Русские броневики для арабских шейхов от Юрия Яворского
Производственные площади и главный офис ГК «РИДА» находятся далеко от центра города и хорошо скрыты от посторонних глаз внушительным ограждением. «К кому?» — не поздоровавшись, перекрикивает ав
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, на которого недавно было совершено покушение, пользовался Mercedes, бронированным нижегородской ГК «РИДА». В группе компаний считают, что их броня спасла Евкурову жизнь. Закрепившись на российском рынке бронированных автомобилей, ГК «РИДА» наращивает свою долю на европейском.
Начинала компания, как большинство предприятий, так или иначе связанных с автомобилями, с производства запчастей для автомобилей марки ГАЗ. Как вспоминает председатель совета директоров ГК «РИДА» Юрий Яворский, в 90-е гг. он нанял несколько рабочих для производства примитивных автокомпонентов: «На съемной квартире мы собирали приборные панели и продавали их на автомобильных городских рынках». Запчасти были в дефиците, поэтому продукция расходилась быстро. К тому же г-н Яворский постоянно оптимизировал нехитрое производство и искал способы снижения себестоимости товара. Благодаря бартерным схемам предприниматель смог в четыре раза снизить себестоимость панелей, а маржа при этом нередко достигала 4 000%.
Производство быстро перешло с сотен панелей в месяц на тысячи. Уже через год их начали устанавливать на машины. Заодно освоили нехитрые приемы тюнинга: тонировку стекол, обивку салона, установку кондиционеров. Для «люксовки» предприятию, уже носившему имя «РИДА» («Реконструкция и дизайн автомобилей»), пришлось в 1992 г. построить три гаража и организовать первый конвейер. Оборудование частично собрали сами из старых станков, частично закупили на нижегородских промышленных предприятиях. На первой линии работало всего 10 человек.
В 1997 г. Юрий Яворский купил заброшенную лесопилку, снес ее и построил производственные мощности. Поначалу занимались все той же «люксовкой». Пока однажды не поступил заказ на скрытое бронирование представительского автомобиля от одного из нижегородских бизнесменов. Опыта у работников компании в этой области практически не было. Однако для г-на Яворского тема была близка — в его армейской специализации значилось: «Танковая бронетехника». Перенимать опыт у отечественных и зарубежных производителей бронеавтомобилей было невозможно. Бронирование автомобилей представительского класса — один из самых закрытых бизнесов, особенно в его технологической составляющей.
На предприятии развернулись масштабные учения: иномарку разобрали по винтикам, тренировались в сварке брони, полученные заготовки подвергали температурным перепадам, стреляли по ним из автоматического оружия. По окончании испытаний установили все на автомобиль. Первый заказ сделали в срок, и клиент остался доволен. По словам Юрия Яворского, именно тогда окончательно оформилась идея сконцентрироваться на бронировании автомобилей на базе представительских иномарок.
Как «РИДА» освоилась в Иордании
Сегодня в ГК «РИДА» входят четыре подразделения: завод бронеавтомобилей, завод бронированного стекла, продукцию которого закупает Минобороны РФ, завод малых серий и завод «Спецкомплект». Бронирование автомобилей поставлено на поток: ежегодно «РИДА» выпускает 100 машин VIP-класса на базе Mercedes, Toyota и Lexus. Помимо автосалона в Нижнем Новгороде дилерская сеть охватывает уже 8 городов в России, Германии, Иордании и Белоруссии.
