Парикмахеры в стиле фанк
досье Денис Баженов Родился 4 февраля 1978 года Образование и карьера: 1985-1995 гг. — средняя школа № 101, г. Красноярск. 1995-1998 гг. — Красноярский аграрный университет, факультет зоотехн
досье
Денис Баженов
Родился 4 февраля 1978 года
Образование и карьера:
1985-1995 гг. — средняя школа № 101,
г. Красноярск.
1995-1998 гг. — Красноярский аграрный университет, факультет зоотехнии.
1998-2000 гг. — служба в армии.
2000-2002 гг. — ОБ ДПС ГИБДД, инспектор.
2002 г. — ГИБДД Октябрьского района, командир взвода ДПС.
2003 г. — кладбище Бадалык.
2003 г. — отряд милиции специального назначения, водитель, г. Красноярск.
2003 г. — оперуполномоченный, Республика Чечня.
2004 г. — курсы парикмахеров-универсалов. С 2004 года работал мастером в салонах красоты.
С 2006 года — соучредитель ООО «Никитин и компания».
Хобби: бисероплетение.
досье
досье
Константин Сац
Родился 28 апреля 1982 года
Образование и карьера:
1989-1999 гг. — средняя школа №101, г. Красноярск.
1999-2001 гг. — автодорожный техникум, автомеханик 3 класса.
В настоящий момент — студент Красноярского государственного университета, факультет физкультуры и спорта.
Мастер спорта международного класса.
Двукратный чемпион России по горным лыжам 2006 года.
Хобби: автомобили, коллекционирование картин Пауле Монсарди, изучение иностранных языков.
— Возникла идея — создать парикмахерскую формата «Макдональдс»: быстро, качественно, недорого, «смачно». В городе такого не было. Теперь — есть. Впрочем, красноярский рынок просто не созрел для того, чтобы понять, что именно мы делаем, — без ложной скромности заявляет Сергей Никитин, один из соучредителей Satza.
У Никитина — небольшой магазин, три незаконченных вуза (главная книга — учебник по экономической теории, на остальное «не стоит тратить время») и твердая уверенность в том, что он все делает правильно.
— В марте этого года мы познакомились с Денисом Баженовым. Он последние два года работал парикмахером, планировал уезжать в Москву. Я, в свою очередь, как раз думал над тем, что маленький магазин — не то, чем я бы хотел заниматься всю жизнь. Втроем (вместе с еще одним соучредителем, Константином Сацем) вложили деньги в обучение персонала, сделали упор на качественную косметику, но при этом сэкономили на ремонте. Зачастую владельцы парикмахерских делают наоборот. Мы же с самого начала инвестировали не в интерьер, а в сервис и бренд. Уверены, именно так — правильно. В результате открытие салона обошлось в 1,5 миллиона рублей, еще миллион потратили на рекламную кампанию Это — инвестиции в бренд.
Похоже на блеф
— Бизнес — это игра. Блефовать тоже надо уметь. Поначалу в нас не верили и нас не замечали Очень благодарны конкурентам за то, что они дали нам полгода форы.
— Хотелось, чтобы у парикмахерской была своя аура, — Денису Баженову мысль о «Макдональдсе» не близка. Он предлагает художественную концепцию Satza. И доводит ее до абсурда. То есть — в случае с нашими героями — до реальности. — Мы предлагаем горожанам прийти не просто в парикмахерскую, а в некую творческую лабораторию. У нас рассказывают анекдоты, снимают реалити-шоу, проводят фотосъемки и концерты. Человек получает хорошую стрижку и впридачу — массу впечатлений. Вырывается из круга «дом-работа-дом», становится непосредственным участником событий. Стрижка превращается в действо. Мы очень плотно работаем с телевидением. Например, придумали «Стрижж Реслинг»: известные красноярцы после часового мастер-класса стригут и красят волосы добровольцам прямо в эфире.
