Обзор: Поставщики торгового оборудования - 30.04.2007
эксперты Олег Наугольных директор компании «Торговое оборудование»Константин Рябков коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования (СЗТМ)Андрей Смекалов директор компании «Ремик
По оценке экспертов, в 2006 году местный рынок торгового оборудования вырос в среднем на 20-25%. Основной прирост шел за счет оснащения продовольственного ритейла и заведений общественного питания. Перспективным направлением в ближайшем будущем участники этого рынка называют оборудование складских логистических терминалов.
эксперты
Олег Наугольных
директор компании «Торговое оборудование»
Константин Рябков
коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования (СЗТМ)
Андрей Смекалов
директор компании «Ремикс-МС»
Виктор Барладин
генеральный директор компании «Торговый дизайн»
Юрий Шлипов
директор компании «Пионер» Рынком владеет «большая пятерка»
За последний год на красноярском рынке торгового оборудования не появилось ни одного нового оператора. Специалисты связывают этот факт с ужесточением конкуренции и падением доходности бизнеса. ОЛЕГ НАУГОЛЬНЫХ, директор компании «Торговое оборудование»: «Ежемесячная чистая прибыль сегодня составляет порядка 6-7%, а в иные месяцы не превышает и 4%».
Г-н Наугольных называет расклад сил на местном рынке торгового оборудования в последние годы стабильным. «Здесь присутствуют около 10 крупных игроков, еще порядка 20 компаний работают на «периферии» рынка. Ситуацию определяют несколько лидеров: «Торговый дизайн», «ЗТО», «СЗТО», «Торговое оборудование» и «МТО», — заявил Олег Наугольных. ЮРИЙ ШЛИПОВ, директор компании «Пионер», говорит, что именно они задают тон конкуренции: «Разница в ценовом предложении компаний составляет не более 5-7%, поэтому речь о соперничестве в этой сфере сегодня не идет. Привлечь клиента можно либо оперативными сроками поставки, либо более высоким качеством услуг, либо положительным опытом прежнего сотрудничества». На взгляд г-на Шлипова, в таких условиях уровень доходности компании определяется ее умением сократить расходы на внутреннюю логистику, возможностью получения скидок на оборудование от производителя и т.д. Генеральный директор компании «Торговый дизайн» ВИКТОР БАРЛАДИН считает, что на рыночную ситуацию влияют не только лидеры, но и мелкие и случайные игроки на этом рынке. «Нередко они просто не могут продать оборудование и поэтому пытаются избавиться от него, сбывая ниже себестоимости. Либо предлагают дешевое, устаревшее оборудование», — пояснил г-н Барладин.
Олег Наугольных: «Рынок действительно перенасыщен, склады многих компаний буквально забиты оборудованием, которое зачастую приходится продавать по оптово-закупочной цене».
С ужесточением конкуренции увеличивается минимальный порог вхождения на рынок. Сегодня, по оценке Олега Наугольных, он составляет 5-10 млн руб. «Есть один нюанс — с этими деньгами можно лишь начать бизнес, не влезая изначально в долги, — приобрести оборудование и арендовать небольшой выставочный зал», — прокомментировал г-н Наугольных.
Поставщики пытаются выжить за счет производства
Компенсировать падение доходности от поставок оборудования компании пытаются за счет организации собственного производства. Сегодня практически все красноярские поставщики торгового оборудования имеют свои производственные линии. Юрий Шлипов считает, что изготовление оборудования требует наибольших вложений, однако оно намного рентабельнее. При этом он добавляет, что одновременно заниматься производством, поставкой и монтажом невозможно. «При достижении больших производственных объемов сбыт необходимо отдавать на аутсорсинг или организовывать сеть дистрибуции», — сказал г-н Шлипов.
Коммерческий директор «СЗТО» КОНСТАНТИН РЯБКОВ уверен, что производственная деятельность связана с большим финансовым риском, чем продажи. Однако в целях поддержания конкурентоспособности иметь собственное производство для компании — жизненная необходимость. «Современный потребитель ценит комплексный подход, когда в одном месте он может приобрести весь спектр необходимого оборудования. Не имея своего производства, удовлетворить его потребности практически невозможно», — заявил г-н Рябков.
