Обзор: Ресторанные холдинги - 18.02.2008

эксперты Диляра Акчурина управляющая сетью Subway Андрей Блинов директор ресторана «Старый замок» Анатолий Ващенко генеральный директор компании «Бар» («Перцы», Bellini, «Свинья и бисер»)

В прошлом году на красноярском рынке общественного питания появились сразу три ведущих российских оператора. Федералы занимают лучшие площадки в Красноярске, заходят в фуд-корты при строящихся ТРК. В ситуации нарастающей конкуренции местные игроки активно стали осваивать незанятые районы города, а также начали экспансию за пределы региона.

эксперты
Диляра Акчурина
управляющая сетью Subway
Андрей Блинов
директор ресторана «Старый замок»
Анатолий Ващенко
генеральный директор компании «Бар» («Перцы», Bellini, «Свинья и бисер»)
Владимир Владимиров
ресторатор («Султан-Сулейман», «Микс Патио», «Калинка» и др.)
Олег Ионко
генеральный директор УК «Ресторатор»
Сергей Комыш
директор сети кафе «Вареника»
Дмитрий Степанов
учредитель ООО «Чемодан»

Ресторатор ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВ вспоминает, что еще год назад коллеги из соседних регионов с завистью замечали, что красноярским рестораторам жить легче: «Федеральных сетей почти нет. Конкуренция идет только среди местных». Однако, как утверждает г-н Владимиров, ситуация меняется прямо на глазах. «В прошлом году несколько крупных федеральных холдингов запустили свои заведения в городе. Еще несколько проектов готовятся к открытию. Я не исключаю, что уже через год-два история о том, как местные рестораторы «держали» красноярский рынок общественного питания, станет лишь воспоминанием», — говорит Владимир Владимиров. 
 
За счет новых заведений рынок прирос на 20% 

Красноярские рестораторы называют 2007 г. самым «урожайным». По оценкам экспертов, рынок в целом вырос на 20%, некоторые его сегменты увеличились на 50%. АНАТОЛИЙ ВАЩЕНКО, генеральный директор компании «Бар» («Перцы», Bellini, «Свинья и бисер» и т.д.): «В 2007 году как местные, так и пришлые рестораторы активно осваивали рынок общественного питания. Каждый из игроков запустил как минимум одно-два заведения. Такого роста не было уже давно».

В премиальной нише самым значимым открытием эксперты считают ресторан предприятия «Владимиров и К» «Н.Г. Гадаловъ». В среднеценовом секторе — гастропаб компании «Бар» «Свинья и бисер», гриль-бар новосибирского холдинга «Ресторатор» Peoples, проект компании «Чемодан» кофейню «Город» и «IL Патио» «Росинтер Ресторантс холдинга». В сегменте «эконом» специалисты выделили запуск сетевых проектов холдинга «Владимиров и К» — «Славянка» и «Калинка-малинка». В целом, по данным управления продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска, в прошлом году в городе открылось 42 новых предприятия общественного питания. Годовой оборот рынка увеличился на треть и составил около 5 млрд руб. В прошлом году, по данным управления, компании инвестировали в красноярский общепит свыше 80 млн руб. 

По словам экспертов, местный рынок делят три красноярских холдинга — «Владимиров и К» (13 заведений), «Бар» (7 заведений) и «Чемодан» (6 заведений). СЕРГЕЙ КОМЫШ, директор сети кафе «Вареника»: «Эти компании в лидерах уже несколько лет. Думаю, на их долю по сумме инвестиций в проекты и количеству заведений приходится не меньше половины рынка».

Местные игроки лидируют по строительству сетей 

Самый масштабный рост в прошлом году дали сетевые проекты. По данным управления продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска, «сетевая ниша» местного общепита увеличилась вдвое (по сравнению с 2006 г.). Сегодня в городе работают 15 сетей, которые объединяют 54 заведения.

