Обзор: Юридические компании - 03.03.2008

эксперты Максим Богомолов директор компании «ЮСБ Консалтинг» Александр Глисков управляющий партнер адвокатского бюро «Глисков и партнеры» Татьяна Гринкевич исполнительный директор «Юридич

Рынок юридических услуг Красноярска в 2007 г. вырос примерно на треть. Эксперты отметили, что в последнее время резко возросло число обращений, связанных с вопросами ипотеки и «долевки», спрос на услугу по выбиванию долгов пошел на спад. Свои перспективы частные юристы связывают с корпоративным сегментом, который начинает отдавать им юридическое обслуживание на аутсорсинг.

эксперты
Максим Богомолов
директор компании «ЮСБ Консалтинг»
Александр Глисков
управляющий партнер адвокатского бюро «Глисков и партнеры»
Татьяна Гринкевич
исполнительный директор «Юридическое агентство «ВАШ ЮРИСТ»
Елена Журбик
директор центра юридических услуг «СоветникЪ»
Антон Калинин
генеральный директор юридического агентства «А и партнеры»
Татьяна Сабурова
генеральный директор компании «Аргумент»

Руководители местных юридических компаний отмечают, что спрос на их услуги ежегодно растет. Зачастую рост рынку обеспечивают довольно неожиданные клиенты. Генеральный директор юридического агентства «А и партнеры» АНТОН КАЛИНИН рассказал, что в последнее время в юридические агентства начали обращаться даже юристы с предприятий, на которых возникли проблемы. «Звонят нам и говорят: «Ребята, помогите! Не знаем, что делать». Платят свою зарплату. Мы, естественно, пытаемся им помочь», — рассказал Антон Калинин.

Большинство местных юристов зарабатывают на «хлеб с маслом»


По разным оценкам, на местном рынке 250-300 юридических предприятий, из них примерно половина — юридические компании — и половина — адвокатские образования. По мнению директора компании «ЮСБ Консалтинг» МАКСИМА БОГОМОЛОВА, около 70% всех местных юридических компаний специализируются на оказании несложных юридических услуг. Эти услуги эксперт, ссылаясь на Дэвида Майстера, классифицировал как «процедуры» и «хлеб с маслом».

Услуги уровня «процедуры» — регистрация предприятий, получение лицензий, разрешительной документации. «Работать в сегменте «процедуры» можно с минимальным юридическим образованием. Например, для регистрации предприятия достаточно взять стандартный устав, заполнить 11-ю форму и отнести документ в налоговую», — говорит г-н Богомолов. С ним соглашается директор центра юридических услуг «СоветникЪ» ЕЛЕНА ЖУРБИК: «Войти в этот сегмент может любой человек, имеющий ноутбук и сотовый телефон. Нередко здесь можно встретить студентов третьего-четвертого курсов». Порог вхождения в «процедуры» невысок — 10-30 тыс. руб.

Специалисты говорят, что большинство местных юридических фирм начинают в сегменте «процедуры» и, накопив некоторый опыт, переходят в сегмент «хлеб с маслом». Многие вопросы этого уровня, по словам Максима Богомолова, клиент также мог бы решить и сам, но не располагает для этого достаточным опытом, ему проще обратиться к юристу. Например, это несложные судебные споры или написание договоров.

Стоимость вхождения в «хлеб с маслом» выше — здесь игроку нужно уже иметь какой-то вес на рынке и опыт, быть на слуху. Поэтому, чтобы зайти в этот сегмент с нуля, нужно будет вложиться в раскрутку. Цена вопроса — не менее 100-300 тыс. руб. Если в «процедурах» рентабельность колеблется в пределах 5-10%, то в сегменте «хлеб с маслом» — около 10%.

Группа лидеров находится в секторе «экспертиза». Услуги этого уровня включают в себя, например, сопровождение сделок по слиянию и поглощению, сложные налоговые споры, защиту от рейдерских атак. По оценкам участников рынка, местных компаний, способных качественно оказывать подобные услуги, совсем немного — около пяти юридических компаний и десяти адвокатов. Войти в лидирующую группу невозможно без высококвалифицированного штата и примерно 1,5 млн руб., которые понадобятся на аренду и начинку офиса, а также на маркетинговые мероприятия. Рентабельность в этом сегменте, по подсчетам аналитиков, может достигать 25-30%.

