Попасть в кадр: как красноярский бизнес решает проблему дефицита рабочей силы?
Кадры по-прежнему решают все. «ДК» узнал, как предприятия края решают кадровый вопрос и кто сегодня востребован на рынке труда.
Работодатели и вузы учатся говорить на одном языке
Ольга Никитина, замминистра образования и науки Красноярского края
В январе этого года Красноярский край выиграл грант «Агентства социальных инициатив» по развитию в регионе дуального образования. Его смысл в том, что обучение в вузе идет по принципу 50/50 — половина обучения проходит в стенах колледжа, другая половина — на рабочем месте. Сегодня в проекте участвуют предприятия машиностроительного комплекса — ИСС им. Решетнева, «Радиозавод», КрасМАШ, из образовательных учреждений — СФУ, СибГАУ, педуниверситет и пять техникумов. Пока мы делаем первые шаги: предприятия сформулировали требования, которые предъявляются к работнику, а образовательные учреждения наложили их на учебный план. Анализ показал, вузы и предприятия говорят на разных языках, и понять друг друга можно, только работая над совместным продуктом. Ключевая задача для нас — максимально включить работодателя в образовательный процесс. Тренд образования в корне меняется: если работодатели будут безучастны, не будут вкладываться в процесс обучения, то государство в одиночку никогда не разрулит этот вопрос, и качество образования никогда не повысится.
Кадровый резерв
Опыт предприятий Красноярского края в подготовке кадров
- С 2012 г. компания ведет целевой набор абитуриентов в СФУ на направление «Металлургия цветных металлов» — с 2012 г. таким образом в вуз поступило 38 человек. Студенты получают стипендию от РУСАЛа, изучают дополнительные дисциплины, проходят практику на предприятиях и получают гарантированное трудоустройство по окончании вуза.
- РУСАЛ совместно с СФУ организует конкурс для школьников «Тринадцатый элемент. Alхимия будущего». Его победители получают преимущество при зачислении в профильный институт, а главный лауреат — гарантированное зачисление в целевую группу РУСАЛа. В 2013-2014 гг. в конкурсе приняли участие 1500 человек.
- Развитие учебной и научной базы в Красноярском крае, в первую очередь, идет за счет работы с вузом-партнером — Институтом нефти и газа СФУ.
- В Туруханске, Красноярске, Игарке несколько лет работают «Роснефть-классы», где старшеклассники углубленно изучают профильные предметы. Ежегодно около половины выпускников этих классов поступают на профильные специальности в Институт нефти и газа, в том числе по программам целевой подготовки. В 2014 г. СФУ впервые выпустит специалистов из числа первых учеников «Роснефть-классов», прошедших программу непрерывного образования «Школа — вуз — предприятие».
- Для трудоустройства в Ванкорнефть разработана программа по работе с выпускниками СФУ — студенты проходят в компании практику и стажировку. По их результатам выпускников принимают на работу в структурные подразделения компании. В 2013 г. практику в Ванкорнефти прошли 207 студентов.
«Э.ОН Россия» (филиал компании в КК — «Березовская ГРЭС»)
- С 2011 г. в общеобразовательной школе г. Шарыпово по программе «Карьера начинается в школе» открыты классы юных энергетиков. Это совместный проект школы, СФУ и Березовской ГРЭС. Энергоклассы оснащены обучающим и лабораторным оборудованием, в приобретение которого компания инвестировала более 3 млн руб. Кроме этого, компания финансирует учащимся энергоклассов дополнительные занятия по физике и математике. Всего в энергоклассе в Шарыпово занимаются 54 школьника.
- В 2014 г. на XI КЭФе «Э.ОН Россия» и СФУ заключили Соглашение о стратегическом партнерстве в области подготовки инженерно-технического персонала. В соглашении оговорена совместная работа по вопросам модернизации системы подготовки инженеров–энергетиков и реализации комплексной программы «Школа–вуз–предприятие». В Политехническом институте СФУ будет создана специализированная учебная лаборатория, оснащенная установками по водоподготовке и анализу топлива и газа, демонстрационными макетами оборудования тепловых электростанций, а также тренажерным классом по управлению современными энергоблоками. До конца 2015 г. компания намерена направить на эти цели около 5 млн руб.
Источник: данные компаний