Стратегически важной для ГК «РИДА» давно стала территория Иордании. Представительство в Иордании полностью обеспечивает автомобилями для бронирования нижегородское производство. «К примеру, Toyota Land Cruiser 200 в Иордании стоит в два раза дешевле, чем в России. На условиях совершенно легального временного ввоза мы переправляем машины в Нижний Новгород. Затем бронируем и возвращаем в Иорданию», — поясняет г-н Яворский. Как правило, бронированные автомобили изготавливают под заказ. Технология такова: клиент называет марку машины, цвет, комплектацию и тип бронирования. Дальше автомобиль буквально разбирают на детали. В кузов вваривают броневую сталь (в днище, крышу, боковые стойки, проемы дверей, рамы). Устанавливают бронированные стекла. В результате получается бронированная капсула. Главная задача — обеспечить перекрытия, между листами не должно быть просветов. Естественно, машина значительно прибавляет в весе — в среднем 1 т. Поэтому меняется крепление дверей, усиливаются элементы трансмиссии и подвески. При желании специалисты компании могут поколдовать и над двигателем, но не все автопроизводители разрешают это делать — могут снять с гарантии.
С учетом того что броня в России на порядок дешевле, чем в Европе, стоимость бронированного автомобиля на базе Mercedes-Benz W/V 221 S 500 L 4 Matic от ГК «РИДА» составляет 14 млн руб. В Германии точно такой же автомобиль предложат за 24 млн руб. «Европейские компании за эти деньги предлагают только бронирование — они привыкли работать с огромными наценками. Теперь, сжав зубы, смотрят, как мы входим на их рынок. При этом мы не демпингуем, поверьте, с доходностью у нас все в полном порядке», — подчеркивает Юрий Яворский.
Представительство в Иордании находится в свободной торговой зоне города Зарка. Это своего рода промышленный центр страны. В Зарке проживает 800 тыс. жителей, и там расположено больше половины иорданских предприятий, часть которых— инвестиционные проекты бизнесменов из Саудовской Аравии. К появлению ГК «РИДА» администрация города отнеслась с воодушевлением. «Во время строительства воду, электричество и остальные коммуникации нам подвели совершенно бесплатно. Затем ни разу не повышали плату за аренду», — вспоминает г-н Яворский.
В Зарке расположен небольшой сервисный центр, офисное помещение и открытая площадка для хранения и продажи автомобилей. «Снега нет в принципе, круглый год солнце — строить автосалон не имеет смысла», — поясняет Юрий Яворский. Руководитель представительства в Иордании — араб, он отвечает за продажу машин дилерам и прямые продажи. Основные клиенты на Востоке — государственные структуры Ирака, Ирана, Пакистана, Ливана, а также бизнесмены, точнее, арабские шейхи (по словам г-на Яворского, исключительно платежеспособная аудитория).
Как «РИДА» пытается пробиться к госзаказу
Сегодня 90% успеха ГК «РИДА» связано с розничными, или, как говорит Юрий Яворский, рыночными продажами. Среди клиентов компании много известных политиков и предпринимателей, бывали случаи, когда бронеавтомобили спасали этим людям жизнь. «К сожалению, рассказывать о конкретных людях и ситуациях мы не имеем права — это железное правило», — предупреждает г-н Яворский.
Помимо частных заказчиков есть еще большой и вкусный кусок рынка государственных заказов, куда «РИДА» пока пробиться не может. Призывы президента «покупать отечественное», низкие цены при высоком качестве — не аргументы для государственных заказчиков.
«Парадокс, но когда государственное предприятие объявляет тендер на поставку бронированных автомобилей, то одно из условий — сертификация по европейским стандартам. «РИДА» — российская компания и сертифицирована по отечественным стандартам, чиновник, для которого готовится автомобиль, — также российский. Тем не менее это несоответствие в сертификации — повод для отказа в участии в тендере», — искренне удивляется Юрий Яворский.
Предприниматель не намерен останавливаться и собирает документацию для Федеральной антимонопольной службы. Компанию уже признали западные коллеги, и он убежден, что получить госзаказ мешают только нечистые на руку чиновники. До получения государственных заказов (а их предприятие точно получит, г-н Яворский уверен) свободные производственные ресурсы «РИДА» направляет на бронирование передвижных операционных касс, чек-пойнтов, инкассаторских автомобилей, специальных бронеавтомобилей на базе Volkswagen.