АНДРЕЙ СМЕКАЛОВ, директор компании «Ремикс-МС», скептически оценивает мнение своих коллег, считая, что попытка «усидеть на двух стульях» не принесет желаемого эффекта. «Если продажи требуют больших вложений в ассортимент, товарный запас и аренду складов, то производство затратно в части приобретения оборудования и материалов. Кроме того, это два разных бизнеса, и одинаково успешно управлять ими в одно и то же время сложно», — говорит г-н Смекалов. По его прогнозам, в конце концов, компания все равно придет к той или иной специализации.
Рынок наводнен некачественным товаром
Игроки отметили, что сейчас отчетливо заметен рост спроса на качественное ТО и заказчик уже далеко не во всех случаях руководствуется ценой оборудования.
Константин Рябков уверен, что сдерживающим фактором для дальнейшего качественного развития рынка является обилие мелких фирм, большинство из которых занимается исключительно «выживанием». «Подобные компании заполняют рынок некачественными изделиями, используют дешевые материалы и технологии. Тем самым они не только не развиваются сами, но и мешают развиваться тем, кто стремится к улучшению качества предложения», — заявил г-н Рябков. По его мнению, будущее за компаниями, работающими на опережение, использующими современные материалы и технологии.
С этим согласен и Олег Наугольных: «Сегодня можно купить станок за 500 тыс. рублей, и он вполне будет соответствовать текущим запросам потребителя. Однако целесообразнее приобрести станок за миллион рублей, потому что через год потребитель выставит такие требования, удовлетворить которые сможет только самое высокое качество».
Объемы растут за счет переоборудования
По словам экспертов, рынок ТО в последнее время растет за счет именно качественных изменений своего основного потребителя — продовольственного ритейла. Андрей Смекалов отмечает, что «сегодня идет новая волна спроса на торговое оборудование» — компании переоснащаются и обновляют его. «Рынок стал цивилизованнее. Люди понимают: от того, как выглядит их магазин или торговый павильон, в значительной степени зависит объем продаж товара», — сказал г-н Смекалов. Он утверждает, что объемы производства «Ремикс-МС» за последний год увеличились на 50%.
В переоснащении нуждается около 80% красноярских торговых точек — таково мнение Юрия Шлипова. «Оборудование, которым они располагают сегодня, устарело морально и износилось физически. Соответствуют требованиям только магазины, запущенные в последние два года», — подчеркивает г-н Шлипов.
На развитие рынка ТО сейчас оказывает сильное влияние, по словам экспертов, формирование рынка коммерческой недвижимости, а также строительного. В связи с этим все большую актуальность приобретает оснащение магазинов системами выносного холода (см. словарь). По словам Виктора Барладина, раньше эту тенденцию сдерживала трудность приобретения недвижимости в собственность, а вкладывать средства в оснащение арендуемого помещения не было смысла. «Сейчас распродается не только коммерческая, но и муниципальная собственность, поэтому даже небольшие магазины, которые раньше вообще не рассматривались в качестве потребителей центрального холодоснабжения, переходят на этот вид оборудования», — сказал Виктор Барладин.
В сегменте non-food также происходят качественные изменения. В крупных торговых комплексах активно идет переоснащение. Виктор Барладин: «Взять тот же «Квант»: за короткий срок из «восточного базара» он превратился в цивилизованный торговый центр с едиными стандартами оснащения». Владельцы новых комплексов, по словам Виктора Барладина, изначально предъявляют своим арендаторам высокие требования в плане оснащения и даже требуют предварительного согласования в вопросе, какое именно оборудование они намерены поставить.
Сегмент общепита открывает новые перспективы
Продолжают наращивать объемы потребления оборудования также сегмент общественного питания и смежные с ним отрасли. Как рассказал Олег Наугольных, процент рестораторов, владельцев кафе, баров и ночных клубов в потребительской аудитории его компании в течение последних двух лет постоянно увеличивается. В среднем этот рынок прирастает на 20% в год. «Думаю, при сохранении существующей динамики роста общепита через год-два Красноярск приблизится к уровню европейских городов, где на одного человека приходится в среднем 10 посадочных мест в ресторанах, кафе и барах», — заявил г-н Наугольных. Пока же у нас ситуация обратная — на 10 человек одно место.
Неплохие перспективы участники рынка связывают с развитием таких направлений, как «закрытый» общепит и кейтеринг. Олег Наугольных отметил, что в последнее время обновлением пищевого оборудования активно занялись школы, детские сады, ПТУ, институты и т.д.
