Операторы связи идут в интернет-провайдинг

эксперты Александр Демешко генеральный директор компании «Орион-телеком» Евгений Дергачев коммерческий директор Красноярского филиала «ВымпелКом» Игорь Жижикин директор филиала «МТС» в Кр

Местные операторы связи пошли в интернет-провайдеры. Отвоевывать потребителя у кампусников они рассчитывают за счет невысокой стоимости трафика и пакетных услуг. Уже через год-два связисты планируют «подмять» под себя рынок интернет-провайдинга. Однако кампусные сети сдаваться без боя не собираются.

эксперты
Александр Демешко
генеральный директор компании «Орион-телеком»
Евгений Дергачев
коммерческий директор Красноярского филиала «ВымпелКом»
Игорь Жижикин
директор филиала «МТС» в Красноярском крае
Александр Косолапов
директор Красноярского филиала «СЦС Совинтел»
Дмитрий Курилов
коммерческий директор «Сибирьтелеком»
Андрей Патока
заместитель генерального директора, руководитель подразделения по развитию международного и регионального бизнеса компании «СЦС Совинтел»
Максим Петенев
коммерческий директор компании «СибТрансТелеКом»
Ирина Третьякова
и.о. директора Красноярского отделения «МегаФон-Сибирь»

Красноярские связисты констатируют: акцент развития телекоммуникационного рынка сместился из сектора стационарной и мобильной связи к обеспечению доступа в интернет. Именно на интернет-провайдинге сосредоточились сейчас операторы связи. Например, компания «Сибирьтелеком» официально озвучила свое намерение за пять ближайших лет из оператора местной телефонно-телеграфной связи превратиться в провайдера целого пакета высокотехнологичных интернет-услуг. Долю доходов от этих услуг в компании планируют довести с 8% до 30%. «Сибирьтелеком» уже осуществляет проект Ethernet to the Home, в рамках которого в жилые массивы тянут оптоволоконные сети.

Активно прокладывает «оптику» и «Голден Телеком». Как рассказал «ДК» заместитель генерального директора, руководитель подразделения по развитию международного и регионального бизнеса компании «СЦС Совинтел» АНДРЕЙ ПАТОКА, «Голден» планирует в рамках программы «Оптика в каждый дом» в ближайший год охватить сетью более двух тысяч многоквартирных домов Красноярска. Объем инвестиций в проект, по оценке директора Красноярского филиала «СЦС Совинтел» АЛЕКСАНДРА КОСОЛАПОВА, составит $9 млн. 

К развертыванию ядра мультисервисной сети в Красноярске приступил «Норильск-телеком». В компании хотят искать новых клиентов в жилом секторе, прокладывая туда оптические линии. В результате до 2010 г. «Норильск-телеком» намерен занять более 40% рынка в сегменте мультимедийных услуг и увеличить абонентскую базу в 2,5–3 раза.
В дополнение к строительству оптоволоконных сетей операторы связи активно продвигают услугу широкополосного ADSL-доступа на базе существующих телефонных кабелей. Эксперты отметили, что это дает возможность предложить современную услугу жителям тех зданий, к которым «оптика» пока не подведена.

Коммерческий директор компании «СибТрансТелеКом» МАКСИМ ПЕТЕНЕВ особо заострил внимание на том, что стратегия всех операторов фиксированной связи — идти с услугой «интернет» к конечному пользователю. «Например, «Сибирьтелеком» раньше делал акцент на подключение корпоративных клиентов и операторов связи. Сейчас же эта компания активно пошла в розничный сегмент», — рассказал г-н Петенев. Эту тенденцию подтверждает и сам «СибТрансТелеКом», который во втором полугодии 2008 года планирует добавить к голосовой связи услуги конечного интернет-оператора и уже обслуживает в тестовом режиме несколько жилых домов.

Связисты ищут ненасыщенные ниши

Как полагает Андрей Патока, операторы связи пошли в интернет-провайдинг потому, что сегмент голосовой связи приближается к насыщению. «В 90-е годы была очень высока потребность в стационарных телефонах. «Голден Телеком» начинал как оператор фиксированной связи. Но на сегодня этот сегмент рынка полностью захвачен и поделен», — рассказал эксперт. Ту же причину выхода на рынок интернет-услуг называют и сотовые операторы. ИГОРЬ ЖИЖИКИН, директор филиала «МТС» в Красноярском крае: «Проникновение сотовой связи достигло своего предела. Сейчас оно выше 100%. Проникновение интернет-услуг далеко не так высоко». 

По оценке Андрея Патоки, обеспеченность персональными компьютерами в Москве уже достигла 50%, в среднем по России и в Красноярске находится на уровне 30% и постоянно растет. При этом, учитывая все виды доступа, проникновение интернета в целом по стране не превышает 10%, а в Сибирском регионе, по данным коммерческого директора «Сибирьтелекома» ДМИТРИЯ КУРИЛОВА, этот показатель один из самых низких в России. «Но компьютер без доступа в сеть бесполезен, поэтому все, у кого дома есть компьютер, а интернета нет, являются нашими потенциальными потребителями», — рассказал Андрей Патока.