Алексей Меркутов
Производственные площади и главный офис ГК «РИДА» находятся далеко от центра города и хорошо скрыты от посторонних глаз внушительным ограждением. «К кому?» — не поздоровавшись, перекрикивает автоматные очереди охранник проходной. «К председателю совета директоров, вот документы», — потеряв всякое желание выдвигаться на «передовую», отвечаем мы. От КПП до офисного здания проследовали под аккомпанемент «калашникова». Стреляют в ГК «РИДА» часто и с упоением — тестируют элементы брони и бронированного стекла перед установкой на автомобили.
Начинала компания, как большинство предприятий, так или иначе связанных с автомобилями, с производства запчастей для автомобилей марки ГАЗ. Как вспоминает председатель совета директоров ГК «РИДА» Юрий Яворский, в 90-е гг. он нанял несколько рабочих для производства примитивных автокомпонентов: «На съемной квартире мы собирали приборные панели и продавали их на автомобильных городских рынках». Запчасти были в дефиците, поэтому продукция расходилась быстро. К тому же г-н Яворский постоянно оптимизировал нехитрое производство и искал способы снижения себестоимости товара. Благодаря бартерным схемам предприниматель смог в четыре раза снизить себестоимость панелей, а маржа при этом нередко достигала 4 000%.
Производство быстро перешло с сотен панелей в месяц на тысячи. Уже через год их начали устанавливать на машины. Заодно освоили нехитрые приемы тюнинга: тонировку стекол, обивку салона, установку кондиционеров. Для «люксовки» предприятию, уже носившему имя «РИДА» («Реконструкция и дизайн автомобилей»), пришлось в 1992 г. построить три гаража и организовать первый конвейер. Оборудование частично собрали сами из старых станков, частично закупили на нижегородских промышленных предприятиях. На первой линии работало всего 10 человек.
В 1997 г. Юрий Яворский купил заброшенную лесопилку, снес ее и построил производственные мощности. Поначалу занимались все той же «люксовкой». Пока однажды не поступил заказ на скрытое бронирование представительского автомобиля от одного из нижегородских бизнесменов. Опыта у работников компании в этой области практически не было. Однако для г-на Яворского тема была близка — в его армейской специализации значилось: «Танковая бронетехника». Перенимать опыт у отечественных и зарубежных производителей бронеавтомобилей было невозможно. Бронирование автомобилей представительского класса — один из самых закрытых бизнесов, особенно в его технологической составляющей.
На предприятии развернулись масштабные учения: иномарку разобрали по винтикам, тренировались в сварке брони, полученные заготовки подвергали температурным перепадам, стреляли по ним из автоматического оружия. По окончании испытаний установили все на автомобиль. Первый заказ сделали в срок, и клиент остался доволен. По словам Юрия Яворского, именно тогда окончательно оформилась идея сконцентрироваться на бронировании автомобилей на базе представительских иномарок.
Как «РИДА» освоилась в Иордании
Сегодня в ГК «РИДА» входят четыре подразделения: завод бронеавтомобилей, завод бронированного стекла, продукцию которого закупает Минобороны РФ, завод малых серий и завод «Спецкомплект». Бронирование автомобилей поставлено на поток: ежегодно «РИДА» выпускает 100 машин VIP-класса на базе Mercedes, Toyota и Lexus. Помимо автосалона в Нижнем Новгороде дилерская сеть охватывает уже 8 городов в России, Германии, Иордании и Белоруссии.
