что красноярский рынок клининговых услуг достаточно молод и пока развивается стихийно. «Клиент только начинает приучаться платить за наши услуги суммы, адекватные нашим затратам», — говорит Марина Мельникова.
Кроме того, попасть на рынок клининговых услуг, утверждают эксперты, несложно. Минимальный входной порог в «чистый» бизнес — около 80-100 тыс. руб. Сергей Юшков: «Пара пылесосов и швабр, вафельные полотенца, «Пемолюкс» — и компания из двух человек готова выйти на работу. Качество услуг таких компаний я оставлю без комментариев». Однако если у новичка серьезные намерения, то такой суммы ему не хватит. Основные первоначальные вложения в оборудование, химические средства и обучение персонала, по словам эксперта, должны быть не менее 300-400 тыс. руб. Генеральный директор компании «Альбус» НАТАЛЬЯ ГАВРИЛЮК считает, что для полноценного заявления о себе на рынке стартовый капитал должен быть не менее 1 млн руб.
С возможностью войти на рынок «по минимуму» эксперты связывают появление большого количества новых мелких игроков на рынке. По оценкам экспертов, за год число клининговых фирм на рынке увеличилось примерно в полтора раза. «Если в том году компаний было около сорока, то сегодня их около шестидесяти», — говорит Сергей Юшков.
Кроме того, на рынок выходят федеральные клинеры. «В этом году наша компания пересеклась на тендерах с двумя новыми игроками — федеральными компаниями «ОМС» и «Альфа-Сервис». Они пришли в Красноярск вслед за своими московскими клиентами», — рассказала Марина Мельникова. Однако тон в индустрии чистоты в Красноярске задают местные игроки. Участники рынка говорят, это тройка стабильных местных компаний: «Ротекс», «Тригон», «Таймер». По словам экспертов, в минувшем году к группе лидеров примкнул федеральный игрок — компания «Примекс-Красноярск». Общую долю лидеров участники рынка оценили примерно в 70%.
Марина Мельникова отмечает, что держать позиции на рынке клининга лидерам помогает статус официальных представителей производителей уборочной техники и инвентаря. «Это два смежных, но разных направления. Учитывая сегодняшнюю рентабельность «чистого» бизнеса, его сезонность, крупным компаниям торговля и дилерские скидки помогают стабильно работать на рынке», — говорит г-жа Мельникова. Например, компании «Тригон» и «Таймер» — официальные представители концерна Karcher, «Примекс-Красноярск» продвигает в Красноярске оборудование Cleanfix и инвентарь Unger и VDM. Эксперты отметили, что продажи оборудования — более доходное направление.
Эксперты говорят, что клининговые компании постоянно расширяют перечень услуг. К традиционным — чистке ковров, мебели, твердых покрытий, мытью окон, жалюзи — присоединяются вывоз мусора, уборка снега с прилегающих территорий и крыш. Причем, отмечают участники рынка, клинеры оказывают и непрофильные услуги. Алексей Горельский, директор компании «Тригон»: «Некоторые заказчики просят нас предоставить сантехников, электриков. На этот случай в компании есть и такие специалисты».
Клининговые услуги оказываются в комплексе — на рынке нет узко специализированных компаний. «Мы сознательно не выбираем специализацию. Это своеобразная подстройка под клиента — он хочет все, сразу и в «одном окне», — говорит Марина Мельникова. Это подтверждает и потребитель. ПАВЕЛ МИХАЙЛОВ, коммерческий директор торгово-развлекательного комплекса «Планета»: «Нам как заказчику удобнее работать с одной клининговой фирмой. Такое сотрудничество означает, что нам предлагают один стандарт чистоты. Поскольку у местных компаний нет опыта обслуживания таких больших площадей, под свой проект мы привели в Красноярск московскую фирму «Альфа-Сервис». Клинер, с которым мы работаем, обслуживает полностью зоны общего пользования и технические помещения. Уборка же арендуемых площадей — обязанность заказчика. Конечно, мы рекомендуем им выбор нашей «службы чистоты», но это не директивно».
По словам участников рынка, оказывать комплекс услуг клинеров «заставляет» и сезонность «чистого» бизнеса. Алексей Горельский: «Вся наша работа состоит из всплесков и спадов спроса. Традиционен к праздникам бум на наши услуги. Например, к Новому году, к Пасхе мы загружены полностью. А, скажем, после Нового года мы фактически свободны. В этот период всю компанию «поддерживает» направление ежедневной уборки».
Эксперты говорят, что с каждым месяцем число клиентов клининговых компаний растет. Причем как из частного, так и из корпоративного секторов.
«Отдавая клининг на аутсорсинг, компания снимает с себя множество головных болей. Такие статьи расходов, как заработная плата уборщикам помещений и их подбор, закупка чистящих средств, оборудования, инвентаря, в этом случае упраздняются в одну», — приводит довод Марина Мельникова. Алексей Горельский говорит, что отдают клининг на аутсорсинг банки, автодилеры, крупные розничные сети и проч. Эксперты отмечают, что число корпоративных заказчиков за год выросло примерно в два раза. Очень многие объекты коммерческой недвижимости сдаются сегодня в эксплуатацию, и в них клининг сразу же отдается на аутсорсинг.
