Обзор:Языковые школы
эксперты Наталья Конно директор компании Welcome Юлия Куцак менеджер по персоналу красноярского франчайза компании «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» Татьяна Москаленко генеральный директор школы иностр
эксперты
Наталья Конно директор компании Welcome
Юлия Куцак менеджер по персоналу красноярского франчайза компании «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия»
Татьяна Москаленко генеральный директор школы иностранных языков Okey
Татьяна Никитенко директор языковой школы «Вундеркинд»
Юлия Редькина директор школы английского языка «Альбион»
Татьяна Суетова директор бизнес-школы «ЛИНК» (НОУ РЦ МИМ ЛИНК)
Владислав Шаталов генеральный директор языкового клуба Well
Красноярск бьет рекорды по количеству языковых школ: участники рынка говорят, что в городе их несколько десятков. В соседнем Новосибирске, по словам экспертов, языковых школ не более десяти, основную часть рынка там держит группа лидеров, состоящая из трех-четырех игроков. ВЛАДИСЛАВ ШАТАЛОВ, генеральный директор языкового клуба Well, так видит причины сложившейся ситуации: «Все дело в том, что красноярский рынок сильно раздроблен между «школками» и «кабинетиками». Люди работают по принципу «маленькие инвестиции, маленькие усилия, маленькие рекламные бюджеты». Заметьте, за последние несколько лет при значительном росте числа игроков в городе не появилось ни одной большой школы».
До 90% учеников местных языковых школ осваивают английский
По данным директора языковой школы «Вундеркинд» ТАТЬЯНЫ НИКИТЕНКО, в Красноярске работают около 40 частных школ. «В августе мы обзванивали все языковые школы, которые были в телефонном справочнике YarMap, и обнаружили, что около сорока компаний ведут прием учеников», — рассказала г-жа Никитенко. Как сказала директор «Альбиона» ЮЛИЯ РЕДЬКИНА, заметны на рынке примерно 25 компаний. В лидирующей группе же, по мнению экспертов, около пяти-семи игроков.
По словам руководителей языковых школ, еще два-три года назад число участников этого рынка в Красноярске не превышало десяти. Резкий численный рост Татьяна Никитенко связывает с тем, что порог вхождения в этот бизнес был минимальным, а кредитные средства доступными. Владислав Шаталов: «Простите за аналогию, но войти на этот рынок было так же просто, как организовать мастерскую по изготовлению ключей: достаточно двух квадратных метров, двух станков и «мужика с руками». А в нашем случае — небольшого кабинета, доски с мелом и выпуск-ника иняза».
Однако эксперты отметили, что сейчас войти на этот рынок уже не так просто. Татьяна Никитенко: «Конкурентная ситуация усилилась. Сегодня, чтобы закрепиться, нужно громко заявить о себе, а для этого необходимы очень большие рекламные бюджеты». Если раньше можно было стартовать со 100 тыс. руб., то сейчас только на рекламу и продвижение новичку потребуется около 200 тыс. руб.
Участники рынка также рассказали, что большая часть языковых школ сосредоточена в Центральном районе города. Тренд последнего времени — открытие школ в микрорайоне Северном и на Взлетке.
В линейке компаний до 20 языков, включая «экзотику»: японский, греческий, португальский и т.п. ТАТЬЯНА СУЕТОВА, директор бизнес-школы «ЛИНК» (НОУ РЦ МИМ ЛИНК): «У нас были мысли добавить в свою программу китайский, испанский. Но я думаю, изучение этих языков в городе пока мало востребовано. Абсолютный лидер спроса в Красноярске — английский». По разным оценкам, 80-90% учащихся частных школ осваивают язык Туманного Альбиона.