По словам специалистов, количественный рост этому сегменту дали федеральные ресторанные холдинги. ДМИТРИЙ СТЕПАНОВ, учредитель ООО «Чемодан» («Город», «Чемодан», «Likёr» и т.д.): «Федеральные рестораторы заходили в Красноярск только с сетевыми концепциями. По моим подсчетам, в городе закрепились уже три инорегиональных холдинга, и еще как минимум столько же заявило о своем интересе к региону». В конце 2006 г. зашел Travelers Coffee, осенью свою сетевую концепцию — гриль-бар Peoples — запустил УК «Ресторатор», в декабре «Ростикс Групп» открыл «IL Патио» и «Ростикс — KFC». По оценке Сергея Комыша, пока федеральным сетям не удалось подвинуть местных игроков: «Красноярские сетевики занимают около 70% рынка». Такой расклад Анатолий Ващенко объясняет тем, что инорегиональные игроки долго готовились, прежде чем запустить свои проекты: «Чем позже заходят к нам москвичи или новосибирцы, тем сложнее им завоевать свою долю рынка. По большому счету, еще два года назад сетевая ниша Красноярска была свободна, кроме «Жареного солнца» и Subway, никого не было. Это не могли не заметить федералы. Но пока они собирались, ниша уже начала заполняться». 

Однако пришлые игроки настроены оптимистично. Генеральный директор УК «Ресторатор» ОЛЕГ ИОНКО считает, что у федеральных ресторанных холдингов есть хорошие шансы выйти в Красноярске в лидеры: «За нами отработанные не на одном заведении технологии и опыт запуска проектов в непростых регионах, поэтому завоевание большой доли рынка это лишь дело времени».

Сергей Комыш отмечает, что на перевес сил в сторону федеральных сетей может повлиять рост арендных ставок за помещения для ресторанов и кафе. «Москвичи и новосибирцы готовы платить за входной билет на наш рынок миллионы долларов. Это, в свою очередь, влияет на рост аренды. Девелоперы, видя спрос со стороны федеральных компаний, поднимают плату. В прошлом году она увеличилась в среднем в полтора раза, а в центральных районах и того больше — в два раза. Местным потянуть такие инвестиции будет сложно», — говорит г-н Комыш. С ним соглашается Дмитрий Степанов: «Федералы действительно готовы платить любые деньги, лишь бы зайти в регион. Это им нужно для наращивания капитализации. Получается, что я борюсь за продажу чашки кофе, а они — за продажу своей сети». 

Федералы осваивают фуд-корты

По словам аналитиков, активное освоение рынка федералами привело к его насыщению. Анатолий Ващенко: «Сегодня предложение на рынке общепита опережает спрос. Сложно сказать, в какой пропорции они сейчас находятся. Но думаю, сейчас предложение в полтора раза превышает спрос». 

Дмитрий Степанов добавляет, что местные рестораны, кафе и бары на 90-100% заполнены только в выходные и пятницу: «В пиковые дни, действительно, очень сложно без предварительного бронирования попасть в какое-либо заведение. Поэтому у многих молодых рестораторов создается иллюзия того, что рынок не насыщен. А на самом деле большинство заведений «простаивают» в будни. В эти дни они заняты максимум наполовину».

Директор ресторана «Старый замок» (компания «Марс») АНДРЕЙ БЛИНОВ отмечает, что самый насыщенный сегодня сегмент в Красноярске — это заведения сегментов middle и middle up: «По формату это, прежде всего, заведения casual dining — демократичные рестораны и кафе. Еще три года назад их не хватало. В Красноярске открывались в основном дорогие, премиальные заведения. Рестораторы решили исправить ситуацию, и сегодня почти в каждом ресторанном холдинге есть «недорогой» проект». Управляющая сетью Subway ДИЛЯРА АКЧУРИНА соглашается с коллегой: «Большинство заведений в городе работают на потребителя со средним и выше среднего достатком. В то же время сегмент «эконом» пока мало освоен». 