Бизнес-роли среди соучредителей распределились следующим образом. Константин Сац дал парикмахерской свою фамилию. «Были разные варианты названия, на этом остановились, потому что слово звучное, запоминающееся. А то, что Костя чемпион России по горным лыжам, — скорее дополнительный бонус», — поясняет Баженов. Сам Баженов в качестве арт-директора разработал концепцию продвижения предприятия. Никитин же, примерив на себя роль генерального, взялся за общую стратегию развития. Вместе они решили создать в Красноярске сеть брендовых фанк-парикмахерских — первую такого рода и в городе, и в крае.
Безумие в формате
Экономисты, которым учредители отдали бухгалтерию на аутсорсинг, представили обоснование рентабельности концептуальной парикмахерской. И первым делом после открытия владельцы Satza снизили цены: оборот было решено сделать за счет количества посетителей.
— Конкуренты очень удивлялись: «Как можно делать стрижки за 100 рублей, в то время как они стоят 500?», — передразнивает их интонацию Никитин. — Мы доказали: 30%-ные скидки бизнес не погубят. Экономисты рассчитали: при такой ценовой политике вложения окупятся в течение года.
— В Москве существует сеть парикмахерских «Чик-чик». Там можно постричься за 30-40 рублей, — продолжает Никитин. — Тесное помещение, плотный поток клиентов, парикмахеры-гастарбайтеры. Это — формат, причем успешный в экономическом плане. Satzа — тоже формат. Но другой.
— Мы безумцы, — честно признается Баженов. И, подумав, добавляет: — В победе не сомневаемся. Когда решили арендовать помещение, зашли сюда, где сейчас находимся, и сразу сказали: «Здесь будет наша парикмахерская». Хозяйка говорит: «Я уже сдала офис, взяла деньги». Тогда Сац заявил: «Верните деньги им, возьмите деньги у нас». Она удивилась такой наглости, но подумала и вернула деньги своим арендаторам, а офис отдала нам. Хоть поначалу и не верила, что Satza — надолго. Мы ведем переговоры именно так: приходим — и берем свое. Как на войне.
Фичи вместо снарядов
Ваша рекламная кампания — тоже военная?
— Конечно. Начнем с названия Оно цепляет, эпатирует, вызывает ассоциации — положительные и отрицательные. Когда человек не понимает чего-то, он начинает думать и при минимуме исходной информации додумывает все что угодно. Satza рифмовали, склоняли, расшифровывали — и в результате запомнили. Первая btl-акция проходила по сценарию диверсии, — вспоминает Баженов. Он знает, о чем говорит: до того как стать арт-директором первой брендовой парикмахерской, брил сослуживцев в армии битыми стеклами, воевал в Чечне, а затем, чтобы, очевидно, добавить красок в биографию, работал на кладбище и инспектором ГИБДД.
— Мы решили устроить образцово-показательную стрижку топором, — смеется Денис. — Подготовили инструмент и девушку-добровольца. Дело — за зрителями. Подкараулили, когда народ по окончании рабочего дня начал выходить с комбайнового завода, и устроили шоу прямо на улице. Люди просто не смогли пройти мимо. Неподалеку работали телекомпании — снимали Дельфийские игры. Увидев толпу зевак в 500 человек, переметнулись к нам. Мы раздали дисконтные карты, отработали с пятью телекомпаниями. Та рекламная кампания обошлась нам в копейки!
Через две недели — следующая акция: два актера бегали по центральной улице, зазывая красноярцев в парикмахерскую. Один промоутер — в костюме фашиста, с парашютом за спиной, второй — в форме красноармейца, с автоматом. Рекламную диверсию прекратила милиция.
— Идеи носятся в воздухе, у Дениса полно фичей, фишек, — рассказывает Никитин.— Задумок — масса. Например, можно создать реального Satzaмена, который будет вершить добрые дела. Или вместо буклетов раздавать ксерокопии паспорта Баженова с пропиской в здании парикмахерской.
Из последних фичей — татуировка с логотипом Satza на теле Дениса и фотографии обнаженных учредителей в солярии в парикмахерской Satza. Из грандиозных планов — логотип, нарисованный на волосах (подлинное креативное окрашивание) чемпиона Кости Саца, который увидят участники и зрители Олимпийских игр.
