Операторы связи укрылись в «тихой гавани»
эксперты Мурад Абакаров директор Красноярского филиала «ВымпелКом» («Билайн») Михаил Баженов генеральный директор «ТТК-Сибирь» Роман Броверман генеральный директор компании «Орион Телеком»
эксперты
Мурад Абакаров
директор Красноярского филиала «ВымпелКом» («Билайн»)
Михаил Баженов
генеральный директор «ТТК-Сибирь»
Роман Броверман
генеральный директор компании «Орион Телеком»
Сергей Горюнов
коммерческий директор филиала «МТС» в Красноярском крае
Константин Ковалев
директор направления по развитию ШПД Сибирского и Дальневосточного регионов компании «ВымпелКом» («Билайн»)
Роман Кравцов
первый заместитель директора Сибирского филиала компании «Ростелеком» — коммерческий директор
Владимир Кубарев
коммерческий директор Красноярского филиала компании «Сибирьтелеком»
Также в этом году операторы связи начали формировать пакетные услуги. Летом «Сибирьтелеком» вывел на рынок пакет услуг «Твист», включающий услуги ШПД, IP-TV и телефонии. По данным компании, сегодня абонентами «Твиста» стали уже 1,5 тыс. человек в крае. «Билайн», имея в активе фиксированную и мобильную связь, также разрабатывает пакетные тарифные планы.
Важным событием конца года, по мнению экспертов, стал запуск компанией «МТС» в коммерческую эксплуатацию сети 3G. В начале октября, одновременно с запуском продаж iPhone, сеть заработала в Норильске, а в декабре услуги 3G стали доступны и жителям Красноярска.
Кризис не прошелся по рынку связи. Пока Участники рынка в сегменте сотовой связи заявляют, что финансовый кризис на их деятельности пока практически не отразился. «В четвертом квартале текущего года мы отметили незначительное сокращение доходов, но оно объясняется, главным образом, сезонным фактором. В целом мы по-прежнему наблюдаем устойчивый спрос на сотовую связь», — говорит коммерческий директор филиала «МТС» в Красноярском крае СЕРГЕЙ ГОРЮНОВ. Так, по данным компании «Билайн», ARPU в целом по России на 3 квартал 2008 г. составил $15,2, что на 9,4% выше показателя аналогичного периода прошлого года. Эксперты утверждают, что динамика местного рынка соответствует общероссийской.
«Такова специфика отрасли: рынок телекоммуникаций не зря называют «тихой гаванью». Никакой кризис не заставит людей перестать общаться друг с другом», — отмечает Константин Ковалев. С мнением «сотовиков» солидарны интернет-провайдеры. Еще в октябре крупнейшие местные провайдеры «Орион Телеком» и KrasLan заявили о небывало высоких темпах роста красноярского интернет-рынка и удвоении за год своих абонентских баз. «Сегодня ситуация развивается по-прежнему, до сих пор мы не ощутили на себе влияния кризиса. В последний месяц несколько сократилось число заявок на подключение, но это традиционное явление в зимний период», — утверждает генеральный директор компании «Орион Телеком» РОМАН БРОВЕРМАН.
Операторы магистральной и фиксированной связи более осторожны в оценках ситуации. «Кризис пока не оказывает существенного влияния на деятельность «Ростелекома», поскольку в настоящее время компания работает без значительного привлечения кредитных средств», — говорит первый заместитель директора Сибирского филиала компании «Ростелеком» — коммерческий директор РОМАН КРАВЦОВ. Владимир Кубарев считает, что кризис просто не набрал в настоящее время значительных оборотов, но в 2009 г. он будет ощутим. «Уже сейчас можно говорить о том, что и население, и предприятия активно ищут пути сокращения затрат, в том числе и за счет услуг связи», — отметил г-н Кубарев. Как выяснил «ДК», несмотря на внешнее спокойствие, у связистов все же «сдают нервы» в условиях всеобщей неопределенности на рынке. Все участники рынка в той или иной степени предпринимают антикризисные меры. «Мы пока придерживаемся утвержденных бизнес-планов, но нестабильная ситуация заставляет более пристально контролировать расходы, сокращать операционные затраты. Не исключаю того, что нам придется отказаться от каких-то проектов, на которые при жестком финансовом контроле нецелесообразно тратить средства», — говорит генеральный директор «ТТК-Сибирь» МИХАИЛ БАЖЕНОВ.
«Сибирьтелеком» также предпринимает меры для минимизации бизнес-потерь. «Среди ключевых инструментов внедрение новых технологий, вывод в аутсорсинг целых сегментов бизнеса и структурные преобразования», — пояснил Владимир Кубарев.