Максим Богомолов рассказал, что существует и четвертый сегмент, называемый «мозгами». Компании, работающие в нем, оказывают услуги высшего уровня сложности, например, сопровождение крупных инвестиционных проектов, участие в разработке законопроектов. Но в Красноярске услуг такого уровня, по мнению эксперта, пока не оказывает никто. «Компаний, которые могут работать в этом секторе, и в России-то всего около десяти. В этом сегменте каждая услуга эксклюзивна. С нуля начать оказывать услуги такого уровня просто невозможно», — уверен г-н Богомолов.

Однако, несмотря на такое расслоение рынка, многие местные компании позиционируют себя как универсальные. Антон Калинин: «Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на рекламу в любой газете — агентства предлагают услуги от регистрации до слияний и поглощений в одном пакете. Но это просто невозможно. Качественно осуществить слияние у нас в городе сможет далеко не каждое агентство».

Наибольший доход игрокам приносит корпоративный сегмент

Исполнительный директор «Юридического агентства «ВАШ ЮРИСТ» ТАТЬЯНА ГРИНКЕВИЧ рассказала, что в последнее время значительно увеличилось число обращений в юридические компании по вопросам, связанным с оформлением в собственность недвижимости и земли. Антон Калинин: «Люди покупают много квартир, быстро развивается ипотека, суммы вращаются большие, и люди хотят себя обезопасить». Те, кто обезопасить себя не успел, вынуждены судиться. «Споров по вопросам недвижимости также стало значительно больше, например, по долевому строительству, по оформлению в собственность жилых площадей», — рассказала г-жа Журбик. По ее оценке, около 30% всех обращений в юрагентства составляют вопросы, связанные с недвижимостью и строительством. У адвокатов, по оценке управляющего партнера адвокатского бюро «Глисков и партнеры» АЛЕКСАНДРА ГЛИСКОВА, этот процент ниже — около 15%.

Г-н Глисков отмечает, что в структуре спроса стало больше налоговых дел: «Я в своей практике никогда не сталкивался с делами по сокрытию доходов, подлежащих уплате в качестве налогов, — а за прошлый год три клиента пришли с такими делами», — поделился Александр Глисков. Он отметил, что стало много исков по соблюдению авторских прав. «Особенно много вопросов, связанных с лицензионным софтом. На фоне этого роста спроса мы даже фирменное ПО приобрели», — сообщил г-н Глисков. Растет число обращений и по семейным вопросам. Александр Глисков: «У людей появилась собственность, которую можно делить, этим они и занялись». Спрос на разрешение проблем, связанных с долгами, напротив, снижается. Максим Богомолов: «Если в начале нашей деятельности по возврату долгов было 90% всех обращений, то сейчас этих вопросов стало значительно меньше. Например, у нас на сопровождении около пяти оптовых компаний, от них в 2004-2005 годах стабильно поступало 10-15 исков в месяц, сейчас всего 1-5, не больше». Елена Журбик оценила долю «долговых вопросов» в своей компании в 30%.

Антон Калинин отмечает, что сейчас по числу обращений быстрее прирастает сегмент физических лиц по сравнению с юридическими — за минувший год он вырос на 30%. Максим Богомолов утверждает обратное: в его компании корпоративные запросы составили в прошлом году 28% в общем объеме дел. В целом по рынку число обращений корпоративного сегмента, по оценкам экспертов, выросло на 25%.

Однако игроки подчеркивают: несмотря на то, что число обращений от физических лиц больше, основной доход крупным участникам местного рынка приносит именно корпоративный сегмент. Они связывают это с тем, что частники пока не готовы осилить цены, которые уже стали по карману юридическим лицам. Генеральный директор компании «Аргумент» ТАТЬЯНА САБУРОВА рассказала, что 80% дохода ее предприятию приносят юридические лица. В целом по рынку эта цифра была оценена примерно в 70%.