О том, что сектор начал стремительно расти в последние годы, говорят представители кампусных сетей. Генеральный директор компании «Орион-телеком» АЛЕКСАНДР ДЕМЕШКО: «Розничный рынок интернет-провайдинга растет на 50-100% ежегодно. Например, наша компания выросла за минувший год больше чем в два раза и по обороту, и по количеству подключенных пользователей». Андрей Патока считает, что в ближайшие пять лет сегмент интернет-услуг будет оставаться самым быстрорастущим. 

Доходность на одного абонента в интернет-провайдинге выше, чем в голосовой связи

Операторы говорят, что идут в интернет-провайдинг за высоким ARPU (доходность на одного абонента). По оценкам аналитиков, коммерческий потенциал нового направления очень высок. Максим Петенев: «ARPU в сегменте интернет-услуг выше, чем этот же показатель в секторе местной телефонной связи. Обычный пользователь тратит на интернет в среднем 500-700 руб. в месяц, в то время как безлимитная абонентская плата за домашний телефон  —около 300 руб.». 

В сотовой связи на конец 2007 года ARPU составлял $10-12. Эксперты прогнозируют, что с появлением сетей третьего поколения этот показатель будет расти — 3G-сети обеспечивают доступ к высокоскоростному мобильному интернету. Рост ARPU с сегменте сотовой связи, по мнению и.о. директора Красноярского отделения «МегаФон-Сибирь» ИРИНЫ ТРЕТЬЯКОВОЙ, в основном будет обеспечен ростом объема потребляемого интернет-трафика. «Сейчас дополнительные услуги, и в том числе GPRS, приносят компании «МегаФон-Сибирь» в Красноярском крае 26% всего объема выручки. С вводом сетей 3G эта доля, а вместе с ней и ARPU значительно возрастут», — уверена г-жа Третьякова.

При этом представители операторов связи отмечают, что для развертывания современных сетей им требуются меньшие ресурсы, чем кампусным сетям. Дмитрий Курилов: «Операторы связи уже располагают масштабной высокотехнологичной сетевой инфраструктурой». С ним не согласился Александр Демешко: «Оптоволоконные сети строить нужно всем — именно этим операторы связи сейчас и занимаются. При этом они начали это строительство только в прошлом году. А кампусные сети еще три года назад стали переходить на «оптику». Некоторые сети, например, «Орион телеком», вообще с самого начала строились на оптоволокне», — сообщил эксперт. 

Магистральных же операторов выходить на смежные рынки за дополнительным заработком вынуждает снижение стоимости на магистральную составляющую и связанные с этим потери доходов. Максим Петенев: «Компенсировать эти потери за счет роста рынка не получается. За прошлый год он увеличился наполовину. В то же время «СибТрансТелеКом» за минувший год снизил стоимость трафика для операторов в 2,5 раза, и это снижение будет продолжаться и дальше».

Связисты не боятся оттока абонентов в IP-телефонию 

При всех плюсах от выхода в розничный сегмент интернет-рынка для операторов связи существует и риск заработать конкуренцию между собственными услугами — традиционной и IP-телефонией. Коммерческий директор Красноярского филиала «ВымпелКом» ЕВГЕНИЙ ДЕРГАЧЕВ: «Еще 10-15 лет назад под словом «связь» подразумевали только передачу голоса на расстоянии. Однако теперь с ростом пропускной способности каналов у абонентов появилась возможность общаться не только голосом, но и совершать видеозвонки, общаться через интернет и т.д. Поэтому само понятие «связь» фактически свелось к передаче данных через интернет или любую другую сеть».

Дмитрий Курилов рассказал, что интернет-телефонию предлагают многие провайдеры. «Это связано с тем, что рынок этих услуг достаточно привлекателен и отличается невысокой ценой входа», — полагает эксперт. По данным экспертов, спрос на IP-телефонию растет: объем потребления этой услуги увеличивается в два раза каждый год. 

Однако операторы связи пока не рассматривают риск возникновения конкуренции между традиционной и IP-телефонией как серьезный. Они говорят, что большинство клиентов еще не созрело для пользования высокотехнологичными интернет-услугами. Поэтому в силу многолетней привычки они предпочитают традиционные способы связи. Андрей Патока считает: в будущем есть определенный риск того, что люди предпочтут пользоваться IP-приложениями для передачи голоса вместо традиционных средств. «Но на сегодняшний день мы не рассматриваем это как риск, а лишь как возможность получить дополнительные доходы за новую услугу», — сказал г-н Патока.