— Это будет по-настоящему масштабная акция, — Денис Баженов в успехе мероприятия не сомневается. — Сначала организационные моменты на себя брало рекламное агентство, но потом от его услуг пришлось отказаться: за нашим креативом не успевали, начали повторяться. А смысла рекламироваться в глянцевых журналах нет. Зачем? Чтобы конкуренты звонили и узнавали о ценах и скидках? Наша аудитория ходит по улицам. И мы идем к ней.
Мастерская мотивация
Ставку учредители Satza делают на концептуальный формат и верный бренду персонал.
— В персонал салонов красоты не принято вкладывать деньги, — говорит Никитин. — Текучка кадров там очень высокая, обучение мастеров — их личное дело. У нас принципиально другой подход. Мы считаем, что надо инвестировать в сотрудников. Более того, предлагаем им гораздо больше, чем должность мастера. Каждую неделю проходят собрания, каждый день — планерки. Мнения работников выслушиваются, предложения обсуждаются. Людям нужно знать, что они влияют на принятие решений, что от их труда зависит работа всей фирмы. Это — лучшая мотивация. А еще они должны видеть перспективы роста. В сети их масса, — как о само собой разумеющемся говорит о еще не существующей сети парикмахерских Satza Никитин. — За людей не надо держаться, им надо создавать условия. Если они не играют по существующим правилам, начинают работать дома или на конкурентов, с ними лучше расстаться.
— Я не вожусь с «хомяками», — неожиданно заявляет Баженов. И уточняет терминологию: — «Хомяки» — это те, кто работает на дому. Мы предоставляем людям социальные пакеты, возможность получить образование И это на самом деле уникальные предложения от работодателей. Но мы требуем, чтобы в свободное время мастера отдыхали, обратное скажется на уровне обслуживания. Мастер хочет принимать клиентов не только в Satza? Сразу попрощаемся.
Креатив по франшизе
— Экономисты готовят пакеты по франшизе, — переходит к стратегии Сергей Никитин. — В Satzа отработаны технологии управления персоналом, обучения, продвижения компании. Мы предложим красноярским салонам красоты пакет бизнес-решений: методики проведения креативных акций, проверенную систему мотивации персонала, продуманную и просчитанную систему скидок А 12-15 брендовых парикмахерских сети Satza смогут существенно влиять на местный рынок. Когда 15 салонов в городе опустят цену до 30 рублей за стрижку, конкуренты начнут закрываться. Пока конкуренции как таковой в городе нет. Есть 80% красноярцев, которые не ходят в салоны красоты в принципе. И есть 250 салонов, которые живут сегодняшним днем, не думая о завтрашнем. Они или спят, или не умеют воевать.
Ближайшие бизнес-планы Satza — тоже неординарные. В январе клиентов, пришедших в парикмахерскую в декабре, ждут 70%-ные скидки. Никакой благотворительности, только расчет креативных бизнесменов. Январь — «мертвый» месяц, считают они, но в Satza мастера будут заняты, а следовательно, не потеряют квалификацию и не начнут работать дома.
— Когда нам не понравились правила существовавших соревнований среди парикмахеров, мы устроили свой шоу-чемпионат «Стрижж Реслинг». Для нас нет авторитетов. Мы анархисты, — говорит Сергей. Денис подхватывает:
— Вот представьте: вы заходите в магазин, а там — гигантская очередь. Можно мирно встать в конце и ждать, пока тебе достанутся крохи. А можно разбежаться, разбить цепочку людей и встать в начале. Мы — из тех, кто ждать не будет.
Думаете, очередь такое потерпит?
— Уверены, теперь с нами придется считаться. Вполне возможно, через пять лет к брендовой сети парикмахерских Satza добавится вторая сеть — альтернативная, в другом формате. Красноярцам нужно дать возможность выбрать тот бренд, который им ближе. Кто сделает этот хитрый маркетинговый ход? Конечно, мы.