Юридические компании становятся аутсорсерами

Аналитики обратили внимание на то, что в последнее время специализированным юридическим предприятиям активно передают часть своей работы юридические отделы крупных компаний. Такие клиенты обращаются к профильным игрокам либо за простейшими услугами (чтобы не отнимать время у собственных департаментов), либо с очень сложными вопросами, которые самостоятельно решить не в силах. Третья причина — юридические отделы компании не всегда могут справиться с тем объемом проблем, который на них сваливается, и часть вопросов предпочитают решать с помощью сторонних юристов.

Некоторые юротделы начинают полностью передавать специализированным игрокам вопросы, которые выходят за рамки профильной деятельности их компании. Максим Богомолов: «За рубежом это уже привычная практика. Например, в нефтедобывающем комплексе юристы занимаются только профильными вопросами, связанными с добычей нефти. Решение побочных проблем отдают на аутсорсинг. У нас только начинают переходить к подобной практике».

Компании среднего и малого бизнеса, как говорят участники рынка, более активно передают юридические услуги на аутсорсинг. Антон Калинин: «Им невыгодно держать у себя в штате юриста за 15 тыс. руб. К тому же хороший спец за такие деньги работать не будет. А юридическая компания будет работать за такие деньги, к тому же у нас целый штат специалистов, мы не болеем и в декрет не уходим». В компании «А и партнеры» рассказали, что около 80% всех их корпоративных клиентов  — на договорах аутсорсинга.
Однако с аутсорсингом не все так гладко. Как утверждают участники рынка, клиентам бывает тяжело осознать тот факт, что аутсорсеру нужно платить ежемесячно вне зависимости от того, возникают у них проблемы или нет. Антон Калинин: «Это вызывает взаимное недовольство. В один месяц клиент может быть недоволен тем, что он платит деньги, по его мнению, впустую. В другой месяц уже мы вынуждены урабатываться вусмерть, чтобы разгрести все проблемы клиента, которых хватило бы и на четыре месяца. Но заплатят нам за этот месяц те же деньги, что и всегда».

Выход игроки видят во введении почасовой оплаты труда. Другой возможный вариант решения проблемы — предоставлять за определенную ежемесячную сумму ограниченный пакет услуг. Максим Богомолов: «Например, в Екатеринбурге за 15 тыс. руб. предлагают в месяц 3 часовые консультации, 5 документов, 2 судебных заседания. Если нужно больше — доплачивайте».

Юристы ищут новые способы продвижения

Высокая конкуренция на рынке заставляет компании напирать на маркетинг. Для продвижения они используют рекламу в масс-медиа. Однако Александр Глисков подчеркнул, что немедленный эффект публикации в СМИ приносят только в сегменте простейших услуг. Для компаний, которые оказывают более сложные юридические услуги, публикации в СМИ — это имиджевая реклама. «С ее помощью компании демонстрируют, что они присутствуют на рынке», — рассказал Антон Калинин. По словам Максима Богомолова, клиентов также можно привлечь участием в форумах, проведением семинаров, публикацией профильных статей. Но местные компании только начинают пользоваться этими рычагами. «К примеру, хорошие сайты, где можно найти много информации, есть только у трех местных фирм», — сообщил г-н Богомолов.

Однако, по словам участников рынка, ключевым инструментом маркетинга остается рекомендация. Елена Журбик: «Основным способом продвижения на местном рынке для юридических компаний и адвокатов по-прежнему является сарафанное радио». Антон Калинин: «Практика показывает, что человек, ушедший от нас недовольным оказанной услугой, уведет еще 12 клиентов. Довольный же привлечет 3-4 знакомых».

Новички «перебивают» цены


Участники рынка отмечают, что нередко клиентов у них уводят новички, которые роняют цены на рынке. Александр Глисков утверждает, что для значительной части потребителей юридических услуг по-прежнему решающим фактором остается цена. Г-н Глисков так описал поиск юридической компании: «Человек звонит в одно место — узнает цену. Затем в другое, потом выбирает, где дешевле на 500 рублей, и туда обращается».

