«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске

DK.RU выяснил, за счет чего франшизы могут быть успешны даже в кризис, и какие проекты могут появиться на красноярском рынке.

Каждый потенциальный франчайзи начинает свой бизнес с анализа конкурентной среды. Одни опираются на опыт соседних городов, другие – следят за оборотами конкурентов в Красноярске. Разбег затрат на открытие такого бизнеса довольно широк: франшизный взнос кафе-мороженого «БаскинРоббинс» составляет $5000, а открыть квест-рум можно чуть больше чем за 100 тыс. руб.

В России франчайзинг начал активно осваиваться лишь с начала 2000-х. В 2003 год была проведена первая выставка франшиз BUYBRAND Expo. В РФ на тот момент работало не более 10-15 франчайзинговых компаний. В 2004 году в Россию пришли крупные зарубежные бренды «Sela» и «Subway».

Российские франшизы начали появляться еще немного позже: бренды Milavitsa, 2ГИС, Бэби-клуб, Алфавит, BERGhoff, Азимут отель, NewsMedia (газеты «Жизнь» и «Твой день»), EVITA, Кофеин и др.

Экономический крен

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 1

 

«Сегодняшняя экономика не располагает к инвестированию средств в новые проекты, тем более, как это бывает в ряде случаев франшизы, к тратам только за использование бренда или готовой бизнес-модели», – комментирует Дмитрий Бочаров, директор Центра делового сотрудничества Союза  «Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты».

 

По данным Российской ассоциации франчайзинга, наиболее востребованы сегодня франшизы в области розничной торговли и в сфере общественного питания.

«И это вполне предсказуемо, – поясняет г-н Бочаров. - В сфере розницы безусловно лидирует торговля одеждой, продуктами питания (сетевой ритейл), а также косметикой. В сфере общепита – сети заведений быстрого питания (пиццерии, кафе, суши-бары и т.д.). Кроме того, выходят на рынок франчайзинга направления по оказанию услуг для населения - бытовых, медицинских и спортивных».

Чем больше требуется инвестиций, тем осторожнее предприниматели. Яркий пример - обращение компании Yum! BrandsInc (владеет брендами KFC, PizzaHut и TacoBell) в Торгово-промышленную палату для организации презентации одного из своих брендов.

«На данной презентации присутствовали все основные представители бизнеса в сфере общественного питания Красноярска, в том числе уже работающие по франшизам, опытные игроки в данном сегменте рынка, – рассказывает Дмитрий Бочаров. - Насколько мне известно, по результатам презентации никто так и не проявил заинтересованности в развитии сотрудничества».

Франчайзинг связан с множеством рисков, о которых может даже не догадываться будущий предприниматель – основной выбор строится вокруг соотношения цена/известность.

«Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но требуют существенных инвестиций: при этом не следует забывать, что определенная доля риска присутствует и во вполне устоявшихся франшизах», - предупреждает эксперт ЦС ТПП.

В мае 2015 года было объявлено о закрытии в Красноярске магазина одежды Marks&Spencer. Торговая точка площадью 1300 кв. м. размещалась в ТРЦ «Планета». Представители сети не оглашают причины закрытия. Как сообщают федеральные СМИ, Marks&Spencer испытывали финансовые проблемы на фоне все возрастающей конкуренции и негативной экономической ситуации. Другой пример краха франшиз крупных корпораций - закрытие сети магазинов «SPAR». Основные причины того, что крупные фирмы с известным «лицом» покидают рынок - снижение покупательской способности населения, ошибки франчайзи при выборе и реализации проекта, недостаточная помощь со стороны франчайзера.

