Обзор: Web-разработчики
эксперты Александр Аверин арт-директор web-лаборатории Maxsoft Владислав Арыжаков собственник магазинов «Рок-н-ролл» и «Эстрада» Андрей Иванов арт-директор компании «Мета Дизайн» Алексей
Александр Аверин
Владислав Арыжаков
Андрей Иванов
Алексей Ивахин
Женя Маменко
Евгений Огородников
Алексей Тимошенко
Web-дизайн — самая молодая отрасль местного рынка IT-технологий. Ее формирование началось в конце 90-х годов прошлого века. «В это время стали появляться специализированные web-дизайнерские компании и студии. Прежде попытки развить это направление предпринимали фирмы, работающие на компьютерном рынке, рекламные агентства и просто энтузиасты-одиночки, которые занимаются web-дизайном на уровне хобби», — рассказывает арт-директор компании «Мета Дизайн» АНДРЕЙ ИВАНОВ.
Коммерческий директор компании «Интек Медиа» АЛЕКСЕЙ ИВАХИН говорит, что практически все нынешние компании-лидеры рынка сформировались как раз из групп вчерашних студентов-энтузиастов. «Когда мы начинали, из «активов» у нас было только желание и умение работать в этой области. Год-полтора мы занимались web-дизайном «подпольно», отрывая время от основной работы (я пришел в этот бизнес из рекламы, а мои компаньоны — бывшие сотрудники телекоммуникационной компании). Только в 2001 году мы зарегистрировали юридическое лицо и официально вышли на рынок», — поделился г-н Ивахин.
Такой рост эксперты связывают с интересом к web-дизайну со стороны корпоративных клиентов. В отрасль начали поступать инвестиции. «Стали увеличиваться бюджеты проектов, развивается качество дизайна и уровень разработки сайтов. На начальном этапе, лет пять-семь назад, мы сами искали клиентов, предлагали свои услуги, а стоимость изготовления сайта составляла 10-15 тысяч рублей. Сегодня заказчики сами обращаются к нам, а бюджеты проектов выросли в среднем по рынку в два-три раза», — утверждает Андрей Иванов.
ЖЕНЯ МАМЕНКО, генеральный директор компании «Красноярск.Биз»: «Доход web-разработчиков складывается из трех источников: разработка сайтов, хостинг, реклама и продвижение. Последнее направление сейчас испытывает наибольший рост (в процентном отношении к прошлому году), но основной доход, конечно, приносит разработка сайтов».
Александр Аверин считает, что сегодня на рынке работают пять крупных предприятий, около десятка средних и 20-30 фрилансеров.
«Крупными можно назвать компании, в которых работают не менее 3-5 дизайнеров и производящие более 20-30 сайтов в год. К средним я отношу компании с коллективом от двух сотрудников, которые делают более 5 сайтов в год», — пояснил г-н Аверин.
Костяк красноярского рынка web-дизайнерских услуг составляют четыре компании, объединившиеся в некоммерческую организацию «ВебАльянс»: Maxsoft, «Красноярск.Биз», «Мета Дизайн» и «Интек Медиа». По оценке Жени Маменко, эти компании «держат» около 70% местного рынка. Кроме них к лидерам аналитики относят еще несколько компаний: «Студию Графикс», «ИТ-Фабрику», «Росработу». Самой крупной по численности персонала красноярской web-компанией называют «Интек Медиа», в штате которой работает 20 сотрудников.
По словам экспертов, в последние два года на рынке усилилась конкуренция. «Чаще всего борьба за того или иного клиента идет между основными игроками рынка», — отмечает Александр Аверин.
«В связи с неразвитостью рынка у нас до сих пор основная конкуренция — ценовая. Очень редко клиенты выбирают web-разработчика по комплексу параметров, а не по цене», — сетует Женя Маменко.
Косвенной причиной наплыва псевдоспециалистов Александр Аверин считает и тот факт, что в Красноярске мощная подготовительная база, которая подталкивает молодых специалистов к занятию web-дизайном. «Это и Академия художеств, и многочисленные курсы, которые дают возможность овладеть навыками web-дизайна», — рассказывает эксперт.
Отличительной особенностью web-дизайна от других сегментов местного IT-рынка эксперты называют абсолютное отсутствие игроков из других регионов. «Думаю, это связано прежде всего с тем, что цены у нас ниже, чем в других регионах, например, в том же Новосибирске, не говоря уже о Москве. Поэтому федеральным игрокам наш рынок пока не интересен», — полагает Алексей Тимошенко.
Специалисты отмечают, что это ценовое преимущество позволяет красноярским компаниям самим выходить в другие регионы и работать с местными клиентами, которых не устраивают цены на услуги «своих» web-разработчиков. Так, в «Студии Графикс» и в «Интек Медиа» заявляют о том, что у них есть клиенты не только в соседних, но и в дальних регионах и даже за рубежом.
По данным компании Maxsoft, сегодня порядка 50% заказчиков красноярских web-разработчиков — это крупный местный бизнес и представительства федеральных организаций, работающих в разных отраслях бизнеса. «Из оставшейся половины 30% заказов приходится на средний бизнес, 15% — на государственные предприятия и 5% — на частных заказчиков», — рассказывает Александр Аверин. Директор по корпоративному развитию компании «Формула Холдинг» ЕВГЕНИЙ ОГОРОДНИКОВ объясняет эти цифры тем, что сегодня для любой компании иметь собственный сайт стало «правилом хорошего тона». «Интернет сегодня — это первый источник, к которому обращаются в поисках какой бы то ни было информации. Поэтому компания, не имеющая «представительства» в глобальной сети, сама ограничивает потенциальным клиентам и партнерам доступ к себе», — уверен г-н Огородников.
Компании — представители малого бизнеса — пока что не входят в число активных клиентов web-разработчиков. Эксперты объясняют это тем, что большинство из них не рассматривают интернет как среду ведения своего бизнеса и поэтому не считают необходимым тратить деньги на разработку сайта и его поддержание.
По словам Жени Маменко, потребительскую аудиторию web-разработчиков можно разделить на три категории: «Те, кто хочет «просто сайт за очень небольшие деньги», те, кто готов потратить средний бюджет на создание достойного представительства в сети, и те, кто хочет включить сайт в свой бизнес-процесс».
По словам Евгения Огородникова, сайт «Формулы Холдинг» рассчитан на пользователей трех категорий: поставщиков, крупные торговые сети и потенциальных партнеров. «Мы сделали сайт таким образом, что для всех, в ком мы заинтересованы, там выложена максимально полезная информация», — поясняет г-н Огородников.
По словам Андрея Иванова, в Красноярске интернет-продажи пока что вообще не столь распространены, как, например, в Москве. «Там работает очень много интернет-магазинов, причем они существуют только в сети. Их создатели сотрудничают с «реальными» магазинами и торговыми базами, чей товар и продают на своих сайтах. Думаю, у нас такая форма бизнеса в интернете начнет развиваться в ближайшее время», — считает г-н Иванов.
Бюджеты web-проектов будут расти
Алексей Ивахин прогнозирует развитие информационных ресурсов и появление контент-ресурсов (таких, как YouTube и www.одноклассники.ru). «Думаю, подобные решения начнут использоваться бизнесом. Соответственно, web-разработчикам придется осваивать технологии по их созданию. Возможно, они сами будут становиться владельцами таких ресурсов. Еще одна из развивающихся тенденций — появление сетевых сообществ, электронных СМИ, платежных сайтов (систем оплаты различных товаров и услуг)», — утверждает г-н Ивахин.