Демпинг наиболее характерен для сегмента простейших услуг. Если средняя юридическая компания попросит с клиента за регистрацию 5-6 тыс. руб., за исковое заявление — 3-5 тыс. руб., то у новичков аналогичные услуги могут стоить 500-1000 руб. «Однако качество таких услуг адекватно цене. Сэкономив на регистрации 5 тыс., клиент в будущем рискует потерять в десятки раз больше», — уверен Антон Калинин.

Эта ситуация, по мнению участников рынка, мешает его качественному росту. В данный момент, по словам Максима Богомолова, на рынке группа компаний создает некоммерческое партнерство — КПК (Красноярскую Правовую Палату). Одна из задач КПК — борьба с ценовым демпингом. Другая задача партнерства — распределить между агентствами-участниками объединения определенные виды услуг. По словам Антона Калинина, в партнерстве за каждым агентством будет закреплена собственная профессиональная ниша. «Кто-то будет плотно заниматься лицензиями, кто-то — гражданскими правами. Это поможет повысить качество оказываемых услуг», — сказал Антон Калинин.

В объединении участвуют семь красноярских юридических фирм («А и партнеры», «Лекс Аудит», «Солвер», «ЮСБ Консалтинг», «Эксперт», «ЮрБиС — Юридическое сопровождение», «Юридическое агентство «VIP»). По словам Максима Богомолова, учредителями Палаты уже принят устав, избран Совет и управляющий партнерством, поданы документы для государственной регистрации объединения.

Федералы-юристы уже «отщипывают» часть рынка

Игроки местного рынка юридических услуг не исключают, что в будущем серьезную часть их доходов могут перетянуть на себя федеральные игроки. Пока федералы самостоятельно не зашли в Красноярск, но, по словам Максима Богомолова, начинают осваивать местный рынок по партнерским схемам: «Сейчас они ищут здесь партнеров. Например, нам поступили предложения о партнерстве от трех фирм». Антон Калинин рассказывал, что «А и партнеры» уже заключило соглашения с несколькими московскими и питерскими фирмами.

Спрос на услуги федералов на местном рынке есть. Крупные местные юридические компании предпочитают отдавать сложные или очень трудоемкие вопросы именно федеральным юридическим агентствам. Максим Богомолов: «Бывают такие вопросы, когда нужно 50 человек загнать в комнату и чтобы они там работали неделю безвылазно. У меня, у местного игрока, нет такого штата. Но он есть в Москве».

Эксперты отмечают, что пока такое сотрудничество выгодно обеим сторонам. Федералам не нужно тратить деньги на открытие офисов, рекламу и поиск клиентов. Местные игроки также остаются в выигрыше. Клиенту, перенаправленному в Москву, там за услуги выставляют уже московский ценник, и часть от него получают местные партнеры. Здесь, на месте, говорят юристы, клиент таких денег им никогда бы не заплатил.

Однако игроки допускают, что в будущем федеральные юридические компании могут зайти в Красноярск и самостоятельно. «Это произойдет тогда, когда в город придут холдинги, которые они обслуживают. Тогда им будет выгоднее открыться тут самостоятельно», — говорит Антон Калинин.

Если это случится, местные компании рискуют лишиться значительной доли доходов. Максим Богомолов: «Вот что говорит московский опыт — международные юридические фирмы, которые приходили вслед за своими клиентами в Москву с целью обслуживать только их, сейчас 80% доходов получают от местных заказов».

Самое читаемое
  • Крах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила ХазинаКрах мировой долларовой системы и его последствия. Прогноз от Михаила Хазина
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»В Екатеринбурге на неопределенный срок закрыли станцию раздельного сбора отходов у «Меги»
  • Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?Путешествие на диване: возможен ли сплав премиального уровня на Урале?
  • В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.В Екатеринбурге приступили к обустройству парка, за который проголосовали жители в 2024 г.
  • Иностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяцИностранные компании по-прежнему хотят уйти из РФ — десятки заявок каждый месяц
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.