Срок окупаемости бизнеса по франшизе может быть больше, чем у фирм, которые стартовали с нуля – помимо вложений непосредственно в проект приходится сталкиваться с дополнительными затратами, выплачивая роялти. Владелец франшизы «БаскинРоббинс» в Красноярске Алексей Ермолаев:

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 2«Сумму финансовых вложений не могу назвать, но она значительная и сильно превысила  наши стартовые планы (многие приобретения привязаны к курсу доллара). Незапланированные траты основывались лишь на том, что мы хотели сделать кафе несколько лучше. Классический пример того, что расходы по факту увеличиваются на треть, а срок окупаемости уменьшается на треть от расчетного. Вкладывались исключительно свои средства и разного рода вспомогательными финансовыми программами мы не пользовались, возможно, к сожалению. В планах открытия третьего кафе обязательно будем рассматривать такую возможность».

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 3
Длительное время занимает подготовка проектов – и в течение этого времени франчайзи уже обязан начать делать отчисления.

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 4«Первую свою локацию мы открывали полгода – это очень большой срок, – делится опытом франчайзи квест-рума«Паранойя» в Красноярске Антон Наймушин. - При открытии больше всего времени занимает построение игры и комнаты. И все то время, пока в помещении идет ремонт, ты платишь аренду и отчисляешь роялти, не получая прибыль. Также большая сумма нужна на оборудование комнаты. Ремонт, электроника... Очень много денег уходит именно на эти статьи расходов».

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 5

Так и поплывет

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 6«Поддержка у нас всегда и во всем, – рассказывает владелец франшизы мужской парикмахерской «BIG BRO» Валерий Курзин. – В этом и есть огромнейший плюс франшизы: у нас много городов, у каждого предпринимателя свой опыт, и уже сложился определенный рабочий план, куда стоит идти, куда не стоит, в какие каналы вкладываться. Да и в команде всегда проще: можно было бы и самому начать, но как долго бы мы открывались и развивались – вопрос. У меня не было каких-то особых познаний в этой сфере, но было стремление работать, и с помощью франшизы механизм этой работы был четко отлажен. Следующее -  хорошие перспективы развития. Наша управляющая компания не останавливается только на открытии парикмахерской, мы планируем открыть свою академию по подготовке мастеров, ведь хорошие мастера, в связи с перенасыщением рынка, заканчиваются – нужно растить новые кадры».

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 7

Прежде чем предложить свою франшизу на рынке, франчайзер должен отшлифовать свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность модели.

«Мы заявлены на сайте baskinrobbins.ru как партнёр в Красноярске, участвуем в федеральных программах, – объясняет Алексей Ермолаев. - Есть возможность присоединяться к программам, проводимым в Москве, в том числе к программе лояльности. Нам оперативно предоставляются имеющиеся в распоряжении фабрики рекламные материалы. Проводится обучение сотрудников как в Красноярске, так и в Москве. На стартовом этапе фабрика помогает с оценкой месторасположения торговых точек, с правильной оценкой трафика и покупательскими возможностями основного потока. Это небольшой бизнес, и очень многие вещи приходится делать самому - много читать, много спрашивать, много думать. Но если не знаешь лично всех нюансов своего бизнеса, то чужие советы просто не применишь. Поэтому лекарство от сложностей одно - самому вникать во все процессы и максимально их контролировать, особенно на начальном этапе».

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 8

Франчайзинг нередко обеспечивает минимальные затраты на рекламу и маркетинг.

«Сильна поддержка: достаточно раскрученный сайт, который при поисковом запросе «квесты» выходит одним из первых. Различная маркетинговая продукция: буклеты, визитки – мы немножко сэкономили на дизайнере. Конечно, в процессе все немного переработалось, но для старта этот пакет очень даже приличен. Если бы мы открывались с нуля, то потратили бы гораздо больше средств», - делится опытом Антон Наймушин.

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 9

«Помимо собственно бренда, команда помогает франчайзи с ведением групп ВКонтакте и профилей в Instagram: на начальном этапе объясняют, когда и что нужно писать, выкладывать», – добавляет Валерий Курзин. 

