Отрасль стройматериалов в Красноярске на пороге больших перемен

Отрасль производства стройматериалов претерпевает в Красноярском крае большие изменения. Конкуренция обострилась, мелкие игроки останавливают линии, крупные наращивают долю рынка.

Отличительная черта рынка стройматериалов — сезонность. Наибольший спрос приходится на весну‑лето. Основные потребители материалов — крупные строительные компании, они осваивают более 60‑65% всей произведенной продукции. По словам генерального директора компании "Сибдом" Александра Шляхина, последний раз красноярский строительный рынок испытывал напряженность в материалах в 2006‑2007 гг., когда в городе закладывались крупные объекты, а объемы ввода жилья резко рванули вверх.

«Это были годы так называемого «строительного бума», производители стройматериалов были не готовы к такому росту потребления, застройщики закупали продукцию импортных производителей и предприятий соседних регионов, некоторые предпочитали открывать собственные производства ЖБИ, кирпича, бетона и т.д. Появился целый ряд новых предприятий по производству утеплителей и фасадных материалов. С тех пор рынок стабилизировался и год от года растет».

Монополии нет

Конструктивные стройматериалы, которые составляют основу в физическом потреблении в строительстве как жилых, так и коммерческих объектов, производятся в Красноярске и широко представлены на рынке. Доля импорта этой продукции незначительна. К этим материалам относятся цемент, кирпич, песок, бетон.

«Монополизма ни в одном из основных сегментов рынка стройматериалов в Красноярске нет», — отмечает директор по развитию компании «Культбытстрой» Антон Глушков.

По данным Красноярскстата, в столице края работает 350 предприятий, производящих разнообразные строительные и отделочные материалы. Подавляющее большинство (около 40%) производит бетон и изделия из него. Такой перекос легко объясним, ведь на панельное домостроение приходится около половины всех производимых в строительстве работ. Наиболее крупные заводы ЖБИ принадлежат строительным компаниям. Среди них лидеры красноярского рынка — «Культбытстрой», «Сибиряк», «Монолитхолдинг» и др.

Кирпичных заводов в Красноярске несколько, причем они выпускают как конструктивный (керамический) кирпич, так и облицовочный, который используется в оформлении фасадов. Причем ряд кирпичных заводов также принадлежит строительным организациям. Например, крупный производитель кирпича — предприятие «Сибирский элемент» — принадлежит московской компании «СУ‑155», «Сибагропромстрой» владеет предприятием «Песчанка», компания «Арбан» в прошлом году начала в Канске строительство кирпичного завода. Кроме того, в городе работают еще несколько крупных производителей — кирпичные заводы «Стоун», «Содружество», «Первый кирпичный завод» и др.

В сегменте производства цемента в регионе работают два игрока‑гиганта. «Ачинский цемент» (входит в холдинг «БазэлЦемент», мощность предприятия — до 1,4 млн т цемента в год) и компания «Красноярский цемент» (входит в ХК «Сибцем», в прошлом году завод выпустил около 910 тыс. т цемента). За первое полугодие текущего года «Красноярский цемент» на 7% нарастил объем производства по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Управляющий директор предприятия Юрий Козловский объясняет это увеличением роста емкости цементного рынка региона. Только в первом полугодии 2014‑го этот показатель, по оценкам компании, стал больше на 14%. И, вероятнее всего, положительная динамика сохранится.

«Сейчас в Красноярском крае дан старт ряду крупных проектов, в которых мы участвуем: четвертый мост через Енисей, жилые комплексы «Сосны», «Красноярск‑Сити», мост‑путепровод на Северном шоссе, хранилище ядерных отходов в Железногорске. Кроме того, мы продолжаем отгружать тампонажный цемент, необходимый для строительства нефтегазовых скважин «Роснефти» и «Ванкорнефти», — рассказывает г‑н Козловский. — Особо отмечу проекты по возведению объектов Универсиады‑2019. Их строительство потребует большого количества цемента, а это позволяет рассчитывать, что спрос останется высоким. И мы к этому готовы, у нас есть резервные мощности, есть программы по расширению производства».

Отметим, что реализация вышеперечисленных проектов потребует увеличения производства не только цемента, но и других стройматериалов, а значит, рынок в ближайшие годы будет расти.

