Развитие китайского автопрома: когда они догонят европейцев?
Китайский автопром, как и корейский начала 2000-х, развивается быстрыми темпами. Как китайские производители могут вытеснить корейцев из России и какие перспективы ждут автомобили из Поднебесной?
В середине 1990-х на российском автомобильном рынке стремительно начали появляться корейские автомобили. Во время выхода на рынок их никто не воспринимал всерьез, однако сейчас они считаются реальными конкурентами для японских и части европейских марок.
Сейчас подобная ситуация, как с «корейцами», возникла с китайскими автопроизводителями. Мы становимся свидетелями, как китайские компании начинают создавать действительно конкурентоспособные продукты. По этому пути сейчас развивается компания Geely, входящая в Geely Holding Group.
Компания, выпустившая в 1998 году первый автомобиль в своей истории, с 2010 года начала мощно эволюционировать и развиваться. Первый шаг был сделан в 2010 году, когда компанией Geely был куплен контрольный пакет акций Volvo Car. В 2013-м компания сделала следующий глобальный шаг — купила компанию по производству всемирно известных британских такси, подписала соглашение с Volvo о передаче технологий. В 2014 году был куплен британский стартап по разработке электромобилей, в 2017-м — контрольный пакет акций британского производителя спорткаров Lotus Cars. В конце марта 2019 года компания Geely и немецкий автоконцерн Daimler объявили о создании совместного предприятия для дальнейшего развития марки Smart как лидера электромобилей премиум-класса.
Попав в 2012 году в список 500 крупнейших компаний мира Fortune Global 500, к 2018 году компания Geely смогла подняться на 267-е место. В прошлом году совокупный объем продаж автомобилей Geely Group превысил 2 млн автомобилей, что превзошло показатели 2017 года на 18%. Geely не планирует останавливаться на достигнутом. К 2020 году компания стремится стать самым конкурентоспособным и уважаемым автомобильным брендом Китая.
В техническом плане стратегия компании также известна. Основной упор в ближайшем будущем Geely Group сделает на разработку и производство электродвигателей и турбодвигателей. Эта стратегия весьма оправдана, ведь за электродвигателями будущее мирового автопрома. Турбодвигатели также не стоит списывать со счетов, ведь ежегодно доля автомобилей с «наддутым» растет, в том числе и в России. Стоит вспомнить также и то, что в настоящее время сохраняется тенденция уменьшения объема двигателя без потери его мощности, благодаря установке более производительной турбины и совершенствования конструктива двигателя. Ежегодно компании развивают турбодвигатели, постоянно совершенствуя их или создавая абсолютно новые продукты. По прогнозам специалистов, к 2020 году количество автомобилей с турбодвигателем превысит 50 млн автомобилей, хотя в 2018 году их количество достигло 43 млн.
Компания Geely не осталась в стороне, и, следуя общемировой тенденции совершенствования турбодвигателей, создала второе поколение двигателя собственной разработки 1.8 TD. Сначала вводит в ступор индекс TD. Оказывается, что это не отсылка к тяжелому топливу, а аббревиатура от turbo direct — непосредственному впрыску топлива. Двигатель объемом 1,8 литра имеет мощность в 184 л. с. и внушительный крутящий момент в 285 Нм. Динамические характеристики двигателя после модернизации улучшились прилично, показав прибавку в 21 л. с. и 35 Нм крутящего момента. Двигатель стал более эластичным и удобным для повседневной езды по городу благодаря широкому диапазону, на котором достигается максимальный крутящий момент — с 1 500 до 4 000 об/мин. Все это позволяет разгонять массивный кроссовер Geely Atlas до 100 км/ч за 10 секунд.
Инженеры компании провели огромную работу по минимизации шумов и вибраций от работы двигателя. К примеру, на этом двигателе впервые была использована бесшумная цепь ГРМ нового поколения в паре с новым натяжителем цепи, который должен снизить шум от двигателя на высокой скорости. Часть деталей, таких как кожух цепи ГРМ, были созданы заново после тщательного моделирования, опять же, ради снижения шума работы двигателя. Интегрированные в двигатель опоры позволяют минимизировать колебания двигателя на всем диапазоне оборотов. Все эти меры позволили достигнуть сравнимого с премиум-сегментом уровня шума на месте водителя — до 39,5 Дб.
На этом новшества не заканчиваются. В двигателе установлены облегченные на 10% поршни с антифрикционным покрытием юбок, система изменения фаз газораспределения DVVT (на впуске и выпуске) с полыми распределительными валами, система непосредственного впрыска топлива с рабочим давлением 150 бар, полые выпускные клапаны, заполненные жидким натрием для лучшего охлаждения, два балансирных вала, лопастной масляный насос переменной производительности и двухслойный выпускной коллектор с интегрированным перепускным клапаном. Все это управляется современным 32-битным блоком управления Bosch MED17. Настройка впрыска и сгорания топлива, а также применение новейшего лопастного масляного насоса позволило вписать новый мотор под экологические нормы Евро-5. В будущем производители планируют адаптировать существующий двигатель под стандарт Евро-6 без особых изменений. И это все доступно даже при использовании 92-го бензина!
Большое внимание в компании Geely уделили испытаниям нового двигателя. Было проведено множество стендовых испытаний в исследовательском центре Geely на долговечность, шумоизоляцию и динамику двигателя. На стендах двигатели перенесли 3 000 испытаний на термический удар, пережили 800 часов испытаний на циклическую нагрузку и 400 часов испытаний уровня мощности. Двигатели проработали 200 часов в испытаниях при полной нагрузке на полной скорости и 50 часов в испытаниях на предельных скоростях. Стенами исследовательского центра испытания не ограничивались. Двигатель также был испытан в полевых условиях самых суровых районов Китая, от жаркой пустыни Такла-Макан до арктической зимы Мохэ. В условиях арктического холода двигатель также справился со всеми испытаниями и заводился без проблем даже в –35 °С. На территории Сибири уверенный зимний запуск двигателя явно оценят.
Во время короткого тест-драйва на автомобиле Geely Atlas двигатель 1.8 TD показал себя наилучшим образом. Широкий диапазон оборотов с максимальной тягой позволяет уверенно выезжать на трассу и осуществлять обгон практически на любых скоростях. Отдельно стоит отметить настройку педали газа — на все нажатия она реагирует чутко и быстро. Порадовала шумоизоляция двигателя — его действительно практически не слышно до 4 000 об/мин. Иногда стоя около автомобиля сложно понять, заведен он или нет.
Пока не до конца ясным остается вопрос об износостойкости мотора. Испытания — это хорошо, но как двигатель покажет себя в условиях реальной российской эксплуатации? В Китае один из купленных «Атласов» с новым двигателем 1.8 TD прошел уже более 200 тыс. км. По словам директора по стратегии развития силовых агрегатов Хокана Сандкиста, новый двигатель пройдет более 300 тыс. км без серьезных проблем. Осталось лишь дождаться того момента, когда в России появятся первые двигатели с пробегом свыше 200 тысяч. К слову, проблемы со схожим по конструктиву турбодвигателем 1,8 одного из немецких производителей проявляются уже примерно на 120 тыс. км пробега. Если двигатель компании Geely действительно сможет проехать без проблем более 250 тыс. км, тогда можно будет говорить о том, что компания Geely действительно может соперничать с европейскими автопроизводителями. Тем более, если сравнить стоимость обслуживания этих двигателей, которая, несомненно, будет в пользу Geely.