Генеральный директор школы иностранных языков Okey ТАТЬЯНА МОСКАЛЕНКО разделила всех своих клиентов на три группы: дети, студенты и взрослые. «В нашей компании 30% слушателей — дети, 30% — взрослые и 40% — студенты», — пояснила г-жа Москаленко. Директор компании Welcome НАТАЛЬЯ КОННО отметила такую любопытную деталь: среди изучающих иностранные языки преобладают женщины. «Около 80% всех наших клиентов — представительницы слабого пола», — рассказала она.
Красноярцев толкает изучать язык жажда карьерного роста
Эксперты отмечают, что если раньше изучение языка было данью моде, то теперь это необходимость. Татьяна Никитенко: «Наш клиент стал четко понимать, для чего он учит язык. Тех, кто приходит к нам по причине избытка свободного времени или денег, стало меньше».
По словам Татьяны Суетовой, школьники идут в языковые школы для того, чтобы качественно подготовиться к ЕГЭ по иностранному языку. Многие студенты теперь изучают язык для того, чтобы продолжить учебу за рубежом или уехать туда работать.
Специалисты говорят, что сегодня самая распространенная цель изучения языка — карьерный рост. «Многие работодатели ставят знание иностранного языка обязательным условием при приеме на работу. А западные компании, которые заходят в наш город, вообще не возьмут к себе без знания языка», — сказала г-жа Суетова. Кроме того, красноярцы идут в языковые школы за умением поддержать контакт с зарубежными коллегами. Татьяна Никитенко: «Среди наших слушателей есть работники культуры, часто выезжающие на границу на гастроли, медики, участвующие в международных симпозиумах, ведущие деловую переписку с западными коллегами».
Аналитики добавляют, что сегодня язык нужен работникам самых разных отраслей — финансистам, ритейлерам, производственникам. Менеджер по персоналу красноярского франчайза компании «Кока-кола ЭйчБиСи Евразия» ЮЛИЯ КУЦАК говорит, что сотрудникам ее компании язык необходим как воздух: «Центральный офис Coca-Cola находится в Афинах. Туда топ-менеджмент компании часто отправляют на учебу. Кроме того, вся деловая переписка у нас ведется на английском».
Более того, в Красноярске уже есть примеры, когда филиалами компаний руководят англоговорящие топы. В этой ситуации сотрудники просто вынуждены изучать английский.
Возраст клиентов упал до трех лет
Аналитики утверждают, что по числу потребителей образовательной услуги за последний год местный рынок языковых школ вырос примерно на 25%. Эксперты утверждают, что часть клиентов компаниям удалось забрать у частных репетиторов. «Большинство подростков перекочевали от репетиторов в профессиональные школы. Причина проста: будущим студентам для поступления нужен сертификат о том, что они изучили курс иностранного языка в специализированной школе. Такой документ вам не даст ни один репетитор. Кроме того не всех клиентов устраивает уровень репетиторской подготовки», — сказала Татьяна Никитенко.
По словам Натальи Конно, в этом году пришли в языковые школы и совсем маленькие красноярцы. «Возраст наших клиентов сильно снизился. Если раньше родители приводили к нам детей в возрасте от восьми лет, то сегодня мы снизили возрастную планку для приема в школу до трех лет», — рассказала Наталья Конно. Татьяна Москаленко добавила, что в ее практике были случаи, когда заботливые родители были готовы отдать свое чадо «на английский» уже в полтора года. «В этом случае мы всегда уговариваем повременить. Подождать, пока ребенок немного подрастет», — отметила г-жа Москаленко.
Наталья Конно рассказала «ДК», что ее компания специально, чтобы удовлетворить желание взрослых учить своих маленьких чад английскому, открыла первый в городе англоязычный детский сад. «По сути, это альтернатива обычному детскому саду. С той лишь разницей, что у нас в течение всего дня ребенок общается с воспитателем, владеющим английским языком. К языку мы добавили множество дополнительных эстетических предметов — рисование, вокал, креативный танец. Их ведут преподаватели с дипломами как по своему основному предмету, так и по иностранному языку», — поделилась г-жа Конно.