Стратегически важной для ГК «РИДА» давно стала территория Иордании. Представительство в Иордании полностью обеспечивает автомобилями для бронирования нижегородское производство. «К примеру, Toyota Land Cruiser 200 в Иордании стоит в два раза дешевле, чем в России. На условиях совершенно легального временного ввоза мы переправляем машины в Нижний Новгород. Затем бронируем и возвращаем в Иорданию», — поясняет г-н Яворский. Как правило, бронированные автомобили изготавливают под заказ. Технология такова: клиент называет марку машины, цвет, комплектацию и тип бронирования. Дальше автомобиль буквально разбирают на детали. В кузов вваривают броневую сталь (в днище, крышу, боковые стойки, проемы дверей, рамы). Устанавливают бронированные стекла. В результате получается бронированная капсула. Главная задача — обеспечить перекрытия, между листами не должно быть просветов. Естественно, машина значительно прибавляет в весе — в среднем 1 т. Поэтому меняется крепление дверей, усиливаются элементы трансмиссии и подвески. При желании специалисты компании могут поколдовать и над двигателем, но не все автопроизводители разрешают это делать — могут снять с гарантии.
С учетом того что броня в России на порядок дешевле, чем в Европе, стоимость бронированного автомобиля на базе Mercedes-Benz W/V 221 S 500 L 4 Matic от ГК «РИДА» составляет 14 млн руб. В Германии точно такой же автомобиль предложат за 24 млн руб. «Европейские компании за эти деньги предлагают только бронирование — они привыкли работать с огромными наценками. Теперь, сжав зубы, смотрят, как мы входим на их рынок. При этом мы не демпингуем, поверьте, с доходностью у нас все в полном порядке», — подчеркивает Юрий Яворский.
Представительство в Иордании находится в свободной торговой зоне города Зарка. Это своего рода промышленный центр страны. В Зарке проживает 800 тыс. жителей, и там расположено больше половины иорданских предприятий, часть которых— инвестиционные проекты бизнесменов из Саудовской Аравии. К появлению ГК «РИДА» администрация города отнеслась с воодушевлением. «Во время строительства воду, электричество и остальные коммуникации нам подвели совершенно бесплатно. Затем ни разу не повышали плату за аренду», — вспоминает г-н Яворский.
В Зарке расположен небольшой сервисный центр, офисное помещение и открытая площадка для хранения и продажи автомобилей. «Снега нет в принципе, круглый год солнце — строить автосалон не имеет смысла», — поясняет Юрий Яворский. Руководитель представительства в Иордании — араб, он отвечает за продажу машин дилерам и прямые продажи. Основные клиенты на Востоке — государственные структуры Ирака, Ирана, Пакистана, Ливана, а также бизнесмены, точнее, арабские шейхи (по словам г-на Яворского, исключительно платежеспособная аудитория).
Как «РИДА» пытается пробиться к госзаказу
Сегодня 90% успеха ГК «РИДА» связано с розничными, или, как говорит Юрий Яворский, рыночными продажами. Среди клиентов компании много известных политиков и предпринимателей, бывали случаи, когда бронеавтомобили спасали этим людям жизнь. «К сожалению, рассказывать о конкретных людях и ситуациях мы не имеем права — это железное правило», — предупреждает г-н Яворский.
Помимо частных заказчиков есть еще большой и вкусный кусок рынка государственных заказов, куда «РИДА» пока пробиться не может. Призывы президента «покупать отечественное», низкие цены при высоком качестве — не аргументы для государственных заказчиков.
«Парадокс, но когда государственное предприятие объявляет тендер на поставку бронированных автомобилей, то одно из условий — сертификация по европейским стандартам. «РИДА» — российская компания и сертифицирована по отечественным стандартам, чиновник, для которого готовится автомобиль, — также российский. Тем не менее это несоответствие в сертификации — повод для отказа в участии в тендере», — искренне удивляется Юрий Яворский.
Предприниматель не намерен останавливаться и собирает документацию для Федеральной антимонопольной службы. Компанию уже признали западные коллеги, и он убежден, что получить госзаказ мешают только нечистые на руку чиновники. До получения государственных заказов (а их предприятие точно получит, г-н Яворский уверен) свободные производственные ресурсы «РИДА» направляет на бронирование передвижных операционных касс, чек-пойнтов, инкассаторских автомобилей, специальных бронеавтомобилей на базе Volkswagen.
Алексей Меркутов