Виктор Барладин считает, что прирост рынку общепита обеспечит и кейтеринг. Данное направление, по его словам, начало развиваться давно, с появлением первых фирм по доставке обедов в офисы и дома, однако, по мнению г-на Барладина, еще не было кейтерингом в полном смысле понятия — организацией выездных банкетов, пикников и т.д. Сегодня данное направление становится более цивилизованным.
Виктор Барладин: «По моим прогнозам, рынок общественного питания в течение ближайших 3-5 лет будет стабильно расти и изменяться качественно. Основной прирост произойдет за счет расширения уже существующих общепитовских сетей, а также за счет прихода на рынок новых игроков: иногородних, в частности, новосибирских ресторанных сетей и местных игроков, рассматривающих этот бизнес как дополнительный».
Рост рынку обеспечат централизованные склады
Специалисты считают, что красноярскому рынку торгового оборудования в настоящее время еще есть куда расти. По оценке Юрия Шлипова, его потребности удовлетворены лишь на 80%. Оценивая динамику роста рынка, г-н Шлипов отмечает, что только за счет продритейла он ежегодно будет увеличиваться минимум на 20%. Кроме того, уверен Юрий Шлипов, большой прирост обеспечит появление в Красноярске в ближайшее время складских логистических центров. «Сегодня в Красноярске нет даже «сухого» (см. словарь) складского предложения, не говоря уже о холодильном. Появление централизованных складских площадей, на мой взгляд, неизбежно, поскольку на наш рынок активно входят федеральные компании со своей отработанной логистикой. Продолжать твориться нынешнему хаосу они просто не дадут», — заявил г-н Шлипов.
Прихода федеральных компаний в собственный сегмент красноярские поставщики торгового оборудования в ближайшее время не ожидают. Виктор Барладин: «Рынок торгового оборудования станет расти за счет развития рынка потребительских услуг и торговли. Однако появление на нем новых игроков считаю маловероятным вследствие низкой доходности бизнеса».
Константин Рябков также считает, что «выяснение отношений» будет происходить только между существующими операторами рынка. «Емкость местного рынка ТО, думаю, серьезно расти уже не будет, вместо этого на нем начнется передел «сфер влияния». Мелкие компании станут постепенно уходить, а крупные — распределять между собой их доли», — резюмировал Константин Рябков.
Олег Наугольных
директор компании «Торговое оборудование»
Константин Рябков
коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования (СЗТМ)
Андрей Смекалов
директор компании «Ремикс-МС»
Виктор Барладин
генеральный директор компании «Торговый дизайн»
Юрий Шлипов
директор компании «Пионер» Рынком владеет «большая пятерка»
За последний год на красноярском рынке торгового оборудования не появилось ни одного нового оператора. Специалисты связывают этот факт с ужесточением конкуренции и падением доходности бизнеса. ОЛЕГ НАУГОЛЬНЫХ, директор компании «Торговое оборудование»: «Ежемесячная чистая прибыль сегодня составляет порядка 6-7%, а в иные месяцы не превышает и 4%».
Г-н Наугольных называет расклад сил на местном рынке торгового оборудования в последние годы стабильным. «Здесь присутствуют около 10 крупных игроков, еще порядка 20 компаний работают на «периферии» рынка. Ситуацию определяют несколько лидеров: «Торговый дизайн», «ЗТО», «СЗТО», «Торговое оборудование» и «МТО», — заявил Олег Наугольных. ЮРИЙ ШЛИПОВ, директор компании «Пионер», говорит, что именно они задают тон конкуренции: «Разница в ценовом предложении компаний составляет не более 5-7%, поэтому речь о соперничестве в этой сфере сегодня не идет. Привлечь клиента можно либо оперативными сроками поставки, либо более высоким качеством услуг, либо положительным опытом прежнего сотрудничества». На взгляд г-на Шлипова, в таких условиях уровень доходности компании определяется ее умением сократить расходы на внутреннюю логистику, возможностью получения скидок на оборудование от производителя и т.д. Генеральный директор компании «Торговый дизайн» ВИКТОР БАРЛАДИН считает, что на рыночную ситуацию влияют не только лидеры, но и мелкие и случайные игроки на этом рынке. «Нередко они просто не могут продать оборудование и поэтому пытаются избавиться от него, сбывая ниже себестоимости. Либо предлагают дешевое, устаревшее оборудование», — пояснил г-н Барладин.