Минусы рынка

Но в Красноярском крае производятся не все необходимые стройматериалы. Например, отсутствует производство черного металла, который массово используется в строительстве. По объему использования черный металл физически составляет в среднем 10% здания. Есть основания полагать, что ситуация с черным металлом в длительной перспективе останется неизменной. На территории края нет месторождений железных руд, а значит, инвестировать в черную металлургию невыгодно.

«Весь черный металл — привозной. И это наша единственная строительная зависимость, — комментирует Антон Глушков. — Красноярские застройщики закупают этот материал в основном у уральских поставщиков. Везти его дорого. Есть дешевый металл китайского производства, но многие строители, кто уже пробовал, работают на российском металле. Таких примерно 80%».

Также в Красноярске нет производства стекла. Но мощно развита сфера его переработки. Стекольные компании закупают сырье — листовое стекло — у зарубежных и российских производителей. В городе работает более 20 заводов по производству разного рода изделий из стекла.

Проблема рынка — большое количество морально устаревших производств. Часть красноярских предприятий, которые работают со времен СССР, имеют оборудование с высокой степенью износа. Это сказывается на себестоимости продукции и объеме производства. Износ технического оборудования колеблется в пределах 30‑50%, отмечают эксперты. На переоснащение основных фондов нужны крупные инвестиции.

«В силу того, что в крае и столице региона возводились крупные объекты, строительная индустрия была прекрасно развита и осталась в наследство Красноярску. И пусть прошло много времени, в городе остались работать технологии 50‑х годов прошлого века, — поясняет г‑н Глушков. — Но чтобы модернизировать устаревшее производство, необходимо вырезать старую линию (потерять рынок на этот период), вложить несколько млн евро в новое оборудование, обучить людей и, наконец, обеспечить пуск и продажу продукции. Эти затраты окупятся примерно через 15 лет. Это очень большой срок. Экономика, которую владелец компании получает в результате производственного перевооружения, не оправдывает понесенные затраты. И этот пример нагляден для любых производств стройматериалов, которые работают на рынке более 30‑40 лет».

Зачистка конкуренцией

По мнению экспертов, в ближайшее время рынок стройматериалов будет расти за счет крупных игроков. Лидеры будут наращивать объемы производства и номенклатуру товара, мелкие игроки предпочтут заморозить собственные производства, закупая продукцию у вчерашних конкурентов.

«Раньше строители стремились иметь свои производственные мощности, инвестировали в новые предприятия. Безусловно, все пытались избежать дополнительных затрат, собственное производство гарантировало низкую себестоимость продукции. Сейчас идет обратная тенденция. Конкуренция на рынке обострилась. Наличие собственного производства сейчас может сулить если не убытки, то финансовое обременение. Крупные производители в силу больших объемов могут дать даже более низкую цену. Дешевле заморозить собственное производство и закупать продукцию у крупного игрока», — отметил Антон Глушков.

Следуя этой тенденции, компания «Культбытстрой», которая раньше имела собственное производство дверей, приняла решение закрыть это направление. Сейчас застройщик использует двери совместного российско‑китайского производства.

В сегменте пластиковых окон похожая ситуация.

«Сейчас в Красноярске остается все меньше оконных компаний, использующих собственные мощности для производства стеклопакетов. Большинству предприятий экономически выгодней покупать комплектующие у специализированных компаний‑производителей. К тому же кроме хорошей цены крупный поставщик предоставляет дополнительные услуги и развитый сервис», — пояснил «ДК» коммерческий директор красноярского завода компании Sibglass Владислав Шапельский.

Говоря о структуре потребления стройматериалов в регионе, участники рынка не прогнозируют ее изменение. Основу домостроения будут, как и прежде, составлять панельные здания.

«Если делить рынок строительства по используемым материалам, то панельное домостроение занимает около 45‑50% всех строящихся домов, остальные делят между собой кирпичное домостроение (20%), монолитное домостроение (20%) и сборное монолитно‑кирпичное домостроение (10%)», — оценивает Александр Шляхин.

Хотя в более сытые годы тенденция уменьшения объема ввода панельных домов и роста кирпичного и монолитного домостроения прослеживалось, сейчас ситуация изменилась. Панельное домостроение остается самым востребованным.

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
  • Рядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высоткиРядом с парком Маяковского выставлена на продажу земля под строительство высотки
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.