Игроки заработают на лицензионном контенте 

По мнению Дмитрия Курилова, клиентов привлечет возможность получения всего комплекса услуг от одного провайдера. В одном пакете клиент сможет получить весь перечень услуг — местную телефонную связь, междугородную и международную связь, доступ в интернет, IP-TV и т.д. «Все эти услуги можно будет подключить в одном месте, а не в десяти разных и платить за них там же. Это очень удобно для клиента», — отметил Александр Косолапов.

Операторы связи полагают, что спектр и качество услуг, которые они предложат в интернет-сегменте, будут выше, чем у кампусных сетей. Однако Александр Демешко усомнился в этом утверждении. «У всех на линиях одна и та же «оптика», на узлах стоит одно и то же оборудование. Разницы между тем, что строят сейчас «связисты», и тем, что мы уже давно построили, нет. Технологически наши сети уже могут предоставлять все те же услуги, что они обещают в будущем, и точно такого же качества. Например, как только возникнет спрос, «Орион телеком» готов предложить клиентам услугу IP-телевидения». Связисты считают, что их плюсом станет контентное наполнение услуги. Александр Косолапов: «Например, качество IP-телевидения, представленного на рынке сейчас, оставляет сильно желать лучшего — большинство каналов серые, и смотреть там особенно нечего. Мы располагаем ресурсами, чтобы предоставить пользователям доступ к лицензированным IP-каналам, там контент будет на 100% белый, клиенты смогут смотреть те же передачи, что люди в Москве и Европе». 

Но главное преимущество, которое получат пользователи, — это более низкая стоимость услуг. Сейчас безлимитный интернет, по данным Максима Петенева, стоит 600-700 руб. Между тем, по словам Андрея Патоки, среднестатистическая семья готова тратить на «безлимитку» не более 500 руб. Операторы связи уверены: они смогут уронить цены на рынке до этого уровня. Это позволит им сделать больший, чем у кампусных сетей, финансовый потенциал и крупные оптовые закупки трафика, а также исключить издержки на продвижение «с нуля».

У магистральных операторов есть еще одно преимущество в ценовых войнах. Александр Косолапов: «Кампусные сети покупают трафик у магистральных операторов и перепродают конечным пользователям. Магистраль позволяет поставлять контент абонентам напрямую, минуя перекупщиков. При таком раскладе пользователи значительно выигрывают в цене». 

Однако Александр Демешко отмечает, что пока в Красноярске услуги кампусных сетей стоят ниже, чем услуги операторов связи, вышедших на рынок провайдинга. «Если вы посмотрите на действующие тарифы, то увидите, что у кампусников они в некоторых районах на 5-10%, а где и даже на все 30% ниже, чем у операторов связи», — рассказал г-н Демешко.

Связисты планируют вытеснить «кампусников» 

Эксперты уверены: приход операторов связи в интернет-провайдинг подстегнет укрупнение рынка. Александр Демешко: «Число игроков на рынке сокращается уже сейчас, это общая тенденция. К примеру, «Орион телеком» за последние два года приобрел нескольких конкурирующих операторов. Последняя наша покупка — компания «Краслинк» в Северном».

Но в ближайшие два года число игроков на рынке может сократиться даже в 10 раз — из 50 интернет-провайдеров (данные «ДК» на конец 2007 года), по мнению Максима Петенева, останутся не более 3-5 крупных игроков. «Кампусные сети, которые сейчас контролируют 60-70% рынка конечных потребителей, будут либо уходить из отрасли, не выдержав конкуренции, либо поглощаться крупными игроками», — считает Максим Петенев. 

Операторы связи подтверждают намерения осваивать новый рынок с помощью поглощений. Например, в компании «СибТрансТелеКом» не исключают, что станут выходить в розницу путем покупки мелких операторов, по сути, покупая их абонентскую базу. Представители «Норильск-телекома» также заявляют о том, что в ближайшие два года компания планирует осваивать новые территории за счет не только собственного строительства, но и за счет слияний и поглощений.
Однако «кампусник» Александр Демешко настроен оптимистично: «Опыт Москвы показывает, что там удается уживаться как очень крупным операторам, например, таким, как «Корбина Телеком», так и совсем мелким игрокам. Не думаю, что число интернет-провайдеров за два года сократится до пяти. Если это и произойдет, то только в очень дальней перспективе».

Самое читаемое
  • Коллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить ГазпромбанкКоллектора ЭОС, принадлежащего немецким акционерам, собирается купить Газпромбанк
  • Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»Сергей Скорович: «Без доверия между игроками и тренером команду построить не получится»
  • Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?Ипотеку под 20% все-таки берут. Кто эти люди?
  • Штурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантовШтурм Wildberries в Москве: стреляли сразу в двух офисах, в уголовном деле 27 фигурантов
  • Новая реальность завода «Фарфор Сысерти»Новая реальность завода «Фарфор Сысерти»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.