Олег Наугольных: «Рынок действительно перенасыщен, склады многих компаний буквально забиты оборудованием, которое зачастую приходится продавать по оптово-закупочной цене».
С ужесточением конкуренции увеличивается минимальный порог вхождения на рынок. Сегодня, по оценке Олега Наугольных, он составляет 5-10 млн руб. «Есть один нюанс — с этими деньгами можно лишь начать бизнес, не влезая изначально в долги, — приобрести оборудование и арендовать небольшой выставочный зал», — прокомментировал г-н Наугольных.
Поставщики пытаются выжить за счет производства
Компенсировать падение доходности от поставок оборудования компании пытаются за счет организации собственного производства. Сегодня практически все красноярские поставщики торгового оборудования имеют свои производственные линии. Юрий Шлипов считает, что изготовление оборудования требует наибольших вложений, однако оно намного рентабельнее. При этом он добавляет, что одновременно заниматься производством, поставкой и монтажом невозможно. «При достижении больших производственных объемов сбыт необходимо отдавать на аутсорсинг или организовывать сеть дистрибуции», — сказал г-н Шлипов.
Коммерческий директор «СЗТО» КОНСТАНТИН РЯБКОВ уверен, что производственная деятельность связана с большим финансовым риском, чем продажи. Однако в целях поддержания конкурентоспособности иметь собственное производство для компании — жизненная необходимость. «Современный потребитель ценит комплексный подход, когда в одном месте он может приобрести весь спектр необходимого оборудования. Не имея своего производства, удовлетворить его потребности практически невозможно», — заявил г-н Рябков.
АНДРЕЙ СМЕКАЛОВ, директор компании «Ремикс-МС», скептически оценивает мнение своих коллег, считая, что попытка «усидеть на двух стульях» не принесет желаемого эффекта. «Если продажи требуют больших вложений в ассортимент, товарный запас и аренду складов, то производство затратно в части приобретения оборудования и материалов. Кроме того, это два разных бизнеса, и одинаково успешно управлять ими в одно и то же время сложно», — говорит г-н Смекалов. По его прогнозам, в конце концов, компания все равно придет к той или иной специализации.
Рынок наводнен некачественным товаром
Игроки отметили, что сейчас отчетливо заметен рост спроса на качественное ТО и заказчик уже далеко не во всех случаях руководствуется ценой оборудования.
Константин Рябков уверен, что сдерживающим фактором для дальнейшего качественного развития рынка является обилие мелких фирм, большинство из которых занимается исключительно «выживанием». «Подобные компании заполняют рынок некачественными изделиями, используют дешевые материалы и технологии. Тем самым они не только не развиваются сами, но и мешают развиваться тем, кто стремится к улучшению качества предложения», — заявил г-н Рябков. По его мнению, будущее за компаниями, работающими на опережение, использующими современные материалы и технологии.
С этим согласен и Олег Наугольных: «Сегодня можно купить станок за 500 тыс. рублей, и он вполне будет соответствовать текущим запросам потребителя. Однако целесообразнее приобрести станок за миллион рублей, потому что через год потребитель выставит такие требования, удовлетворить которые сможет только самое высокое качество».
Объемы растут за счет переоборудования
По словам экспертов, рынок ТО в последнее время растет за счет именно качественных изменений своего основного потребителя — продовольственного ритейла. Андрей Смекалов отмечает, что «сегодня идет новая волна спроса на торговое оборудование» — компании переоснащаются и обновляют его. «Рынок стал цивилизованнее. Люди понимают: от того, как выглядит их магазин или торговый павильон, в значительной степени зависит объем продаж товара», — сказал г-н Смекалов. Он утверждает, что объемы производства «Ремикс-МС» за последний год увеличились на 50%.
В переоснащении нуждается около 80% красноярских торговых точек — таково мнение Юрия Шлипова. «Оборудование, которым они располагают сегодня, устарело морально и износилось физически. Соответствуют требованиям только магазины, запущенные в последние два года», — подчеркивает г-н Шлипов.
