Обзор: Компьютерный ритейл
эксперты Максим Багаев руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» Роман Дроздов коммерческий директор компании «Старком» Сергей Король директор компании «Тонер»
эксперты
Максим Багаев
руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск»
Роман Дроздов
коммерческий директор компании «Старком»
Сергей Король
директор компании «Тонер»
Андрей Малюгин
руководитель проекта www.krascomp.ru
Надежда Сенюк
директор по связям с общественностью компании «Техносила»
Роман Сычев
директор по франчайзингу сети «ПОЗИТРОНИКА»
Алексей Якимчик
директор цифрового торгового центра «Ноутбум»
Директор компании «Тонер» СЕРГЕЙ КОРОЛЬ рассказал: «Если раньше срок службы компьютера заканчивался по причине — «сломался», то теперь — «уже устарел». Иначе говоря, сейчас компьютер меняют, когда он перестает «тянуть» игры и программы, а не когда у него «полетел» процессор». Именно эта тенденция, по словам экспертов, позволяет рынку сохранять высокие темпы роста.
Продажи компьютеров за год выросли на 15%
Аналитики подсчитали, что на сегодня в Красноярске работают не менее 100 специализированных компьютерных фирм. При этом всего 10-15 по-настоящему сильных, заметных игроков. «Более половины красноярских компьютерных ритейлеров — фирмы, имеющие площадь 15 квадратных метров, а весь их склад умещается «под столом», — так охарактеризовал рыночное большинство руководитель проекта www.krascomp.ru АНДРЕЙ МАЛЮГИН.
Самая крупная красноярская компания по числу магазинов — «Старком». В ее филиальной сети 22 салона. Среди новичков рынка, стремительно набирающих обороты, эксперты выделили томский «Ноутбум», который зашел в Красноярск полгода назад.
Проявлением той же тенденции стал рост числа специализированных «ноутбучных» магазинов. Еще недавно это направление в Красноярске представляли только «Борлас-СБ» и «Красноут», однако в прошлом году рынок пополнился новыми игроками — открылись «Ноутбутик» и «Ноутбум».
При том что компьютерная техника в целом становится дешевле и доступнее, потребительские предпочтения начали смещаться в более высокий ценовой сегмент. Игроки связывают это с быстрым развитием ИТ-технологий, постоянным появлением на рынке новых игр и ПО, требующих от компьютера максимальных ресурсов. «Во многих случаях машины необходимы более мощные, с дополнительными устройствами, а значит, и более дорогие», — говорит Андрей Малюгин.
По утверждению экспертов, в последнее время на рынке значительно усилилась конкуренция, однако, как отмечает руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» Максим Багаев, в разных секторах она носит различный характер. «В корпоративном сегменте идет в основном ценовая конкуренция, на тендерах бьются за каждую копейку, пытаются переманить уже существующих клиентов. Корпоратив сегодня, наверное, самый тяжелый в плане конкуренции сегмент. В рознице конкуренция цен менее актуальна, здесь идет война рекламных возможностей, битва за лучшее оформление магазина и за самый интересный ассортимент», — рассказывает г-н Багаев.
В ситуации, когда цены на рынке у всех практически сравнялись, фирмам приходится биться за лояльность покупателя. По словам аналитиков, компании начали увеличивать маркетинговые бюджеты, проводить массированные рекламные атаки на потребителя.
Алексей Якимчик: «Переход конкуренции на уровень маркетинга очевиден: стоит нам провести какую-либо акцию, на нее незамедлительно реагируют конкуренты — устраивают ответные кампании».
Однако, как утверждают эксперты, маркетинговые войны не всегда носят цивилизованный характер. Сергей Король: «Конкуренция сегодня очень жесткая во всех ее проявлениях, вплоть до антирекламы и копирования фирменного стиля».
Техноторговые сети выдавливают с рынка мелких компьютерных ритейлеров
По оценке Максима Багаева, совокупная доля сетей в объеме местного рынка на сегодня составляет 25%, и по сравнению с прошлым годом она не изменилась. Однако Роман Дроздов считает, что сетям удалось увеличить долю, и сейчас она составляет около 30-35% рынка. «Сети набирают обороты в основном в сегменте готовых, «коробочных» продуктов — системных блоков, ноутбуков, мониторов, принтеров и т.д.», — пояснил Максим Багаев.
Помимо этого, ритейлеры считают, что по качеству продаж и сервисного обслуживания компьютерной техники сети также уступают специализированным компаниям. Однако директор по связям с общественностью компании «Техносила» НАДЕЖДА СЕНЮК опровергает это мнение: «Мы имеем договоры с сервисными центрами производителей компьютеров, у нас налажен четкий процесс гарантийного и постгарантийного обслуживания. Мнение о том, что сети долго и не всегда качественно выполняют гарантийные обязательства, сильно преувеличено».
Кроме конкуренции с техноторговыми сетями компьютерные ритейлеры незначительно пересеклись на рынке с сотовыми ритейлерами. Это связано с развитием сегмента карманных персональных компьютеров (КПК). Роман Дроздов так комментирует ситуацию: «В силу своей специфики эта техника (телефон, совмещенный с компьютером) продается и у нас, и в салонах связи. Однако доля этого сегмента очень незначительна, и я не думаю, что нам придется «воевать» из-за него с «сотовиками». Например, мы сейчас привозим КПК, что называется, для ассортимента, и «погоды» в общем товарообороте они не делают. С другой стороны, я, например, не видел, чтобы в салонах связи продавались действительно «продвинутые» коммуникаторы, которые можно встретить в компьютерных магазинах. Возможно, приоритеты в продажах так и распределятся: «сотовики» станут продавать технику попроще и подешевле, а мы — более сложную и дорогую».
Эксперты прогнозируют, что начавшееся противостояние специализированных ритейлеров и сетей бытовой электроники в борьбе за местный компьютерный рынок в ближайшие годы усилится. Надежда Сенюк уверена, что закончится оно полным вытеснением с рынка специализированных компаний: «Это уже происходит в других городах-миллионниках: специализированные магазины отходят на второй план либо ищут новые ниши. Многие просто закрываются и продаются, потому что противостоять сетям с их огромным, постоянно обновляемым ассортиментом и маркетинговыми бюджетами у них нет возможности».
Кроме того, аналитики не исключают прихода на местный рынок и специализированных федеральных ритейлеров. По информации Романа Дроздова, в Красноярск уже сейчас планирует войти крупный инорегиональный компьютерный дискаунтер, который уже начал «прощупывать» местный рынок. «Сейчас мы анализируем возможное развитие ситуации, вырабатываем стратегию контрмер и пытаемся подсчитать, сколько нам будет стоить предстоящая «война», — рассказал г-н Дроздов. Название компании, намеревающейся зайти в Красноярск, Роман Дроздов озвучить отказался.
Кроме того, многие игроки заявляют о планах развития филиальной сети, в том числе за пределами Красноярска. Роман Дроздов: «К концу года мы планируем открыть пять-шесть магазинов и довести их общее количество до 27-28». Подобные планы есть и у партнера «Старкома» — федеральной сети «ПОЗИТРОНИКА». «При входе в регион мы планировали открыть минимум два магазина в Красноярске и быть представленными в каждом городе края. Сейчас в крае работают уже семь наших магазинов, в ближайшее полугодие намерены открыть еще один», — рассказывает Роман Сычев. По словам Алексея Якимчика, «Ноутбум» также намечает развитие сети. «В Красноярске мы откроем как минимум еще один цифровой торговый центр», — заявил г-н Якимчик.