Сергей Горюнов отмечает, что «МТС» временно вводит ограничения на административно-хозяйственные и другие затраты, не связанные с основной и инвестиционной деятельностью. «Что касается коммерческих расходов, то мы заново оцениваем эффективность каждого канала продаж и маркетинговых коммуникаций, но снижать их на данном этапе считаем нецелесообразным», — подчеркнул г-н Горюнов.
Операторы начнут конкурентную борьбу за абонентов По прогнозам участников рынка, максимум, чем грозит им кризис, — это замедление темпов развития отрасли. «Операторы, скорее всего, приостановят инвестирование второстепенных проектов, относящихся к категории дополнительных сервисов. Но основные направления, например, сегмент ШПД, будут продолжать развиваться, хотя и не такими быстрыми темпами, как в этом году», — полагает Михаил Баженов.
Кроме этого, эксперты уверены, что на рынке обострится конкурентная борьба за абонентов: в попытках сэкономить на связи пользователи станут искать более выгодные предложения и активнее переходить от одного оператора к другому. «Операторы будут вынуждены бороться за своих и переманивать чужих абонентов. Гибкие тарифные схемы, выгодные предложения и качество связи — вот что выйдет на первый план», — уверен Роман Кравцов. Некоторые компании уже начали работу в этом направлении. «Для увеличения прироста трафика и абонентской базы мы будем проводить активную тарифную политику. Для каждого сегмента планируются рекламные кампании, разрабатываются выгодные предложения. Приоритетным для нас становится индивидуальный подход к каждому клиенту», — заявил Владимир Кубарев.
По словам директора Красноярского филиала компании «ВымпелКом» МУРАДА АБАКАРОВА, «Билайн» уже скорректировал свои предложения и для бизнес-сегмента, и для рынка частных пользователей. «Новые предложения направлены на оптимизацию расходов наших абонентов», — уточнил г-н Абакаров. Помимо прочего, аналитики полагают, что кризис может привести к изменению расклада сил на рынке. «Тем компаниям, которым удастся сейчас оптимизировать расходы и высвободить финансовые ресурсы, кризис даст колоссальные возможности для дальнейшего развития и роста, в частности, за счет приобретений», — уверен г-н Абакаров. Так, по словам Романа Кравцова, «Ростелеком» планирует в ближайшие несколько лет расширить бизнес, в том числе путем покупки других операторов.
Связисты нацелены на развитие Для операторов фиксированной связи на будущий год приоритетным направлением остается ШПД. «Мы продолжим развитие проекта Ethernet to the Home. Кроме того, в феврале 2009 года добавим в портфель услуг новое предложение — услугу беспроводного доступа в интернет под торговой маркой «Бит Байт», — заявил Владимир Кубарев. «Билайн» также сосредоточится на строительстве оптоволоконной сети, кроме того, компания намерена активно продвигать услугу FMC (Fixed Mobile Convergence) для корпоративных клиентов. «FMC дает возможность создать персональную телефонную сеть, сочетающую преимущества фиксированной и мобильной связи», — пояснил Константин Ковалев. Также, по его словам, планируется запуск IP-телевидения, конвергентных услуг и сервисов.
«Ростелеком» ставит задачу стать универсальным оператором связи и начать предоставлять полный пакет услуг как на основе собственных ресурсов, так и совместно с другими компаниями.
Операторы сотовой связи делают ставку на развитие 3G и в целом услуг беспроводного интернета. «В тех регионах, где сети 3G уже некоторое время функционируют, мы наблюдаем рост потребления услуг передачи данных. К примеру, в октябре объем интернет-трафика в сетях 3G в России вырос в три раза по сравнению с предыдущим месяцем», — говорит Сергей Горюнов. По его словам, «МТС» в следующем году сфокусируется на строительстве сетей 3G, будет инвестировать в контент, новые продукты и услуги, в частности, мобильную рекламу.
Крупнейший сотовый оператор на местном рынке — «ЕТК» — в настоящее время заканчивает модернизацию беспроводной сети IMT-MC 450 (торговая марка Wellcom). В сети будет запущена технология DORA, которая позволит более чем в 10 раз увеличить скорость передачи данных для абонентов Wellcom. Запуск сети запланирован на конец года.
Оператор
|
Кто покинул пост директора
|
Кто назначен на пост директора
|
«ВымпелКом»
|
Александр Бабишин
|
Мурад Абакаров
|
«МТС»
|
Игорь Жижикин
|
и.о. директора филиала Владимир Амосов
|
«МегаФон»
|
Сергей Леоненко
|
директор красноярского отделения
|