На развитие рынка ТО сейчас оказывает сильное влияние, по словам экспертов, формирование рынка коммерческой недвижимости, а также строительного. В связи с этим все большую актуальность приобретает оснащение магазинов системами выносного холода (см. словарь). По словам Виктора Барладина, раньше эту тенденцию сдерживала трудность приобретения недвижимости в собственность, а вкладывать средства в оснащение арендуемого помещения не было смысла. «Сейчас распродается не только коммерческая, но и муниципальная собственность, поэтому даже небольшие магазины, которые раньше вообще не рассматривались в качестве потребителей центрального холодоснабжения, переходят на этот вид оборудования», — сказал Виктор Барладин.
В сегменте non-food также происходят качественные изменения. В крупных торговых комплексах активно идет переоснащение. Виктор Барладин: «Взять тот же «Квант»: за короткий срок из «восточного базара» он превратился в цивилизованный торговый центр с едиными стандартами оснащения». Владельцы новых комплексов, по словам Виктора Барладина, изначально предъявляют своим арендаторам высокие требования в плане оснащения и даже требуют предварительного согласования в вопросе, какое именно оборудование они намерены поставить.
Сегмент общепита открывает новые перспективы
Продолжают наращивать объемы потребления оборудования также сегмент общественного питания и смежные с ним отрасли. Как рассказал Олег Наугольных, процент рестораторов, владельцев кафе, баров и ночных клубов в потребительской аудитории его компании в течение последних двух лет постоянно увеличивается. В среднем этот рынок прирастает на 20% в год. «Думаю, при сохранении существующей динамики роста общепита через год-два Красноярск приблизится к уровню европейских городов, где на одного человека приходится в среднем 10 посадочных мест в ресторанах, кафе и барах», — заявил г-н Наугольных. Пока же у нас ситуация обратная — на 10 человек одно место.
Неплохие перспективы участники рынка связывают с развитием таких направлений, как «закрытый» общепит и кейтеринг. Олег Наугольных отметил, что в последнее время обновлением пищевого оборудования активно занялись школы, детские сады, ПТУ, институты и т.д.
Виктор Барладин считает, что прирост рынку общепита обеспечит и кейтеринг. Данное направление, по его словам, начало развиваться давно, с появлением первых фирм по доставке обедов в офисы и дома, однако, по мнению г-на Барладина, еще не было кейтерингом в полном смысле понятия — организацией выездных банкетов, пикников и т.д. Сегодня данное направление становится более цивилизованным.
Виктор Барладин: «По моим прогнозам, рынок общественного питания в течение ближайших 3-5 лет будет стабильно расти и изменяться качественно. Основной прирост произойдет за счет расширения уже существующих общепитовских сетей, а также за счет прихода на рынок новых игроков: иногородних, в частности, новосибирских ресторанных сетей и местных игроков, рассматривающих этот бизнес как дополнительный».
Рост рынку обеспечат централизованные склады
Специалисты считают, что красноярскому рынку торгового оборудования в настоящее время еще есть куда расти. По оценке Юрия Шлипова, его потребности удовлетворены лишь на 80%. Оценивая динамику роста рынка, г-н Шлипов отмечает, что только за счет продритейла он ежегодно будет увеличиваться минимум на 20%. Кроме того, уверен Юрий Шлипов, большой прирост обеспечит появление в Красноярске в ближайшее время складских логистических центров. «Сегодня в Красноярске нет даже «сухого» (см. словарь) складского предложения, не говоря уже о холодильном. Появление централизованных складских площадей, на мой взгляд, неизбежно, поскольку на наш рынок активно входят федеральные компании со своей отработанной логистикой. Продолжать твориться нынешнему хаосу они просто не дадут», — заявил г-н Шлипов.
Прихода федеральных компаний в собственный сегмент красноярские поставщики торгового оборудования в ближайшее время не ожидают. Виктор Барладин: «Рынок торгового оборудования станет расти за счет развития рынка потребительских услуг и торговли. Однако появление на нем новых игроков считаю маловероятным вследствие низкой доходности бизнеса».
Константин Рябков также считает, что «выяснение отношений» будет происходить только между существующими операторами рынка. «Емкость местного рынка ТО, думаю, серьезно расти уже не будет, вместо этого на нем начнется передел «сфер влияния». Мелкие компании станут постепенно уходить, а крупные — распределять между собой их доли», — резюмировал Константин Рябков.