«Количество же обслуживаемых площадей коммерческой недвижимости возросло в несколько раз», — считает Марина Мельникова. Наталья Гаврилюк говорит, что структура заказов в крупных клининговых компаниях примерно одинаковая. «Сегодня основные клиенты крупных и средних клининговых компаний — юридические лица. Заказы частных лиц у них составляют небольшую долю, к примеру, у нас доля заказов от частных лиц не более 25%», — уточнила Наталья Гаврилюк.
«Исключительно на частных клиентов зачастую ориентируются небольшие клининговые компании», — считает Алексей Горельский. Эксперты отмечают, что спрос на услуги в этом секторе растет, однако большая часть заказов по-прежнему имеет разовый характер. В частном секторе наиболее популярны чистка мягкой мебели, ковров.
Эксперты рассказали, что за прошедший год на рынке получила распространение система тендеров. Марина Мельникова: «Раньше все было хаотично. Сейчас клиент стал разумнее. По аналогии с получением госзаказов он проводит тендер, по итогам которого выбирает ту компанию, которая предложит более выгодные условия».
Решающим фактором в борьбе за новый объект стала цена. Тендеры, как признались эксперты, обострили и без того актуальную для этого рынка проблему демпинга.
«Засилье новичков на рынке, которые составляют свой «послужной» список любой ценой, поражает. Иногда такие компании готовы «упасть в цене» на 50%», — сказала г-жа Мельникова. Алексей Горельский: «Все это происходит еще и потому, что новые игроки толком не ориентируются ни в стоимости материалов, ни в трудозатратах, поэтому выставляют такие низкие цены».
Советник Ассоциации российских уборочных компаний (АРУК) НИКОЛАЙ ГАЛКИН говорит, что проблема демпинга актуальна на общероссийском уровне. Г-н Галкин: «По пути резкого снижения цен на свои услуги идут многие новички. Это априори снижает качество услуг и дискредитирует саму идею профессионального клининга».
Эксперты отмечают, что необоснованно низкие цены и колеблющееся качество оказания клининговых услуг спровоцировали множество переделок на рынке. Например, Алексей Горельский рассказал, что его предприятие занималось переделками за горе-клинерами на двух объектах в недавно открывшемся ТРК «Планета». «Заказчик, поначалу решивший сэкономить, столкнулся с тем, что из-за некачественной работы некоторые поверхности в недавно сданных магазинах были попросту испорчены», — добавилт г-н Горельский. Сергей Юшков говорит, что каждая из крупных компаний за прошедший год получила по 2-3 заказа на так называемые переделки.
Марина Мельникова: «За некоторыми объектами я с интересом наблюдаю. Смотрю, насколько хватит терпения заказчика. Ведь о качестве выполняемых работ просто говорить не приходится».
Однако прогнозы экспертов оптимистичны — через несколько лет рынок цивилизуется, и на смену ценовой конкуренции придет конкуренция по качеству, технологиям. Уже сегодня обжегшиеся на низком качестве клиенты предпочитают больше не экономить на чистоте.
По словам некоторых игроков, «цивилизация» придет на рынок с новыми федеральными клининговыми компаниями. Как говорят некоторые эксперты, игроки российской клининговой «большой пятерки» присматриваются к местному рынку. По информации компании «Примекс-Красноярск», крупная самарская клининговая компания изучает красноярский рынок.
Однако, как считает Алексей Горельский, клиентов на местном рынке хватит всем. «Эту тенденцию можно сравнить с развитием рынка общепита: еще несколько лет назад большинство красноярцев питалось дома, а сегодня поесть в бистро, кафе и ресторанах — это обычное дело. Так будет и с клинингом», — говорит Алексей Горельский.
Эксперты считают, что уже в ближайшее время активным заказчиком клининговых услуг станут государственные структуры. Причем прогнозируют, что спрос будет значительным и будет расти ежегодно в разы. Марина Мельникова: «Такие учреждения, как, например, больницы, требуют особого ухода. Уборка с хлором, которая там применяется, — это вчерашний день. Как только у таких организаций появятся средства, они будут работать с клининговыми компаниями».
В компании «Таймер» планируют развивать направление по чистке фонтанов. Сергей Юшков: «На сегодня мы уже провели несколько показательных уборок фонтанов. В Красноярске их множество, а ухаживать за фонтанами некому». Г-н Юшков полагает, что в ближайшее время будут проведены тендеры на передачу их уборки клининговым компаниям. «Это, на наш взгляд, очень перспективное направление работы, ведь чистка камня — одна из самых трудоемких, технологичных и дорогостоящих услуг», — сказал Сергей Юшков.
Николай Галкин говорит, что в ближайшие год-два клинеры начнут уделять более пристальное внимание профессиональной подготовке своих специалистов. «Работа клининговых компаний очень плотно связана с появлением новых технологий. Поэтому в скором времени компании начнут вкладываться в обучение сотрудников», — добавил Алексей Горельский.