Обзор: Стоматологические клиники
эксперты Василий Алямовский руководитель «Института стоматологии» КрасГМА Дмитрий Герасимов генеральный директор клиники «Астрея» Иван Каплиев директор клиники «Вита Дент» Георгий
эксперты
По подсчетам экспертов, освоенная емкость красноярского рынка стоматологических услуг в 2007 году составила 500-600 млн рублей. «Столько заработали только частные и только официальные клиники», — уточняет генеральный директор клиники «Астрея» ДМИТРИЙ ГЕРАСИМОВ. Годовой рост оборота, по оценке директора клиники «Вита Дент» ИВАНА КАПЛИЕВА, составил не менее 20%. «Рост произошел за счет удорожания и расширения спектра услуг. Кроме того, увеличилось количество потребителей платных услуг независимо от того, оплачивал ли их сам пациент или страховая компания», — утверждает г-н Каплиев.
Нелегалы занимают треть рынка стоматологических услуг
Председатель краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов» ГЕОРГИЙ МАНАШЕВ включает в число крупных игроков клиники «Добрый Доктор» и «Для вас». Совокупная рыночная доля лидеров, по оценке г-на Герасимова, равна 40%. Остальную часть рынка занимают средние и мелкие клиники и кабинеты. Специалист отмечает, что таков расклад сил на рынке официальных (зарегистрированных в «Росздравнадзоре») стоматологий.
По оценке Ивана Каплиева, постоянно действующих «подпольных дантистов» в Красноярске не менее 100. «Я имею в виду тех стоматологов, которые в принципе не собираются лицензировать свою деятельность из-за сложности данной процедуры, а не тех, кто в силу каких-то обстоятельств временно не может этого сделать», — уточняет г-н Каплиев.
По словам Дмитрия Герасимова, цены на услуги стоматологических клиник за год выросли в среднем на 20-25%. Главной причиной роста цен эксперты назвали увеличение затратной части бизнеса. «Значительно подорожали комплектующие, а также выросла составляющая оплаты труда персонала», — пояснил г-н Герасимов. Он говорит, что за прошедший год рентабельность бизнеса снизилась на 10-12%. «Рост цен на услуги не компенсирует увеличение издержек. Например, если бы мы пытались сохранить рентабельность двух-трехлетней давности, нам бы пришлось ежегодно поднимать цены минимум на 50%», — говорит г-н Герасимов.
Наталья Цыганкова подтверждает, что увеличение стоимости услуг не повлекло за собой соответствующего роста доходов стоматологических клиник. Она заявила, что за год прибыль «Дент-Студии» увеличилась не более чем на 10%.
Аналитики отмечают, что рынок стоматологических услуг в настоящее время перенасыщен. «Конкуренция ощущается, главным образом, со стороны мелких кабинетов. Они предлагают ограниченный спектр услуг, однако отвлекают на себя большое количество пациентов, нуждающихся именно в комплексном стоматологическом лечении», — считает г-жа Цыганкова.
Иван Каплиев подтверждает высокий уровень конкуренции, однако называет ее неагрессивной. «Рынок действительно перенасыщен, однако так было уже в прошлом году — ситуация сегодня не изменилась. На мой взгляд, конкуренция страшна мелким кабинетам, особенно расположенным в арендованных помещениях», — полагает эксперт.
Директор стоматологической клиники «Стомалюкс» ВАЛЕНТИНА ХУДОНОГОВА отмечает положительное влияние роста конкуренции, считая, что сейчас это наиболее действенный рычаг контроля качества услуг и регулирования ценообразования на рынке.
По мнению Дмитрия Герасимова, в условиях нынешней конкуренции стоматологические клиники уже не могут обойтись без активной рекламы и маркетингового продвижения своих услуг. «Два-три года назад весь маркетинг заключался в «сарафанном радио», и этого было достаточно. Сейчас мало даже просто давать рекламу в СМИ, необходимо использовать более сложные инструменты продвижения, такие как проведение маркетинговых акций и участие в социальных программах», — уверен г-н Герасимов. По его словам, за прошедший год «Астрея» провела ряд акций, в числе которых экскурсии в клиники и бесплатное обследование более 400 детей из школ Октябрьского района. «Кроме того, мы активно работаем с предприятиями, организовываем такие акции, как, например, временное снижение цен на те или иные услуги», — добавляет эксперт.
За последний год произошли изменения в структуре спроса на стоматологические услуги. Если в прошлом году, по словам экспертов, приоритетное развитие получил сегмент профилактической стоматологии, то сейчас специалисты, напротив, отмечают снижение его развития. «Несомненно, количество пациентов, которые перестали экономить на здоровье, значительно возросло, однако среди наиболее востребованных направлений стоматологии я бы все же отметил не профилактическое, а эстетическое направление. Вырос спрос на дорогостоящие виды услуг, такие как имплантация», — рассказывает Иван Каплиев.
Тенденция диверсификации бизнеса, которую в прошлом году прогнозировали эксперты, пока не получила массового развития. Наталья Цыганкова: «Усиления тенденции вхождения стоматологов в смежные ниши я лично пока не наблюдаю. У меня есть планы создания косметологической оздоровительной клиники для женщин, но лишь в долгосрочной перспективе».
Георгий Манашев утверждает, что местными стоматологами не открыто еще достаточно ниш: «Многие из тех стоматологических услуг, которые оказываются сегодня не только в Москве, но даже в Новосибирске, у нас до сих пор неизвестны».
Эксперты считают, что в этом году есть предпосылки к сокращению сегмента «подпольных» игроков. По словам Георгия Манашева, активизирует свою деятельность «Ассоциация частных стоматологов», которая в сотрудничестве с КрасГМА будет налаживать взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами с целью борьбы с нелегалами.
Георгий Манашев: «Помимо этого мы заказали компании «Финансовые технологии» разработку долгосрочной стратегии развития нашей ассоциации. Один из ее важнейших аспектов — выработка единых стандартов и норм стоматологической помощи, которые будут доводиться до сведения не только стоматологов, но и их пациентов». Кроме того, по словам г-на Манашева, Ассоциация планирует разработать принципы ценообразования и минимальной рентабельности бизнеса.
Иван Каплиев полагает, что в текущем году будет сокращаться сегмент мелких кабинетов. «Это происходит уже сейчас, поскольку у них нет возможности развиваться. Будущее за крупными клиниками, которые смогут предоставлять наиболее полный спектр услуг», — уверен г-н Каплиев.
Валентина Худоногова: «На мой взгляд, основной тенденцией развития рынка стоматологических услуг на ближайший год станет увеличение спроса на имплантацию и протезирование».
Мнение г-жи Худоноговой поддерживает Дмитрий Герасимов. «Сейчас мы делаем упор на эти направления, и в этом году планируем приобрести новое оборудование и технологии». Также эксперт добавил, что в планах «Астреи» на ближайший год выйти в сегмент услуг эконом-класса. «Это гораздо более конкурентный сегмент, однако и наиболее массовый», — пояснил г-н Герасимов.