Часто рекламой служит сам бренд, который стягивает лояльный сегмент потребителей – реклама «лица» транслируется во всероссийском масштабе и это, само собой, влияет на ситуацию в регионах.

Шаг - влево, шаг - вправо

Среди предпринимателей бытует мнение о строгости ограничений, которые накладываются на франчайзи. Отчасти это так, но эти рамки стоит отнести скорее к контролю качества, так как франчайзер не хочет рисковать своим брендом.

«Нас попросту не выпустят с плохим продуктом на рынок, а преждевременное открытие некачественного квеста может плохо сказаться как на популярности бренда, так и комнаты, соответственно», - комментирует Антон Наймушин.

По словам Алексея Ермолова, главное то, что не нужно «изобретать велосипед». Стандарты - это, по большому счёту, переработанный многолетний опыт людей со всего мира, и это реально экономит много сил и времени, а также позволяет не совершать ошибок, с которыми кто-то когда-то уже сталкивался.

Франчайзер может ограничивать предпринимателей в закупке «сырья» -  покупать продукт разрешается только у поставщиков, назначенных франчайзером. Случается, что такая изоляция от свободного рынка вынуждает бизнесменов покупать сырье по завышенным ценам. Но нередко компания-флагман предоставляет скидки на приобретение товара.

«Один из наших франчайзи в Казани – представитель специализированной косметики, и мы имеем возможность получать ее по хорошей цене», – отмечает Валерий Курзин.

Франчайзи может вносить предложения, поправки в модель своего предприятия – это зависит от жесткости требований франчайзера и заключенного договора. Известно, что McDonald’s диктует очень жесткие условия - договор регламентирует такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков. Безусловно, есть и более свободные формы взаимодействия: чем меньше компания – тем меньше ограничений она накладывает. Как правило, свобода граничит с обязательствами.

«У нас очень серьезный отбор франчайзи – берут не всех, и человек, приобретая франшизу, должен понимать, нравится ли ему изначально концепция и оформление заведения, его суть, – рассказывает Валерий Курзин. - Как таковых жестких рамок у нас нет – все обсуждаемо: появились какие-то идеи - пожалуйста, мы всегда со всеми на связи».

«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске 10

Рассуждая о ближайшем будущем франчайзинга в Красноярске, эксперты сходятся на том, что предприниматели будут более охотно вкладываться в «раскрученные» проекты.

«В сегодняшних условиях развитие франчайзинга в России в целом, и в нашем регионе в частности, пока не будет иметь какой-то ощутимой положительной динамики, - комментирует ситуацию Дмитрий Бочаров. -  Уже действующие на рынке франшизы, не требующие первоначальных вложений, будут продолжать работать и даже, в некоторых случаях, развиваться. Потребитель привык к этим брендам и будет ими пользоваться в дальнейшем. Опять же, если этот бренд жестко не привязан к иностранным валютам, и его ценовая политика не подвержена курсовым колебаниям. Появление новых для Красноярска, но широко известных в мире франшиз (например, McDonald’s), думаю, также будет принято нашими земляками на «ура». А вот рынок новых малоизвестных франшиз ожидает некоторое «затишье», – потенциальные франчайзи сегодня не готовы вкладывать в них средства».

  

Автор: Анастасия Кураленко

 
Самое читаемое
  • ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активовЦБ отозвал лицензию у банка из топ-60 по величине активов
  • «Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов«Сухой закон» гуляет по стране: в одном из регионов закрыли сразу 400 алкомаркетов
  • Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»Наталья Алемасова: «Почта есть там, куда не доберутся маркетплейсы и курьерские службы»
  • 30,4% из 64 тысяч крупных компаний России сработали в убыток в первом полугодии-202530,4% из 64 тысяч крупных компаний России сработали в убыток в первом полугодии-2025
  • Китай отменяет визы для россиян с 15 сентября: теперь география полетов вырастет?Китай отменяет визы для россиян с 15 сентября: теперь география полетов вырастет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.