Наталья Конно уточнила, что основная цель такого детского сада — воспитать двуязычного ребенка: «Об этом мечтают многие родители. Поэтому наша услуга уже серьезно востребована».
Языковые школы ищут подход к корпоративному заказчику
Все без исключения руководители языковых школ, опрошенные «ДК», уверяют, что в последнее время их рынок прирастает за счет корпоративного заказчика.
Наталья Конно рассказала о такой динамике доли этого сегмента в обороте своей компании: «Если в прошлом году у нас было 10 корпоративных клиентов, и они нам обеспечивали десятую часть оборота, то в этом году мы зафиксировали стопроцентный рост этого сегмента: число компаний-заказчиков выросло до двадцати, их денежные поступления составляют примерно одну пятую часть от общего оборота компании». Наталья Конно также уточнила, что в некоторых компаниях языку они учат не одну группу, а три-четыре.
Юлия Куцак так объяснила отказ ее компании от частного учителя в пользу языковой школы: «В школах работают специалисты, имеющие опыт работы именно с группами. Кроме того, для нас очень важно наличие преподавателя — носителя языка. Естественно, частный учитель такой услуги предоставить не смог».
Однако не все участники рынка считают корпоративного заказчика на данный момент привлекательным. «Для нас с точки зрения доходности этот сегмент неинтересен. Пока он сильно роняет цену на услугу», — сказала Татьяна Никитенко.
Как пояснила Юлия Редькина, бизнес-сегмент пытается экономить на обучении языку. «Торгуются даже те компании, которым по статусу вроде бы так торговаться не положено. Схема же выбора образовательного учреждения очень проста — смотрится несколько школ, и предпочтение отдается той, что оказалась готова максимально упасть в цене», — рассказала директор «Альбиона».
Однако Наталья Конно считает, что заработать на корпоративном клиенте возможно и с гибкой ценовой политикой: «Как правило, корпоративные заказчики приглашают преподавателей к себе на предприятие. То есть мы занимаемся на площадях клиента и значительно экономим на такой статье расходов, как арендная плата. Соответственно, мы можем предложить этим заказчикам более низкую цену за услугу».
Наталья Конно добавляет, что сегодня корпоративному клиенту не достаточно предложить выгодную цену. Необходимо удерживать его внимание различными «ноу-хау». Например, она пытается совместить учебу и отдых — Welcome практикует языковые тренинги на турбазах. В октябре этого года Наталья Конно отправила сборную группу корпоративных клиентов учиться к морю — в Таиланд.
Мелкие игроки созреют до объединения
Участники рынка подчеркивают, что в нынешней конкурентной ситуации «фишки» нужны в борьбе не только за корпоративного, но и за частного клиента. Татьяна Никитенко: «Чтобы удержаться на рынке, надо предложить ученикам что-то особенное. Надо отличаться от остальных, надо удивлять». Так, школа иностранных языков Okey поставила себе задачу быть максимально близкой к клиенту. Компания создала разветвленную филиальную сеть. Бизнес-школа «ЛИНК», сделала ставку на преподавателей-носителей языка. «Мы работаем только с иностранцами», — пояснила г-жа Суетова.
Владислав Шаталов привез в Красноярск новую методику обучения иностранному языку. «Мы не заставляем людей механически зазубривать язык. Мы учим ему легко и приятно. Ставим спектакли, смотрим фильмы, поем караоке», — сказал г-н Шаталов.
Эксперты уверены, что в перспективе многие компании начнут вкладываться в корпоративный сегмент. Однако произойдет это тогда, когда заказчики перестанут ронять цены и будут готовы платить за качественную услугу.
Татьяна Никитенко считает, что в текущей острой конкурентной ситуации мелким компаниям будет все сложнее привлекать клиентов. В итоге, по ее мнению, на рынке останутся только старожилы с большим опытом работы. По словам Татьяны Москаленко, выходом для мелких компаний станет объединение с крупными игроками. «Иначе они не смогут удержаться на рынке», — заключила г-жа Москаленко.