Незанятой и перспективной для освоения эксперты назвали нишу недорогих заведений формата фастфуд и fast casual (демократичные рестораны быстрого обслуживания). Андрей Блинов: «Пока таких ресторанов и кафе немного. Но ситуация должна измениться уже в этом году. Начнут «пачками» запускаться торгово-развлекательные комплексы, при которых созданы фуд-корты. Там-то и разместятся заведения формата фастфуд и fast casual».

Однако, по словам экспертов, вакантные места в фуд-кортах уже заняли федеральные бренды. Красноярские рестораторы подчеркивают, что местным операторам на площадки при ТРК не пробиться. Владимир Владимиров: «Красноярским рестораторам московские девелоперы либо редко вообще делают предложение стать арендаторами, либо устанавливают для них неподъемные арендные ставки». 

Из федеральных операторов в ТРК «Планету» приводит свой сетевой проект «Солнцепек» УК «Ресторатор», местный ресторатор Альберт Мкртчан там же запустит по франшизе холдинга «Бразерс и Компания» сети «Сбарро» и «Восточный базар». Олег Ионко: «Обычно в крупных торговых центрах очень высокая проходимость, поэтому свой проект «Солнцепек» мы решили запустить именно там. И в будущем эту концепцию мы рассчитываем развивать в основном на площадях ТРК». Диляра Акчурина говорит, что Subway также готов войти «якорем» в один из фуд-кортов: «Пока мы не остановились ни на одном из предложений от девелоперов».

Местные холдинги переключатся на соседние регионы 

Специалисты прогнозируют: уже через год-полтора силы на местном рынке общественного питания перераспределятся. Сергей Комыш: «Думаю, что крупные российские ресторанные холдинги смогут забрать часть рынка у местных игроков. Хорошо, если соотношение сил будет 50 на 50, но я не исключаю, что москвичи и новосибирцы займут и большую часть рынка». Однако Андрей Блинов уточняет, что изменение расклада сил возможно только в сегментах демократичных заведений: «Я сомневаюсь, что федералы приведут сюда свои авторские рестораны или заведения в ценовой категории middle up».

Местные компании, в свою очередь, к приходу инорегиональных рестораторов уже готовятся. Экспансия крупных операторов заставляет красноярских сетевиков выходить за пределы города. Уже в прошлом году компания «Бар» продала франшизу на «Перцы» новосибирцам. «В Новосибирске наши партнеры уже запустили одно заведение и готовят к открытию второе. Есть интерес к проекту со стороны кемеровчан. Плюс к этому по франшизному договору мы будем тиражировать «Перцы» в городах края. Первое такое открытие намечено в Ачинске», — рассказал г-н Ващенко. Осваивать города края также собирается УК «Каравай» (проекты «Подсолнухи» и «Суриковъ»). В планах компании тиражировать «Подсолнухи» не только в крупных городах края, но и в небольших районных центрах. 

По словам Владимира Владимирова, помимо выхода за пределы Красноярска местные участники рынка станут штурмовать пока малоосвоенные районы города. «Те, кому не достанется место в фуд-кортах, будут строить свои заведения на правобережье, Взлетке и Северном. Эти районы с точки зрения общепита почти не заняты. Во всяком случае, мы планируем именно там строить свои заведения», — сказал г-н Владимиров.

Самое читаемое
  • Минфин США снял санкции с банков РоссииМинфин США снял санкции с банков России
  • «Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников«Мы, как презренная каста, лишние в искусстве». Как выжить микробизнесу из мира художников
  • РЖД проведет масштабную индексацию тарифов с 1 декабря 2024 г.РЖД проведет масштабную индексацию тарифов с 1 декабря 2024 г.
  • Российские инвесторы получили доступ к заблокированным активам на 27,4 млрд руб.Российские инвесторы получили доступ к заблокированным активам на 27,4 млрд руб.
  • «15 лет живем по восходящей». История частной медицинской клиники «Здоровье 365»«15 лет живем по восходящей». История частной медицинской клиники «Здоровье 365»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.