Продуктовый дискаунтер: успехи и перспективы
Наталья Рагиня, директор сети продуктовых дискаунтеров "Батон" рассказала о планах в развитии дискаунтера.
Расскажите о формате Вашего дискаунтера.
— Дискаунтер «Батон» — это магазин у дома с самыми низкими ценами. При старте сети мы приняли для себя эту цель и не собираемся от нее отходить. Будем делать всё, чтобы наш покупатель получал лучшие цены рядом с домом.
Чтобы сделать цены низкими мы понимаем, что надо работать над затратами, а для торговли это закупочные условия и процессы «до» и «в магазине»: самый необходимый ассортимент, простая упаковка, минимум энергопотребляющего оборудования. Еще больше самообслуживания, например, покупатели сами упаковывают свои покупки в торговом зале и на кассе — всё это позволяет давать покупателю самую низкую цену.
Магазин для тех, кто экономит и для тех, кто задаёт себе вопрос «Зачем платить больше?».
Каковы подходы Вашего дискаунтера к формированию ассортимента и цен?
— Ассортимент направлен на удовлетворение базовых потребностей покупателей. Если проще — необходимые товары по низким ценам.
В большинстве категорий товар представлен минимальным количеством наименований, в некоторых категориях — одним, самым популярным весом или объёмом.
Ограниченное количество позиций в категории позволяет укрупнить объём закупки, получить лучшую цену, повысить загрузку транспорта и сократить затраты на доставку и обработку товара на складе.
Развитие товаров под собственной торговой маркой также позволяют дать самую низкую цену из аналогичных товаров при сопоставимом уровне качества. Покупатель не переплачивает за бренд и красивую упаковку. Собственные бренды составляют около 30% в обороте сети, в некоторых категориях эта доля достигает 100%. Простая упаковка, черно-белая или однотонная также снижает стоимость товара. Товары собственных брендов регулярно проходят экспертизу в лаборатории на отсутствие фальсификации.
Товары высокого и среднего ценовых сегментов известных брендов в наших магазинах, как правило, представлены по самым низким ценам. Если производитель готов давать справедливую цену, товар может оказаться на полках наших дискаунтеров по самой низкой цене на рынке. Объем продаж одного наименования таких товаров может достигать от 200 паллет в месяц, это так же позволяет производителю обрабатывать и доставлять товар с минимальными затратами.
Сколько товарных позиций составляет ассортимент дискаунтера?
— От 800 до 1 200, это зависит от площади магазина - фактически от его возможностей выставить товар. Это совсем немного по сравнению с обычными супермаркетами, где количество позиций составляет около 7 000 — 9 000. Конкуренция за место в дискаунтере значительно сильнее, именно поэтому поставщики предлагают лучшие условия для наших покупателей, а мы для них самую низкую цену.
Какова эффективность работы дискаунтера на настоящий момент?
— В этом году ресурсы менеджмента направлены на оптимизацию процессов и сокращение издержек. Именно такая работа позволяет держать низкие цены на самые необходимые товары.
При открытии магазинов делается упор на снижение издержек при дальнейшей эксплуатации: светодиодное освещение с минимальным энергопотреблением, минимум энергопотребляющего оборудования. Все оборудование закупается через электронные тендерные торги.
Запущены проекты по упрощению и централизации процессов для персонала: действующий персонал магазина взаимозаменяем, при этом требования к квалификации персонала сокращаются. Высокие темпы открытия требуют быстрого обучения сотрудников, упрощенные процессы сокращают время обучения.
При этом наши сотрудники так же быстро растут профессионально, и двигаются вверх по карьерной лестнице. За 6 месяцев сотрудник может вырасти с должности продавца до управляющего магазином. Есть примеры, когда администратор стал "кустовым" директором и управляет 10 магазинами.
В конце прошлого года мы настроили технологию обеспечения и поддержания интенсивных открытий. В этом году интенсивность открытий достигала 4 магазина в неделю, бывали случаи открытия трех магазинов в один день в разных городах.
Каковы планы и перспективы развития дискаунтера на ближайшие годы?
— На начало этого года было 26 магазинов в 5 городах Красноярского края и Хакасии, на сегодняшний день — 55 магазинов в 16 населенных пунктах. В планах сохранить темпы открытий, за ближайшие 12 месяцев открыть еще 100 магазинов. Работать над издержками и оптимизацией процессов для достижения самых низких цен на самые необходимые товары.